
Реверс-инжиниринг – инструмент импортозамещения
Реклама. ООО «Инжиниринговая компания «Комплекс КАД», ИНН 6732151552, рекламодатель ЕРИР #a-27047
erid: 4CQwVszH9pUmpjYePnr
«Купить нельзя разработать», — где поставить запятую? Эта дилемма как никогда актуальна сегодня для предприятий-производителей. Любая поломка оборудования грозит обернуться убытками и упущенной выгодой. В стремлении максимально быстро импортозаместить детали и комплектующие западного производства российские компании теперь смотрят в противоположную сторону — на Восток. Альтернативными рынками стали Индия, Турция и Китай. Они готовы продавать нам то, что стало недоступно. Но всегда ли это хорошая альтернатива?
На примере работы смоленской инжиниринговой компании «Комплекс КАД» вместе с её основателем и генеральным директором Дмитрием Калеевым рассмотрим, как обратное проектирование способствует импортозамещению.

— Дмитрий, в чём преимущества реверс-инжиниринга в условиях санкционных ограничений? Может ли его развитие полностью вытеснить параллельный импорт?
— Полностью от альтернативного импорта, на мой взгляд, отказываться не стоит. Представьте ситуацию: сломался важный для предприятия станок, фонд запчастей исчерпан, каждая минута простоя — это убытки и упущенная выгода. В данном случае есть смысл искать замену там, где это можно сделать быстро. Но «подсаживаться» на новые рынки рискованно: что, если политическая ситуация снова изменится и мы опять окажемся в зависимости от зарубежных поставок, только уже с другой стороны?
Поэтому лучше подумать о стабильной альтернативе импорту — о собственной разработке обратным способом, или о реверс-инжиниринге. По сути, он является драйвером импортозамещения. Обратное проектирование даёт возможность не только скопировать объект, но ещё и адаптировать его к технологическим возможностям конкретного производства, усовершенствовать технические характеристики. И это касается не только запчастей. Сложные узлы, станки, производственные линии — ко всем этим и многим другим объектам можно применять методы реверс-инжиниринга. Для себя мы точно определили, где ставить запятую: «Купить нельзя, разработать и произвести самим!»
— Насколько востребованы сегодня услуги обратного проектирования? Готовы ли российские промышленники к такому подходу?
— Сейчас мы наблюдаем положительную динамику спроса на услуги реверс-инжиниринга: в прошлом году примерно половину заявок, которые прошли через нашу компанию, составляли как раз такие проекты. В текущем году доля запросов выросла до 70% и продолжает увеличиваться. Это примерно 1000 проектов, от простых запчастей до сложной спецтехники. Обратное проектирование становится востребованным, промышленники понимают его актуальность.
Мы в «Комплекс КАД» занялись этим шесть лет назад, ещё на этапе становления компании. Первый проект — линейка спецтехники для ухода за искусственными и натуральными газонами, разработанная в сотрудничестве со смоленским производителем. До того момента оборудование с подобными техническими характеристиками в России не выпускали, покупали за рубежом. Однако у импортных аналогов было достаточно много минусов: высокая стоимость, неприспособленность к местным условиям, отсюда постоянные поломки и сокращённый срок службы. На основе западных образцов мы разработали свои машины, предусмотрев в них именно тот функционал, который необходим для местных условий.
Что с исходными данными? Их было немного, мы буквально цеплялись за каждый источник информации: инструкции по эксплуатации зарубежных образцов, видео процесса работы техники, поиск и интервьюирование тех, кто имеет опыт использования аналогичного оборудования в России. Когда сбор и анализ информации завершился, началась разработка конструкторской документации.
На сегодняшний день мы уже спроектировали обратным способом 16 различных машин: бункер-разбрасыватель, аэратор, подсеиватели газона, мусороподборщики, садовый и парковый пылесосы… Вся эта техника разработана и сделана в России. И, между прочим, это не только импортозамещение, но ещё и экспорт в ряд стран СНГ.

