Транспорт для металла
Порядок и скорость на предприятии основа успешной работы. Уклон на автоматизацию запустил колесницу поиска технологий для упрощения способов хранения и транспортировки на заводах. Рассмотрим решения, которые предлагаются для транспортировки и хранения привередливых изделий из металла.
Склад предприятия, которое занимается обработкой металла, мог бы выглядеть как гигантский город с тяжеловесными высотками, едва ли не касающимися неба. Но, несмотря на величественные размеры — классические железные стеллажи без дополнительных средств неудобны в использовании и занимают много места.
Организация склада металлургических предприятий требует больших площадей и особого подхода. Кроме того, что металлические изделия отличаются высокой стоимостью и не допускают повреждений и несоблюдения требований, они ещё и немало весят. Проектировщики при планировании склада и способов перемещения объектов по его территории и в цеху учитывают установленные стандарты, которые разработаны для каждого вида изделий. Листовой прокат, например, кладут слоями с прокладками между ними, а трубы хранят на консольных стеллажах.
Материалы и изделия бывает затруднительно транспортировать из одной точки в другую, в этом процессе участвует специальная техника, для движения которой организовываются пути и пространство для манипуляций.
Если технология нарушится, то производственный и отгрузочный процессы могут пойти не по плану. Выходит, система не идеальна и может подвести в любой момент. Но с развитием технологий автоматизаций организация хранения листовых прокатов значительно упростилась.
Автоматизировать
Для таких тяжёлых материалов, как листы, пруты и трубы, автоматизированные системы подходят как нельзя кстати. Как утверждают эксперты, применение повышает производительность и время течения процессов на предприятии. Практика использования автоматизированных складов показывает, что за одну минуту они способны выдать материал для нескольких станков и забрать готовые детали. Да и в случае ремонта и переналадки оборудования система способна быстро найти и доставить необходимые элементы, что сократит задержки работы техники. Что касательно транспортировки листового проката, то для этого рынок предлагает решения, которые управляются при помощи программного обеспечения. Директор по продажам складского оборудования ООО «ОСК Групп» (Объединённая станкоинструментальная компания) Денис Громков рассказал, что такие автоматизированные решения состоят из металлоконструкции, которая транспортирует листы с помощью передвижного экстрактора.
Для работы нужен только оператор, который нажатием кнопки вызывает нужную полку с грузом, а тот опускается на удобную для обработки высоту. После этого сотрудник уже выбирает точку доставки и отправляет груз в зону производства к нужному станку или на стеллаж.
Всё для людей
Системы не ограничены зоной расположения, эксперт заявляет, что всё зависит от нужд предприятия. Одни ставят их на склад, другие рядом с металлообрабатывающими, лазерными и плазменными станками и другим оборудованием.
«Наши системы распространены на любом предприятии государственного масштаба и пользуются большим спросом, особенно в этом году», — сообщил г-н Громков.
Обосновано это общим промышленным прогрессом, глобальным переходом от ручного труда и оптимизации производства во главе бизнес-задач.
Денис Громков отметил удобство автоматизированных платформ, которое основано на сокращении времени для каждого шага в технологическом процессе. Один оператор работает и со станком, и со складом. Чем меньше людей участвует в цепочке от передвижения до обработки, тем меньше у предприятия рисков, так как если на одной линии должны быть задействованы пять человек и один из них заболеет, то этот участок притормозит все последующие этапы.
При этом системы хранения удачно интегрируются со станками, которые тоже уже по большей части имеют автоматизированное управление. Таким образом, к процессу может быть причастен всего один сотрудник, который займётся подбором материала на складе, пока работает станок, и после вернётся к нему для смены режима. Происходит существенная автоматизация, когда один человек выполняет действия сразу за двух, как при работе с ручными стеллажами.
У продуктов некоторых компаний есть весомое преимущество для предприятий — учёт хранимого груза. То есть нет необходимости собирать команду сотрудников и отправлять их на долгий трудоёмкий подсчёт на складе.
«Решение позволяет видеть всю информацию об остатках и весе груза на компьютере. На ней установлено специальное ПО, которое интегрируется с «1С: предприятия» или другой ВМС-системой», — отметил г-н Громков.
Эксперт добавил, для того чтобы узнать количество материала на складе, можно находиться в любой точке планеты, хоть в отпуске, хоть в командировке. А вот в ручной этот процесс займёт уйму времени: позвонить, спросить, сотрудник пойдёт считать, и только потом сообщит, и не факт, что верно.
