
Кластеры и промышленная ипотека: меняем настройки
«В ручном режиме», «тонкая настройка» — эти фразы наводят на мысли о сложной технике или капризном оборудовании. На самом деле в таких выражениях участники круглого стола в Совете Федерации обсуждали механизмы государственной поддержки отрасли: промышленные кластеры и промышленную ипотеку. Программа льготного кредитования на покупку производственных сооружений начала работать в сентябре прошлого года, а господдержка кластеров и вовсе действует с 2015-го. Однако с учётом постоянно меняющейся экономической реальности эти инструменты регулярно приходится перенастраивать, чтобы они работали и приносили реальную пользу.
Открывая заседание круглого стола, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов отметил, что и по промкластерам, и по ипотеке наблюдается неплохая динамика, но в обоих случаях ещё есть над чем работать. Целью дальнейшей дискуссии и стало выяснение того, как можно улучшить эти меры господдержки.
Кластеры: перезагрузка
Последний раз правила кластерного механизма меняли в декабре 2022 года, и довольно существенно. Если раньше в состав кластера должно было входить 10 участников, то сегодня достаточно пяти. Не нужно искусственно создавать высокий уровень кооперации между ними — этот показатель последовательно снижался на протяжении нескольких лет с 50 до 5%, а теперь не учитывается вовсе. Достаточно того, что каждый участник кластера будет связан с другими хотя бы одним договором поставки. А если предприятие заключило специальный инвестиционный контракт (СПИК), то ему иметь кооперационные связи с другими участниками кластера необязательно.
Сняты и требования к инфраструктуре: ранее в состав кластера должны были входить как минимум два технологических объекта и не менее одной образовательной организации. Теперь эти требования отсутствуют, как и обязательство по повышению производительности труда участников кластера. Зато добавилось другое: в программу должны быть включены как минимум три проекта по производству импортозамещающей продукции.
Выполнив все эти требования, участник кластера получает комплекс финансовых и административных мер поддержки. Во-первых, освобождение от налога на прибыль и снижение тарифа страховых взносов до 7,6% на семь лет. Во-вторых, покупателям стартовых партий импортозамещающей продукции кластера государство выделяет субсидии, компенсирующие до 50% их фактической себестоимости (но не более 150 млн рублей).
И, в-третьих, участники кластеров получают приоритет в выделении лимита на льготное кредитование инвестпроектов в размере от 2 до 100 млрд рублей под 0,3% ключевой ставки Центробанка плюс 3 п. п. Срок выплаты кредита равен длительности инвестиционной фазы проекта плюс два года.
«Также в рамках льготного режима предусмотрены механизмы по снижению количества контрольно-надзорных мероприятий и проверок, в том числе процедур налогового и таможенного мониторинга. Предприятия — участники кластеров могут направить заявления в таможенную службу для участия в эксперименте по таможенному мониторингу, а также в Федеральную налоговую службу», — пояснил директор департамента региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга Иван Куликов.
Сделаем лучше
А что сами промышленники думают о кластерном механизме поддержки? Чтобы это выяснить, Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России провела опрос, в котором приняли участие более 150 предприятий.
По мнению представителей бизнеса, размер льготных кредитов рассчитан только на крупных игроков. Даже минимальный объём займа (2 млрд рублей) — слишком большая нагрузка для малых и средних предприятий, особенно в текущей ситуации.
«Для крупного бизнеса существует достаточно большой пул альтернативных инструментов, а вот производственный малый и средний бизнес — это очень узкая, но крайне важная прослойка в нашем предпринимательском сообществе», — поддержала вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Мария Глухова.
В ассоциации предложили обеспечить участникам кластеров кредитование в размере не менее 100 млн рублей на поддержку и развитие импортозамещающих проектов, а срок выплаты кредита увеличить до 10 лет.
«Мы также поддерживаем инициативу снизить минимальный размер льготного кредита до 100 млн рублей. Сейчас сумма большая, не все компании — участники кластера достигли уровня, при котором возможно брать такой кредит», — отметил председатель правления Ассоциации «Машиностроительный кластер Республики Татарстан» Сергей Майоров.
