Социальные проекты – часть стратегии развития
ИТ-решения для бизнеса всегда имеют коммерческую подоплёку, их внедрение обусловлено стремлением увеличить доходы или сократить расходы предприятия. Однако цифровые технологии применяют и для реализации социальных проектов, цель которых — сделать жизнь людей более комфортной. Руководитель департамента внедрения и технического сопровождения программного обеспечения АО «СиСофт Девелопмент» (CSoft Development) Степан Воробьёв рассказывает, почему импортозамещение — больше, чем замена ПО, и для чего промышленные компании активно вкладывают ресурсы в общественную деятельность на уровне страны.
— Степан, сегодня российские ИТ-компании не только занимаются развитием своей непосредственной деятельности, но и реализуют социальные миссии. В чём их цель?
— Вместе с нашими коллегами и партнёрами, разрабатывающими отечественные ИТ-продукты, мы создаём рынок российского ПО, удовлетворяющий как внутренний, так и внешний спрос. Это масштабная и амбициозная цель, требующая качественного сотрудничества государства, профильных общественных объединений, производителей и потребителей ИТ-решений.
Реализация проектов, имеющих определённый социальный эффект, — часть стратегии достижения этой цели. Основные векторы этой деятельности — общественные инициативы компаний и постоянное совершенствование продуктов, чтобы они наилучшим образом решали задачи заказчиков, представляющих ключевые предприятия ТЭК, промышленности, строительства не только в России, но и за рубежом.
— Можете привести примеры, какие проекты реализует ваша компания в рамках таких общественных инициатив?
— Мы видим своей задачей не только создавать отечественное ПО, но и обеспечивать рынок специалистами, способными на нём работать. Развитие собственных технологических компетенций — важная часть обеспечения суверенитета страны. Поэтому мы уже давно наладили работу с образовательными учреждениями. Конечно, прежде всего мы взаимодействуем с вузами и ссузами, но в планах также разработка материалов для школ для ранней профориентации. Надеемся, что это поможет побороть стереотип, который сложился у современной молодёжи в отношении строительных специальностей.
Привлечь внимание к этой отрасли можно как раз технологиями информационного моделирования. Именно разработчики таких продуктов могут помочь учебным заведениям создать соответствующие учебные программы и начинать готовить новых специалистов. Причём очень важно обращать внимание и на подготовку среднего управленческого состава строительных организаций, ведь именно они являются основными пользователями информационной модели (ИМ).
Без их поддержки сама идея внедрения информационного моделирования в строительстве может быть саботирована. Ведь мы говорим об использовании ИМ на всех этапах жизненного цикла здания или сооружения.
— Создание импортозамещающих решений российские компании начали задолго до 2022 года. Чем это было обусловлено?
— Разработкой высокоуровневой САПР, ориентированной в первую очередь на российского заказчика и при этом не уступающей известным мировым брендам, мы стали заниматься более 15 лет назад. В то время политика зарубежных поставщиков инженерного программного обеспечения на российском рынке оставалась монополистской: она влияла даже на формирование нормативно-правовой среды в сфере информационного моделирования.
Хотя уже тогда были очевидны недостатки импортных продуктов: они предлагали «лоскутную» автоматизацию и игнорировали уникальность внутренней организации, которая свойственна почти каждому масштабному российскому производству с историей, не учитывали нормативов, не гарантировали своевременную и качественную поддержку пользователя.
Повторю: создание возможности эффективного перехода на российское программное обеспечение мы считаем ключевой задачей. Тем самым отечественные ИТ-компании вносят свой вклад в реализацию решений председателя Правительства РФ Михаила Мишустина в части развития и масштабирования импортозамещённых программных продуктов.
Беседовала Мария Кармакова