Российские технологии на международном рынке
26 ноября 2024

Российские технологии на международном рынке

После 2022 года российский экспорт претерпел значительные изменения: нарушены привычные логистические цепочки, разорваны многолетние партнёрские отношения, возникают сложности с платежами. Однако продукция производителей промышленного оборудования, техники и программного обеспечения из РФ продолжает находить спрос за рубежом. Разумеется, речь идёт в первую очередь о дружественных рынках, главным образом восточных.

Объёмы экспорта растут

По данным ООО «СиноИмпорт ВЭД» (SinoImport®), за 2023 год экспорт российского энергетического оборудования в Китай и Индию составил более 1,5 млрд долларов, объёмы поставок сельхозтехники выросли на 25% по сравнению с 2022 годом, что делает этот сегмент одним из наиболее быстрорастущих. А экспорт российских IT-решений, включая ПО для телекоммуникаций, вырос на 15%, особенно в Юго-­Восточную Азию и на Ближний Восток.

Эти отрасли демонстрируют динамичный рост благодаря высокому качеству продукции и более доступной стоимости по сравнению с западными аналогами, считает владелец SinoImport® Кристина Анисимова. Так, в 2023 году Россия увеличила экспорт машиностроительной продукции на 18%. В частности, поставки промышленного оборудования в Китай достигли в стоимостном объёме 2,8 млрд долларов, что на 30% больше, чем в 2022 году.

В ОАЭ также наблюдается увеличение спроса на российские решения для энергетики и строительства, что привело к росту экспорта на 22% в 2023 году. Другим важным партнёром в этих отраслях является Иран. Кроме того, Россия увеличила экспорт промышленного оборудования в Индию на 18%, особенно в таких секторах, как энергетика и сельскохозяйственная техника.

«SinoImport® занимается экспортом товаров клиентов в дружественные страны. В 2023 году спрос на экспорт продукции через нашу компанию увеличился, что отражает растущий интерес к российским товарам в таких странах, как Китай, Индия, ОАЭ и Иран. Мы наблюдаем рост экспорта по ряду причин. Среди них расширение рынков сбыта, развитие государственной поддержки через льготы и субсидии, а также минимизация рисков и геополитическая стабильность: в условиях западных санкций дружественные страны стали ключевыми партнёрами для российского экспорта», — комментирует ситуацию Кристина Анисимова.

Российские технологии на международном рынке

К вопросу о господдержке: до конца года Российский экспортный центр при содействии правительства должен разработать и утвердить программу «Сделано в России», направленную на продвижение российских товаров за рубежом. Такое поручение дал президент РФ Владимир Путин по итогам расширенного заседания президиума Госсовета в сентябре. Как пояснили в РЭЦ, от российских поставщиков зарубежные партнёры ждут конкурентоспособных поставок рядового промышленного сырья, сложного отраслевого и инфраструктурного оборудования, IT-решений, подвижного состава транспорта и т. д.

«Россия делает для развивающихся стран Глобального Юга комплексное предложение для социально-­экономического прогресса. Россия готова предложить им не только еду и энергоносители или промышленное сырьё, которое им пока не особенно нужно, а товары и решения для полной модернизации всей инженерной, энергетической, транспортной, городской инфраструктуры, образовательные и медицинские услуги, IT-сервисы и многое другое», — цитируют «Ведомости» пресс-­службу РЭЦ.

С учётом специфики рынка

Одним из ключевых рынков для внешней торговли российским промышленным оборудованием является Казахстан. По данным торгового представительства РФ в республике, по итогам первого полугодия 2024 года в структуре казахстанского импорта 42,7% составили машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты, 16,8% — химическая продукция, 9,9% — металлы и изделия их них. Также в торгпредстве уточнили, что Россия является основным экспортёром в Казахстан: на долю нашей страны приходится 28,6% всего импорта. Однако её уверенно догоняет Китай, занявший вторую строчку рейтинга с показателем 25,5%.

По словам генерального директора ООО «СК „Хохман”» Александра Коваленко, у российского оборудования хорошие экспортные перспективы в дружественных странах. Но в Казахстане ситуация сложнее из-за близости Китая, к тому же несколько иная, чем в России, специфика рынка промышленного оборудования. Более понятным в этом смысле, с его точки зрения, является рынок Белоруссии. Представители предприятий из этого государства посещают российские отраслевые выставки в поисках решений, которые способны заменить западное оборудование.