А вот размер субсидии на приобретение стартовых партий импортозамещающей продукции промышленники предлагают, наоборот, увеличить со 150 млн до 300 млн рублей и сделать её доступной для всех предприятий, которые несут затраты на реализацию проектов по выпуску импортозамещающей продукции. В таком случае получить финансовую поддержку смогут не только конечные производители, но и «сырьевики», работающие в составе кластеров.
Есть у промышленников и замечания к механизму снижения страховых взносов. Проблема в том, что получить эту льготу могут только организации, заключившие СПИК 1.0 на федеральном уровне.
А вот инвесторам региональных СПИК и СПИК 2.0 она не доступна. Директор Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России Михаил Лабудин высказал мнение, что доступ к этой льготе должны иметь все участники промышленных кластеров. Это инициативу поддержал его коллега из Татарстана: по мнению Сергея Майорова, следует отменить для участников кластеров обязательную реализацию СПИК 1.0.
Последняя инициатива вызвала возражения у Константина Долгова, который заметил, что было бы несправедливо лишать участников СПИК преференций, поскольку это может дестимулировать подписание таких соглашений, а между тем задача по распространению этой меры поддержки по-прежнему является актуальной. Поэтому глава комитета по экономике высказал встречное предложение: ввести дополнительное стимулирование для участников промышленных кластеров, подписавших СПИК 1.0 и 2.0, а также региональные соглашения.
Большие площади — большие деньги
Второй инструмент господдержки предпринимателей, который подвергся детальному изучению участников круглого стола, — промышленная ипотека. Как пояснил Иван Куликов, действующая программа предусматривает предоставление банкам субсидий на выдачу целевых льготных кредитов российским промышленным предприятиям для приобретения, строительства, реконструкции и модернизации производственной недвижимости. Максимальная сумма кредита составляет 500 млн рублей сроком до семи лет по ставке до 5% годовых.
«Спрос на данный продукт увеличивается, соответственно, мы понимаем, что потребность в этой мере господдержки тоже будет расти. Что касается лидеров по количеству льготных кредитов в рамках промышленной ипотеки, ими являются Приволжский и Центральный федеральные округа. Также растёт количество предприятий, воспользовавшихся данным видом поддержки, в Сибирском, Уральском, Южном округах», — рассказал глава департамента Минпромторга.
По его словам, в настоящее время ведомство прорабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию механизма промышленной ипотеки, главное из которых — увеличение лимита льготного кредита. По оценкам специалистов, он должен вырасти до 2 млрд рублей, а срок предоставления займа следует продлить до 10 лет.
Михаил Лабудин также предложил увеличить минимальный предел льготного кредита, но запрос оказался скромнее — 1,5 млрд рублей. Он напомнил, что стоимость строительства и покупки производственных помещений увеличивается, а их средняя площадь, по результатам опросов промышленников, достигает 10 тыс. м² и более. Кроме того, г-н Лабудин предложил снизить процентную ставку до 1-3%, но не во всех регионах, а только в районах, граничащих с недавно присоединёнными территориями РФ.
Ипотека через фонд
От имени новых субъектов России на круглом столе выступил директор Фонда развития промышленности Донецкой Народной Республики Сергей Власов. Он отметил, что пока у предприятий региона нет доступа к государственным мерам поддержки, поскольку для этого должны быть приняты изменения в федеральный закон о промышленной политике, а они пока находятся на рассмотрении.
«По ипотеке ситуация сложная, поскольку у собственников зачастую отсутствуют правоустанавливающие документы, государственный кадастровый учёт, нет разграничения на федеральную и региональную собственность. На территории региона действует только одно финансовое учреждение — «Промсвязьбанк». Пока региональное отделение не предоставляет промышленную ипотеку нашим предприятиям. Но вряд ли они смогли бы подготовить соответствующий пакет документов с учётом всех перечисленных особенностей», — обрисовал ситуацию глава фонда.
Чтобы поддержать промышленников
в этой непростой ситуации, Сергей Власов предложил создать аналогичный промипотеке инструмент на базе ФРП.
