метизы
11 октября 2024
Фото: ru.freepik.com

Метизная отрасль России в 2024 году: вызовы и решения

Первые девять месяцев этого года стали для российского рынка крепежа достаточно показательными.

Так, первая половина года для отрасли, на первый взгляд, выдалась успешной. По итогам второго квартала относительно первого объём выпуска метизов в стране вырос на 5,2%. Согласно исследованию Ассоциации «Промметиз», за этот период года российские предприятия произвели свыше 500 тыс. т изделий. Выпуск увеличился и в сравнении со II-м кварталом 2023 года — на 2,7%.

Однако итоги работы первых 9 месяцев 2024 года оказались менее приятными. Начиная с мая этого года наблюдается снижение физического производства метизов на предприятиях. В результате объём выпуска с января по сентябрь текущего года составил 98,5% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. Кроме того, по большинству видов метизной продукции показатели также оказались ниже, чем в прошлом году.

Согласно этой статистике, в 2024 году метизная промышленность нашей страны сталкивается со множеством вызовов, обусловленных экономической ситуацией, зависимостью от импорта и необходимостью внедрения новых технологий.

Чтобы лучше понять, как обстоят дела в отрасли, мы обратились к одному из игроков рынка. Генеральный директор ГК «Трайв», занимающейся производством метизных решений, Владимир Леваков, поделился своим экспертным мнением о ситуации на рынке российского крепежа.

В этой статье мы рассмотрим основные тренды в метизной промышленности и устами эксперта ответим на ключевые вопросы, касающиеся импортозамещения крепёжных изделий. 

крепеж
Фото: ru.freepik.com

Как менялась метизная отрасль и к чему пришла в 2024 году?

«Последние десять лет, с нашей точки зрения, метизная отрасль в России демонстрирует непрерывный рост. Ключевым драйвером роста спроса при этом стали крупные инфраструктурные проекты, финансируемые государством.
После начала СВО спрос в сегменте начал расти за счёт дополнительного влияния появившихся проектов импортозамещения. Причём помогла не только необходимость решения задачи замещения, например, европейского крепежа — свою роль также сыграл общий рост экономики и локализации производства в целом», — рассказал Владимир Леваков.

В компании «Трайв» считают: несмотря на растущий спрос на метизные решения, он всё же ещё слишком далёк от удовлетворения. Однако продолжит увеличиваться, прежде всего, в среднем и выше ценовом сегментах как в 2024 году, так и в перспективе ближайших 3-5 лет. 

При этом ключевыми факторами роста будут являться следующие:

  • развитие национальных проектов, в том числе инвестиции в расширение дорожной сети, строительство мостов, туннелей, обновление подвижного состава, выпуск нового парка дорожной и спецтехники и др;
  • увеличение числа государственных заказов, прежде всего в сегменте ВПК;
  • замещение ушедших с рынков европейских метизных решений;
  • развитие российской промышленности, в том числе машиностроения в различных сегментах;
  • импортозамещение в широком смысле, в частности замещение китайской продукции. Ссылаясь на опыт компании, г-н Леваков отмечает, что это не просто возможно, но и экономически выгодно.

Ключевое изменение нового рынка крепежа состоит в том, что крупные предприятия, такие как «Северсталь», «ММК», «Мечел», заняты выполнением государственных заказов, в то время как нишевый спрос вынуждены удовлетворять новые или более мелкие игроки рынка. Причём часть заказов выполняется за счёт контрактного производства в Юго-Восточной Азии.

 «Однако эта конструкция нестабильна. Например, производственные мощности предприятия «Белзан» практически полностью переориентированы на потребности экосистемы КамАЗа, соответственно, заказы иных клиентов отклоняются или переносятся, что стимулирует рост контрактного производства в Китае», — уверяет Владимир Леваков.

техника
Фото: ru.freepik.com

Впрочем, он также добавил, что эта возможность — лишь временная, так как устойчивый спрос на метизные изделия порождает запрос на стабильность поставок и короткую логистику. Это, в свою очередь, стимулирует молодых игроков расширять имеющиеся производственные мощности и создавать новые производства, особенно если речь идёт об изделиях по чертежам.

Заместить всё не удалось, но это не критично

«Мы находимся сегодня только в самом начале пути импортозамещения в метизной отрасли, но есть заметные предпосылки к его достижению.  Как пример, развитие автомобильной промышленности в России требует, кроме всего прочего, замещения метизных решений, которые на большинстве производств до сих пор зафиксированы по европейским каталогам крепёжных изделий.
Поскольку в разных отраслях промышленности есть запрос на метизы с огромной широтой ассортимента, для МСП в отрасли открываются большие возможности. Это связано в первую очередь с тем, что крупные игроки не могут обеспечить потребность в огромном ассортименте решений при относительно небольших количествах каждой единицы номенклатуры», — заявил Владимир Леваков.

Согласно субъективной оценке компании «Трайв», политика импортозамещения в метизной отрасли уверенно преодолевает трудности и демонстрирует успехи. Важным аспектом этого процесса является его независимость от прямого вмешательства государства. Так, метизная индустрия опирается исключительно на рыночные механизмы.

«Мы не видим сегодня в отрасли дефицита ни капитала, ни трудовых ресурсов, ни спроса — созданы все условия для развития. Конечно, отсутствие дефицита не означает, что все ресурсы «лежат на поверхности». Это говорит о том, что они доступны, но чтобы их получить, необходимо приложить управленческие усилия. Запрос со стороны потребителей на решения по импортозамещению сформирован и растёт, а вместе с ним увеличивается объём предложения», — подчеркнул г-н Леваков.

Очевидно, что в отличие от капиталоёмких производств, замещение в метизной отрасли не требует значительных инвестиций, что делает его привлекательным для участников рынка, включая малый и средний бизнес.