По скорости системы также далеко впереди человека. Представьте, что с ручного склада нужно переместить металлический лист: сотрудник должен получить команду, пойти на склад, найти нужную деталь и выкатить её к станку. С автоматизированными технологиями этот процесс проходит гораздо быстрее за счёт применения электропривода и ПО, которое обрабатывает задачи в реальном времени. Денис Громков говорит, что человек вручную выполняет за смену в среднем 50 операций, а с автоматизированным решением в два раза больше. Причина тому в первую очередь банальное отсутствие усталости, ведь ему не нужно тратить много энергии. Конструкция сама находит и перекладывает запрашиваемое изделие и материал.
Современные автоматизированные решения для хранения и транспортировки листового проката, пруткового проката, штампов и тяжёлых грузов принципиально отличаются от предыдущих поколений подобных технологий.
Особенность, которую промышленность массово обрела в XXI веке, — это стремление стать ресурсосберегающей. Фактор, который влияет на экологию, экономику и производительность отдельных предприятий. Поэтому в автоматизированном оборудовании устанавливаются новейшие энергосберегающие компоненты.
«Если посчитать затраты на производство: на рабочих, электричество, ремонты, то потребление энергии системой хранения выходит совсем незначительное. Да и понять, сколько потребляет одна конструкция, достаточно сложно, потому что, как правило, просчитывается общее потребление в год», — сообщил Денис Громков.
Кто использует
Системы для перемещения листов металла применяются не только на производственных металлообрабатывающих предприятиях, но и в авиастроении, судостроении, на автомобильных заводах. Некоторые компании используют их на классических складах для хранения, например, «Росатом», «Газпром», «Роснефть», «Транснефть».
Решения для хранения также нужны в любой отрасли, а вот автоматизированные, механизированные или ручные, уже зависит от задач предприятий. Кому-то нужны лифты, кому-то карусельные конструкции, считает г-н Громков. Но если речь идёт именно об автоматизации, то возникает проблема — стоимость. Технологии ведь современные, а компоненты чаще импортные, потому и недешёвые. Или это вовсе не проблема?
Эксперт утверждает — вопрос этот касается только заложенного заказчиком бюджета. Сначала проводится мониторинг, после этого технологи прорабатывают техническое задание и в итоге получают стоимость решения.
И вот теперь проект проходит полное обоснование, а почему именно это решение, как оно поможет предприятию, какие выгоды получит завод, если использует конкретное предложение. Руководство тоже не отвергает предложение сразу или покупает не думая, просчитывается возможная экономия, взвешиваются за и против, которые имеют для заказчика значение. Например, если заменить людей, то не будет необходимости тратиться на обучение сотрудников.
Критерии для выбора
Конкурировать поставщикам таких систем непросто, потому что большая часть основных клиентов государственные предприятия, спонсируемые из казенного бюджета, и крупные компании, которые запрашивают предложения по тендерам. Поступающие предложения рассматриваются в первую очередь с точки зрения цены, потому фактор цена-качество для многих компаний не играет роли. Уже после того как заказчик найдёт приемлемую стоимость системы, он рассматривает решение по качеству и техническому заданию.
Денис Громков отметил, что преимущество предприятия отдают, как правило, поставщикам с собственным производством и программным обеспечением. Кроме того, у российских компаний есть возможность корректировать цену в пользу заказчика. Например, предложить клиентам скидку в 20%, так как правительство по программе импортозамещения возмещает это субсидиями.
Наличие собственного действующего склада на территории страны также играет компаниям на руку.
«Иногда из Европы поступают бракованные компоненты, нужно перезаказывать и ждать снова. Такая задержка может стоить больших простоев, а ведь системы должны функционировать 24/7. У компании ОСК есть личный склад, на котором хранятся необходимые компоненты и запчасти. А также сервисный центр, который работает круглосуточно», — поделился г-н Громков.
Прогнозы
Вопрос хранения и транспортировки листового проката никогда не перестанет быть актуальным, так же, как и вопрос увеличения объёма хранимого материала и размера склада. Как показывает практика, нет организации, которая на протяжении 5 лет использует лишь десять паллетов материала, потребность на расширение растёт с развитием предприятий на рынке. Отсюда и спрос на автоматизированные системы, которые способствуют улучшению экономики завода.
По прогнозам представителей ООО «ОСК Групп», к 2023 году такие решения будут ставиться на 60% предприятий России, так как роботизация и автоматизация сейчас находятся на пике развития.
По прогнозам экспертов, к 2023 году автоматизированные системы хранения будут ставиться на 60% предприятий России, так как роботизация и автоматизация сейчас находятся на пике развития.
Текст: Анастасия Семёнова