«Мы можем выдавать гранты на компенсацию затрат по процентам, которые фактически уплачены по обычному ипотечному кредиту или другому займу, оформленному с целью развития производства. Мы очень особенный регион в части того, что нам надо приводить в соответствие большой пласт законодательства. А этот инструмент работает, и можно опереться на него, расширив диапазон возможностей его распространения», — поделился концепцией представитель ДНР.
Аналогичное предложение высказал Сергей Майоров, но применительно уже ко всем регионам РФ.
«Почему бы нам промышленную ипотеку не задействовать на строительство через региональные фонды развития промышленности? Не всегда бизнес может самостоятельно для себя оформить ипотеку и построить промпарк. Но если мы соберём консолидированные заявки от муниципалитетов, оценим их через банки и получим деньги в фонды развития промышленности, было бы очень здорово их задействовать для строительства технопарков. Потребности сегодня колоссальные. У нас в республике взять в аренду площади — это надо быть героем, везде очереди», — обозначил проблему и вариант её решения руководитель ассоциации из Татарстана.
Спрос есть, заявок нет
Чтобы оценить интерес предприятий к промышленной ипотеке, Российский союз промышленников и предпринимателей провёл опрос. Как пояснила вице-президент организации, большинство участников опроса воспринимают этот инструмент как крайне важный, полезный и интересный.
«Из тех компаний, которые пока не пользуются никакими мерами поддержки, но планируют в будущем это делать, около половины рассматривают именно механизм промышленной ипотеки. По привлекательности эта мера уступает только инвестиционному налоговому вычету. Среди тех, кто уже пользуется другими инструментами господдержки, доля тех, кто планирует получить ипотеку, чуть ниже — около четверти, но всё равно это достаточно значимая история. Мы видим высокий потенциальный спрос», — рассказала Марина Глухова.
Однако это не означает, что у данного механизма нет недостатков. В числе таковых предприниматели назвали недостаточно привлекательные условия кредитования, сложный механизм взаимодействия с государственными органами и сложность процедуры оформления документов. Но главная причина, по которой многие предприятия не могут оформить промышленную ипотеку, заключается в том, что они просто не знают о существовании такого механизма или не посвящены в подробности, а потому загодя уверены, что это дорого, сложно и вообще «не для нас».
Своеобразным подтверждением этого стало выступление замдиректора департамента международного сотрудничества и технологического развития Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Дмитрия Клюса. Он отчитался, что информация о механизмах субсидирования доведена до всех субъектов, однако заявок от бизнеса пока не поступало.
Впрочем, представитель департамента выразил готовность продолжать просветительскую деятельность до тех пор, пока положительные отзывы не появятся.
Такой отчёт вызвал удивление у Константина Долгова, который в Совете Федерации представляет как раз арктический регион — Мурманскую область. Он призвал всех участников круглого стола занять проактивную позицию и не ждать, пока промышленники сами придут за поддержкой, а работать на опережение. И даже пригрозил включить этот пункт в рекомендации «как домашнее задание».
«По промышленной ипотеке эту работу надо не только продолжить, но и активизировать, в том числе разъяснительную. Потому что, я уверен, и в Арктической зоне, и на Дальнем Востоке желающие найдутся, особенно с учётом планов по дальнейшей существенной активизации промышленного и экономического развития обоих регионов. <…> Принцип, который мы отстаиваем в Совете Федерации: не сидеть и не ждать, когда придут и попросят. Как в одном регионе сделали: разместили на сайте информацию и отчитались. А предприятиям некогда сайты читать, особенно сегодня», — подчеркнул Константин Долгов.
Однако причина низкой востребованности промышленной ипотеки может крыться не в недостатке информированности предприятий, а в самих условиях программы.
«Востребованность промышленной ипотеки была очевидна ещё до её объявления. Чем быстрее предприятие может расширить или модернизировать производственные площади и инфраструктуру, тем скорее оно наладит выпуск продукции и тем быстрее получит прибыль, с которой в бюджет пойдут налоги. Сейчас мы находимся в уникальной экономической ситуации. Из-за санкций зарубежные поставки прекратились, и все, кому были необходимы станки, насосы и другое оборудование, переориентировались на российских поставщиков. Им нужно срочно наращивать объёмы производства, а для этого необходимы новые площади.
