• Han's Laser - мировой производитель и поставщик лазерного промышленного оборудования: 2D и 3D резка, лазерные труборезы, станки раскроя с рулона, лазерная сварка, системы автоматизации.

    СТМ - эксклюзивный партнер Han’s Laser в России

    Реклама. ООО "СТМ", ИНН 7719844990
    erid: F7NfYUJCUneLr2pRTbHY
    Узнать больше
  • СИЗ
    19 апреля 2024
    ru.freepik.com

    Рынок СИЗ: для роста открыты все двери

    По данным рейтингового агентства Grand View Research, мировой рынок средств индивидуальной защиты в 2022 году составил свыше 78 млрд долларов, из которых 2,9 млрд долларов, или 247 млрд рублей, — доля российского рынка.

    Аналитики прогнозируют, что ежегодно до 2030 года мировые показатели сферы СИЗ будут расти в среднем на 6,7%. При этом, несмотря на то что данные по итогам 2023 года ещё не готовы, представители Ассоциации СИЗ (АСИЗ) уже говорят о том, что российский рынок опережает мировые темпы, поскольку увеличивается год от года примерно на 13%! 

    Ранее мы писали о статистике производственного травматизма, которой поделились эксперты Роструда и СФР в ходе конференции на тему «Перспективы развития рынка средств индивидуальной защиты в 2024–2026 годах». В этом материале продолжаем разбирать мнения экспертов и поэтому предлагаем вам погрузиться в тонкости рынка СИЗ и узнать, за счёт чего же он растёт и как долго это будет продолжаться.

    Безработицы не хватает?

    Объём рынка труда имеет большое влияние на объём рынка СИЗ. А потому такие факторы, как занятость и безработица, мы не оставим без внимания.
    Так, согласно аналитике Росстата, в России живёт почти 147 млн человек, 75 млн из которых приходится на рабочую силу, а занятых при этом 72 млн (по данным на 1 января 2023 года).

    рабочий предприятия
    Фото: ru.freepik.com

    В плане трудоустройства и занятости в России дела обстоят стабильно. Об этом говорил даже президент Владимир Путин. В своём заявлении на XII Съезде Федерации независимых профсоюзов России он отметил низкий уровень безработицы в текущее время и подчеркнул, что в следующие годы ухудшений ожидать не стоит.

    На первый взгляд, показатели неплохие, поскольку большинство людей при деле и никаких просадок в этом плане нет. Однако, по словам президента АСИЗ Владимира Котова, многие экономисты считают это не слишком хорошим фактором для здорового развития экономики. Дело в том, что для этого, так же как для создания конкурентной среды, в стране необходимо допустить определенный уровень безработицы. Он способствует стимулированию предприятий для внедрения новых технологий и создает высокую конкуренцию за ресурсы, особенно за трудовые. Вследствие чего эти трудовые ресурсы, то есть люди, также развиваются и повышают квалификацию.

    Так представляется идеальная картина экономики, и она сильно отличается от реальной. Безработицы нет, но и кадров не хватает. По мнению г-на Котова, России приходится работать с чем есть, в попытках исправить ситуацию привлекая рабочих из других стран, в частности из СНГ. Однако этот процесс для предприятий сопровождается сложностями — языковым и культурным барьерами. А потому кардинально изменить ситуацию на рынке труда за короткое время не получится.

    Это, в свою очередь, отражается и на рынке производства средств индивидуальной защиты, другими словами, отрасли лёгкой промышленности. Наряду с борьбой за социальные пакеты и льготы компании должны также конкурировать с более высокодоходными сферами. 

    Владимир Котов считает, что облегчить ситуацию можно, повысив производительность путём автоматизации. Собственно, многие производители, в том числе швейные и обувные предприятия, начинают внедрять автоматические раскройные комплексы и роботов. А это первые шаги к повышению культуры безопасности.

    Рынок СИЗ в цифрах

    Прежде чем приступить к непосредственному анализу рынка, остановимся на статистике, чтобы иметь представление о поле работы.

    АСИЗ представил данные за 2022 год, а потому в дальнейших рассуждениях будем опираться на них. Согласно статистике Ассоциации, объём рынка СИЗ два года назад достиг 247 млрд рублей. 16 млн сотрудников предприятий были обеспечены средствами защиты, стоимость комплекта СИЗ на каждого из рабочих в среднем составила 15,3 тыс. рублей.  При этом расходы на защиту сотрудников опасных производств в среднем значении несколько больше — 17,9 тыс. рублей.

    Что касается отраслей, то, по данным Ассоциации, в 2022 году значительно вырос спрос со стороны обрабатывающей и добывающей промышленности. С 2018 года рост составил 55 и 27% соответственно.

    По словам г-на Котова, это говорит о том, что работодатели стали больше заботиться о сохранении работоспособности сотрудников и стараются сократить риски несчастных случаев, поскольку даже непродолжительный больничный может отразиться на эффективности предприятия.

    Почему важно обращаться к таким цифрам? Представители рынка должны руководствоваться статистикой по числу людей, работающих во вредных и опасных условиях, и спросу отраслей, чтобы грамотно выстроить своё развитие на рынке.

    ru.freepik.com

    Также эксперт подчеркнул и важность анализа состояния, причин травматизма, о которых мы рассказывали в недавнем материале. Например, производителям будет нелишним знать, что наиболее часто рабочие получают травмы вследствие падения с высоты. Это позволит усилить выпуск привязей, строп и других средств защиты, необходимых для обеспечения безопасности в таких условиях.

    Драйверы роста рынка СИЗ

    Что способствует развитию рынка? Владимир Котов представил следующие аспекты, от которых зависит состояние этой сферы в России.