— При всех преимуществах реверс-инжиниринг пугает потенциальных заказчиков длительностью сроков разработки и объёмами вложений. Действительно ли это так долго и дорого, как кажется на первый взгляд?
— Давайте зайдём с другой стороны: чертежи всегда под рукой, ими можно воспользоваться в любой момент, конструкторская документация адаптирована к конкретным условиям, запчасти производятся и поставляются регулярно, производства стабильно работают. С каждым днём мы видим, что производителей всё меньше отпугивает длительность процесса проектирования и его стоимость. При очевидной выгоде компании готовы подождать и заплатить. Особенно когда речь идёт о судьбе заводов с тысячным штатом сотрудников. Об этом ещё один пример реверс-инжинирига, выполненного специалистами «Комплекс КАД».
Европейские санкции буквально оставили российское подразделение международной инновационно-производственной компании без возможности дальнейшего существования. Цеха укомплектованы оборудованием иностранного производства. Ранее в случае поломок или для сервисного обслуживания все запчасти доставляли из Европы. Но поставки прекратились, международная компания свернула свою деятельность в России, а завод и его сотрудники остались. Теперь каждая поломка — это риск: производство может остановиться, что обернётся убытками. Цена простоя одного станка в течение трёх рабочих смен — 1,3 млн рублей.
Сохранить завод помогло обратное проектирование. Мы реализовали серию проектов по реверс-инжинирингу запчастей. Бригада наших сотрудников выехала на производство клиента.
С собой взяли собственную мобильную измерительную лабораторию, чтобы на месте провести все необходимые измерения и анализы: исследовали химический состав материалов, измерили твёрдость и шероховатость поверхностей, провели 3D-сканирование.
Эти исследования стали основой для разработки конструкторской документации. Заказчик изготовил детали и ликвидировал все поломки. И самое важное — теперь этот завод ни от кого не зависит. Предприятие работает, люди сохранили свои рабочие места.
— Какими вам видятся перспективы развития реверс-инжиниринга в России в ближайшем будущем?
— Деньги остаются в стране, их не тратят на покупку импортных товаров, инженеры стабильно заняты проектированием, производители — производством. Всё стабильно работает. Это идеальная картина, и будет ли она написана, зависит от ряда факторов.
Пока методы реверс-инжиниринга, увы, доступны не всем специалистам.
В какой-то момент мы выбрали курс на покупку готовых решений — так проще и быстрее. В результате когда-то сильная школа инженерных кадров стала никому не нужна. И вот сегодня мы имеем разрыв между обществом и технологиями.
Выход — организовать повышение квалификации инженерных кадров, обучать специалистов работе с измерительным оборудованием и специальным программным обеспечением. Нужно вводить дополнительные дисциплины в технических вузах, поднимать интерес к профессии инженера через профориентацию ещё в школе.
Стоит подумать о разработке ГОСТа на реверс-инжиниринг. На данный момент все инженеры пользуются ГОСТ 2.103-2013 «Единая система конструкторской документации. Стадии разработки».
Но для реверс-инжиниринга он не подходит. В результате конструкторские бюро выполняют обратное проектирование одного и того же продукта с разными допусками и разным перечнем выходных данных.
Принятие единого регламента систематизирует процесс обратного проектирования, а ещё поможет привести в порядок наш станочный парк. Большая часть станков на отечественных предприятиях — зарубежного производства, многие из них имеют высокую степень износа. Есть смысл провести перепись этих станков и при помощи обратного проектирования разработать чертежи на оборудование массового использования. А главное — сделать эти чертежи доступными для всех, чтобы в любой момент по ним можно было произвести нужную единицу.
На все эти мероприятия потребуется не один год, а гораздо больше. И отсчёт уже идёт. Мы в инжиниринговой компании «Комплекс КАД» готовы делиться своим опытом в реверс-инжиниринге. Наши специалисты участвуют в обучающих семинарах по обратному проектированию, консультируют партнёров и предлагают решения именно под их потребности. Предприятия заинтересованы в новых знаниях и инструментах.
Да, новые условия работы возникли внезапно, застали врасплох. Однако давайте рассматривать эту ситуации как стимул к развитию, как шанс восстановить инженерную школу и вернуть престиж профессии инженера.
Инжиниринговая компания «Комплекс КАД»

complexcad.ru
+7 (495) 127-72-03
ИНЖИНИРИНГОВЫЕ УСЛУГИ В МАШИНОСТРОЕНИИ
• конструкторские и технологические услуги
• измерительная лаборатория
• производство