Ещё недавно белорусские промышленники не испытывали проблем с поставками из Европы, однако сегодня из-за санкций они находятся практически в той же ситуации, что и их коллеги в РФ. Это хорошая возможность для производителей наладить поставки своей продукции на дружественный рынок. Так, АО «Концерн „Калашников”» заключил контракты на экспорт станков в Республику Беларусь сроком на два года. Оборудование, которое компания планирует поставлять партиями, представляет собой универсальное решение для оснащения приборо- машиностроительных производств.

Российские технологии на международном рынке

Борьба за экспорт

Конкурировать с Китаем российским станкостроителям приходится и на других внешних рынках, например в Узбекистане. По словам генерального директора Свободной экономической зоны «Навои» Хабиба Абдулаева, экономика этой республики за 2023 год выросла на 6% в первую очередь за счёт промышленного сектора. Поэтому для российских производителей здесь довольно большие перспективы.

«По секторам могу выделить следующие. Во-первых, энергетика. В Узбекистане много изношенных сетей, ежегодно выделяются бюджеты на модернизацию существующих систем. Проблема касается не только национальной энергетической системы, но и промышленного сектора, например поставки энергетического и силового оборудования на предприятия. Во-вторых, строительная область: материалы, технологии, инструменты.

Большой строительный бум продолжается, в ближайшие годы обороты явно снижаться не будут. Это касается как жилищного строительства, так и коммерческих помещений, и новых производств. В-третьих, оборудование для машиностроения. Узбекистану нужны фрезерные и токарные станки, различный инструмент. Импорт в этой части будет расти. Также будет расти спрос на решения для цифровизации в широком смысле: программное обеспечение, разработку, внедрение и т. д.», — рассказал Хабиб Абдулаев.

Он отметил, что в конкурентной борьбе с Китаем у российских компаний хорошие шансы, особенно если они сделают ставку на локализацию своих производств.

«Государственный сектор очень чувствителен к локализации. Если вы локализовали производство, то получаете очевидное преимущество в тендерах. А китайские компании, как известно, не очень любят локализовываться, когда речь идёт о промышленном или энергетическом оборудовании. При этом с ними очень сложно конкурировать по цене, поэтому надо акцентировать на других преимуществах: послепродажном обслуживании, гарантийных условиях. Как правило, российские товары считаются заведомо качественнее, чем китайские.

К тому же с поставщиками из РФ легче работать: они могут быстрее приехать, им не нужна виза, с ними нет языкового барьера. Поэтому я бы советовал делать акцент на стоимости владения и лёгкости получения сопутствующих услуг. Ещё один нюанс, о котором стоит помнить: горизонт планирования здесь значительно ближе, чем в РФ и тем более в Европе. Также есть механизмы государственной поддержки, которые надо использовать. Например, РЭЦ активно помогает предприятиям заходить в Узбекистан, в том числе кредитуя экспортёров», — делится наблюдениями генеральный директор СЭЗ «Навои».

По мнению генерального директора узбекско-­американского предприятия Mold Technology Solution Resources Виктора Михайлова, приоритетом для торговых отношений между Россией и Узбекистаном остаётся добыча природного газа. В таких условиях поставки специализированного оборудования для геологоразведки, добычи и переработки этого ресурса наиболее интересны для узбекских компаний, занятых в данной отрасли. Ещё одним важным направлением в ближайшие несколько лет будет строительство российской малой АЭС в Узбекистане. Локализация производства части несложного оборудования и сервиса таких АЭС также будут интересны, считает г-н Михайлов.

«В развивающейся промышленности по-прежнему наблюдается спрос на обрабатывающие станки: токарное и фрезерное оборудование с ЧПУ, станки для резки металлов и, конечно, сами металлы, в первую очередь различные виды стали и алюминия. На этих рынках сегодня преобладают китайские, корейские, американские и европейские решения. Проблемы, с которыми сталкиваются узбекские компании в работе с партнёрами из этих стран, — высокая стоимость продукции и 100% предоплата. Ещё есть срок ожидания оборудования до его запуска. Такие условия обычно могут соблюсти крупные государственные предприятия», — поясняет глава Mold Technology Solution Resources.