    1. Изменение законодательства.
    2. Риск-ориентированный подход.
    3. Развитие СИЗ от бактериологических и вирусных рисков: СИЗОД, перчатки, комбинезоны, очки, дерматология.
    4. Формирование стратегического запаса СИЗ.
    5. Фокус на эргономике и функциональности — уникальный опыт массового применения средств защиты не только в промышленности, но и в быту и спорте.
    6. Развитие альтернативных каналов сбыта.

    Рассмотрим каждый подробнее.

    Так как первый драйвер касается законов, очевидно, что в качестве основного фактора развития рынка рассматривается ТК РФ, ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты». Однако дело в том, что обязательство побуждает работодателей к покупке СИЗ, но вовсе не к тому, чтобы научить сотрудников правильно их использовать. В связи с частыми случаями неправильного применения средств защиты они тоже считаются своего рода риском для безопасности рабочих.  Это факт приводит к тому, что власти будут корректировать законодательство в этой сфере в ближайшее время, что непосредственно отразится и на внутреннем положении игроков рынка СИЗ.

    Риск-ориентированный подход подразумевает под собой более ответственный подход работодателя к обеспечению сотрудников СИЗ, что предполагает увеличение спроса с его стороны на широкий круг типов защитной одежды, обуви и других средств.

    Особенное внимание спикера привлекло появление средств для защиты от конкретных факторов, например бактериологически-вирусных, — такие после пандемии стали изготавливать многие производители. Или дерматологические, такие как перчатки, на которые в определённый момент был замечен всплеск спроса.

    Плюс для производителя: население страны, не имеющее отношение к предприятиям, стало чаще покупать СИЗ для своих личных нужд. Минус для граждан — на рынке появляется всё больше контрафакта.

    Защитная маска
    Фото: ru.freepik.com

    По словам Владимира Котова, на рынке продаётся немало фальсифицированных изделий, которые не соответствуют нормам, но пользуются спросом за счёт низкой цены и доступности на маркетплейсах.

    АСИЗ и другие представители отрасли работают над тем, чтобы ограничить продавцов фальсификата. У них даже получается закрывать часть таких магазинов, однако, как сказал г-н Котов, они как гидра — растут один за другим. А потому специалисты ищут комплексное решение, но пока такого нет.

    Ещё одним стимулом для рынка СИЗ является активно формирование государственных стратегических запасов. Опыт времён пандемии показал, что страна не была готова к такой масштабной угрозе здоровью населения. Это послужило поводом для властей пересмотреть политику относительно готовности к чрезвычайным ситуациям, ввиду чего появляется всё больше государственных заказов на СИЗ.

    На руку производителям играет и тренд на эргономичность изделий. На рынке появляется всё больше мультифактурных и комплексных средств защиты. Кроме того, эксперты наблюдают слияние традиционной защитной одежды и обуви со спортивной. Владимир Котов считает, что этот тренд будет только усиливаться, вследствие чего такие изделия будут применяться в широком ряде условий. А значит, и круг потребителей станет значительно больше.

    И снова возвращаемся к маркетплейсам, но уже в положительном ключе. Несмотря на то что они представляют собой удобную площадку для недобросовестных продавцов, онлайн-платформы — прибыльный инструмент продаж и для ответственных производителей.

    Ещё пять лет назад в сегменте B2B и В2С СИЗ в Интернете продавались лишь на отдельных сайтах, однако уже сегодня стремительное развитие малого бизнеса и культуры безопасности привело к популярности торговли СИЗ на маркетплейсах. Если не брать во внимание рассадник контрафакта на таких площадках, то они представляют для рынка хороший канал сбыта, считает президент АСИЗ.

    защитные перчатки
    Фото: ru.freepik.com

    Российский рынок

    Напоследок коснёмся темы трендов российского рынка, а точнее, посмотрим на него глазами ключевых потребителей СИЗ — промышленных предприятий.

    Так, по словам директора по промышленной безопасности охраны труда и окружающей среды УМК им. Угарова Александра Лазуткина, на рынке СИЗ после ухода иностранных поставщиков негативных тенденций особо не ощущается. В стране достаточно разного уровня производителей, которые при всей сложности нынешних условий не конкурируют между собой, а ведут слаженную совместную работу, в том числе с участием предприятий. 

    Он отметил, что к работе крупных компаний — старожилов рынка нареканий нет, поскольку запросы они выполняют в полной мере, даже те, что касаются экспериментальных моделей СИЗ.

    При этом предприятия также сотрудничают и с относительно новыми игроками рынка — небольшими компаниями. Г-н Лазуткин подчеркнул, что УМК ещё в 2021 году закупал до семи разных видов защитной обуви у разных новичков. В первую очередь таким образом завод старался предоставить своим сотрудникам выбор наиболее подходящих им СИЗ.

    В целом после введения санкционных ограничений в 2022 году предприятие сразу решило полностью перейти на продукцию российского производства, изготовленную преимущественно из отечественного сырья.

    К какому выводу можно прийти? Дать полную характеристику состоянию рынка сложно, поскольку участники конференции озвучили в основном положительные стороны, рассказав о том, что движет рынком и позволяет ему расти в геометрической прогрессии. Однако о барьерах его развития эксперты умолчали.

    Впрочем, однозначно можно констатировать, что при усердной работе и грамотном использовании возможностей в ближайшие годы рынок СИЗ будет наращивать свои объёмы.

    Автоматизация
    Рекомендуем
    Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
    Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
    Популярное на сайте
    Бизнес-кейсы
    Индустрия 4.0
    Подпишитесь на Телеграм-канал