Государственная поддержка, например, в виде применения уже действующих механизмов, таких как преференции для отечественных продуктов на торгах или запрет на закупку импортной продукции для государственных компаний, может значительно ускорить этот процесс. Однако в глобальном масштабе такая помощь не является критически важной — у государства есть и более значимые приоритеты, требующие внимания и ресурсов.

Вместе с тем на рынке метизных решений практически не найти таких импортных технологий или продуктов, которые невозможно было бы заместить — это лишь вопрос времени и фокуса. Другими словами, этому рынку достаточно очевидного платёжеспособного спроса.

метизы
Фото: ru.freepik.com

«Нам удалось заместить стопорно-клиновые шайбы типа Nordlock, мы провели собственные лабораторные исследования, получили ТУ и вывели аналог — решение под собственной торговой маркой, сохранив или улучшив все физические и технические свойства, но добившись при этом серьёзного снижения себестоимости», — говорит генеральный директор ГК «Трайв».

При этом он отметил, что ещё не все решения получили свои российские аналоги. Например, на решения от Hilti или Fischer есть спрос в строительной отрасли, но их пока не производят в России. Однако и это всего лишь вопрос времени, поскольку с технической или технологической стороны вопроса нет очевидных сложностей. «Просто ещё не пришло время, есть другие, более интересные проекты, а эти, как и иные продукты, можно будет локализовать позднее», — объясняет спикер.

Вызовы и господдержка

Эксперт выделил ряд пробелов в отрасли, которые мешают её планомерному развитию. В их числе: недостаточно активные отраслевые организации, а также отсутствие общепризнанных маркетинговых индексов и аналитических отчётов и другое.

Эти факторы стали причиной того, что метизная отрасль развивается пока достаточно стихийно и не совсем прозрачно с точки зрения статистики.

Кроме того, российским рынком крепежа интересуются производители из стран Юго-Восточной Азии. Это, в первую очередь, хорошо заметно по составу участников отраслевых выставок, отмечает г-н Леваков. Кроме того, некоторые иностранные компании рассматривают возможность открыть в России локальные производства метизов.

Как мы отмечали ранее, государство имеет минимальное воздействие на рынок отрасли. Однако при этом бюджетные инвестиции, включённые в нацпроекты, и увеличившееся число государственных заказов отражаются на нём как нельзя позитивно.

импорт_экспорт_сотрудничество
Фото: ru.freepik.com

«Мы полагаем, что правительство и министерства РФ реализуют правильную политику, создавая условия, с одной стороны, для создания и развития новых производств, в том числе через большое количество мер государственной поддержки, с другой — стимулируют рост промышленного производства.

Отсутствие при этом протекционизма для российских производителей метизных решений оправданно — в этом нет особого смысла с точки зрения развития спроса на рынках. С другой стороны, очевидно, что крепёжные изделия не относятся к стратегически важным для безопасности государства продуктам, чтобы жёстко ограничивать влияние импорта», — поделился эксперт.

К дефициту кадров можно адаптироваться

От нехватки специалистов в стране страдают 82,3% компаний и только 17,2% эта проблема обошла стороной.

Метизная отрасль, к сожалению, относится к первой группе, поскольку для работы с металлами нужны опытные и квалифицированные сотрудники. Однако Владимир Леваков считает, что эту проблему необходимо воспринимать как фактор внешней среды, на который невозможно повлиять, но можно и нужно адаптироваться.

Рассмотрим способы решения кадрового дефицита на примере живого игрока отрасли.

ГК «Трайв» пришла к решению, что справиться со сложностями в поиске и удержании персонала можно, обеспечив хорошие условия труда: душевые, комната отдыха, питание, спецодежда и другое. Кроме того, на производстве настроили поток непрерывного роста компетенций персонала и создали возможности постоянного увеличения зон ответственности, что, в свою очередь, вело к повышению заработной платы сотрудников.

Также г-н Леваков отметил, что компания стремится сотрудничать с профильными вузами и колледжами, но пока результаты неочевидны. Поэтому на базе предприятия был открыт собственный учебный центр с программами для операторов и наладчиков станков с ЧПУ.  За счёт бесплатного обучения сотрудников внутри производства сформировался непрерывный процесс развития.

кадры
Фото: ru.freepik.com

«Без опыта работы любой кандидат может стать слесарем, затем оператором станка с ЧПУ и наладчиком. Следующая ступень — программист-технолог станков с ЧПУ. Эта система основана только на внутренних ресурсах компании и позволила быстро заполнить штат производства», — пояснил Владимир Леваков.

Что немаловажно отметить, на производстве ГК «Трайв» планируют ввести женские смены.

«Такие категории населения обычно социально уязвимы: женщины со средним специальным образованием в возрасте от 40 лет, не имеющие системного опыта работы, но с множеством социальных обязательств. Мы предлагаем им возможность качественно изменить свою жизнь и получить стабильность и гарантии. Мы считаем, что наши интересы и интересы государства в этом направлении могут привести к сотрудничеству с государственными институтами, такими как центры занятости», — рассказал спикер.  

Вопрос времени

Таким образом, мы видим, что рынок метизных решений в России демонстрирует динамику, что свидетельствует о его устойчивом росте в среднесрочной перспективе.

Этот позитивный тренд обусловлен не только государственной промышленной политикой, но и преобразованиями в экономической среде страны.  

Вывод: спрос на метизные решения будет поддерживаться государственной промышленной политикой, увеличением госзаказов, реализацией нацпроектов и дефицитом производственных мощностей внутри стран.

Автоматизация
Рекомендуем
Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
Популярное на сайте
Бизнес-кейсы
Индустрия 4.0
Подпишитесь на Телеграм-канал