С учётом этих нюансов российские производители могут расширить продажи в Узбекистане, используя различные формы отсрочки платежа, соблюдая правильный баланс цены и качества. Для этого им нужна точная и справедливая информация об узбекских бизнес-­партнёрах. Таможенное, налоговое, юридическое сопровождение российских компаний в Узбекистане должно быть в приоритете, убеждён Виктор Михайлов.

Российские технологии на международном рынке

Продать сервис, а с ним и товар

«В Узбекистане, как и в России, ощущается острая нехватка профессиональных кадров, обслуживающих оборудование и способных с ним работать. В таком случае организация курсов подготовки специалистов для эксплуатации и сервисного обслуживания российских станков в Узбекистане становится экономически выгодным и целесообразным способом начать работать в стране», — отмечает г-н Михайлов.

Управляющий партнёр коммуникационного агентства MAAS Евгения Шанская поделилась своим опытом работы с российскими компаниями, которые планируют выходить на рынок Узбекистана. По её словам, ключевыми направлениями для экспорта являются строительство и промышленное оборудование.

«Со стороны строительной индустрии это в первую очередь производители строительных и отделочных материалов, а со стороны промышленного оборудования — запорно-­регулирующая арматура, комплектующие для нефтегазовой промышленности, генерирующее оборудование, автоматика для промышленных предприятий. Я думаю, что у российских компаний очень большой потенциал возможностей, весь спектр которых зачастую не используется.

Наиболее распространённая ошибка, которую многие допускают, — отсутствие анализа конъюнктуры рынка и, в частности, очень поверхностное изучение конкурентов. Я бы рекомендовала компаниям более тщательно готовиться к выходу на рынок, не полагаться на впечатления от трёх проведённых на отраслевой выставке дней и нескольких деловых встреч», — рекомендует Евгения Шанская.

Ещё более далёкий и специфичный, но не менее перспективный рынок представляет собой Индия. Чтобы добиться здесь успеха, нужно предложить продукт либо уникальный, либо дешёвый. С таким советом к российским предпринимателям обратился представитель Российского экспортного центра в Мумбаи Тимур Векилов.

«Есть ещё одна формула успеха, более сложная. В Индии продаётся не продукт, а в основном сервис. Например, если у вас есть продукт, на базе которого вы можете сделать сервис, то лучше попытаться продать сервис. Тогда вместе с ним вы продадите продукт. Простой пример. В Индии очень сложно продать бульдозер, но зато можно продать услугу по разравниванию чего‑нибудь — какой‑­нибудь дороги. Поэтому вы везёте сюда бульдозер, чтобы оказывать услугу. И это работает!» — объясняет Тимур Векилов.

В сегодняшних условиях главная сложность в торговле между Россией и Индией в том, что рупию, национальную индийскую валюту, практически невозможно конвертировать. Это доступно только в самой Индии, на бирже или в местных банках, и в ограниченном количестве.

«Если нужна крупная сумма, как это бывает при экспортно-­импортных операциях, то дополнительно потребуется разрешение индийского регулятора. Так что, несмотря на то, что Москва активно продвигает политику расчёта в национальных валютах со странами-­партнёрами, с Индией в полной мере это невозможно. Но выход из положения сейчас найден, пусть и временный, но работающий.

Основная часть поставок оплачивается в долларах, меньшая часть — в дирхамах, национальной валюте ОАЭ. Особых проблем с этим нет, поскольку курс дирхама прочно привязан к доллару. В 2023 году за незначительную часть продукции расчёты производились в китайских юанях. Также в Индии существует собственная система мгновенных платежей UPI, и ведутся переговоры об интеграции её с российской системой „Мир”», — рассказала генеральный директор транспортно-­логистической компании Holding Finance Broker Татьяна Кулябина изданию «РЖД-Партнёр».

По данным Российского экспортного центра, ключевым внешнеторговым партнёром России выступает Китай, за ним следуют Белоруссия и Казахстан. В числе крупных направлений экспорта также указывают Турцию, Индию, Египет и Узбекистан. Российский бизнес компенсирует снижение товарооборота с западными странами увеличением торговли с этими странами, а также активизацией сотрудничества с партнёрами из Африки и Латинской Америки.

Этот материал опубликован в журнале
Промышленные страницы №6, 2024.
Смотреть другие статьи номера
Автоматизация
Рекомендуем
Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
Популярное на сайте
Бизнес-кейсы
Индустрия 4.0
Подпишитесь на Телеграм-канал