Промышленная ипотека может быть ответом на запрос рынка и производственных компаний, но решение Центробанка о повышении ключевой ставки и, как следствие, рост стоимости кредитов ставит доступность промышленной ипотеки под сомнение. Есть вопросы и к банкам, к лимитам, которые они готовы выделить для этого вида кредитов. Насколько мне известно, сейчас банки только принимают заявки на промышленную ипотеку, а объявления лимитов и решений по заявкам мы дождёмся только осенью», — комментирует директор Краснокамского ремонтно-механического завода Дмитрий Теплов.
«На первый взгляд, комплекс налоговых льгот и субсидий делает условия работы промышленных кластеров сопоставимыми с возможностями особых экономических зон. Но при изучении правовой базы возникает ощущение, что объектами кластерной политики государство видит лишь крупнейшие промышленные холдинги.
Например, снижение ставки по кредитам для промышленных предприятий в свете текущей политики Центробанка получается не слишком значительным.
Сейчас ставка составляет примерно 7%, а раньше была в районе 8%. То есть этот инструмент принципиально новых возможностей для кредитования предприятиям не обеспечит.
Государственная поддержка должна распространяться не только на крупные предприятия, но и на средние и мелкие производственные компании, в развитии потенциала которых и есть смысл кластерной политики. Налоговые преференции для них более чувствительные, у них совсем другой оборот, инвестиционные возможности и кредитные запросы.
Государство также должно чётко определить приоритетные отрасли для создания кластеров и обеспечить прозрачность механизмов поддержки. Там, где кластеры работают уже несколько лет, очень заметна положительная динамика импортозамещения. Например, в сельхозмашиностроении: кластер аграрного машиностроения с 2010 года существует на Алтае, в Пермском крае — с 2017 года, в него входит и КРМЗ. Благодаря работе кластеров и госпрограмме субсидирования сельхозмашиностроителей № 1432 рост производства сельхозтехники в России идёт с динамикой 20-30% в год».

«Механизм российской льготной промышленной ипотеки достаточно эффективен и востребован, хотя есть и проблемы, связанные в больше степени с развитием промышленности, её инвестиционной привлекательностью и желанием бизнеса создавать новые предприятия, чем с кредиторами.
В апреле 2023 года условия выдачи кредитов и субсидирования были уточнены и предполагают залог производственных площадок — собственно, это и есть промышленная ипотека. Расширение программы на ремонт и реконструкцию действующих объектов стало главным изменением и позволило рассчитывать на существенное расширение круга потенциальных участников программы.
Особо поощряются технологические компании — для них ставка составляет не 5%, как для всех промышленных предприятий, а 3%. В постановлении правительства указаны критерии, по которым предприятие можно отнести к числу технологических. Но в этом кроется и определённый сдерживающий момент, в первую очередь для стартапов: компания должна действовать не менее пяти лет и успеть получить за пять лет до обращения помощь от государственного института инновационного развития. Данное правило защищает от потенциального мошенничества.
Проблема в том, что именно молодые технологические компании нуждаются в средствах и, как показывает мировой опыт, как раз они создают инновационные товары и услуги.
Также программа субсидирования содержит ограничения по стоимости квадратного метра промышленной недвижимости и предельную стоимость промышленной площадки. Это вполне разумно, но в перспективе может ограничивать развитие больших производственных проектов.
С учётом не самой большой продолжительности действия государственной программы субсидирования промышленная ипотека неизбежно будет меняться, это касается как требований к участникам, так и существенных условий договора кредитования.
Например, могут быть установлены требования к страхованию проектов, хотя бы в части строительно-монтажных рисков. Возможно, будет уточнён срок кредитования. Сегодня он составляет до семи лет, что для многих производств недостаточно: строительство, монтаж промышленного оборудования и выход проекта на окупаемость могут занять гораздо больше времени».

Текст: Мария Кармакова