
Кто вхож на рынок СОЖ?
С введением санкций российские промышленники ощутили дефицит не только производственного оборудования и комплектующих многих европейских брендов, но и вспомогательных компонентов, без которых работа уже имеющейся техники попросту невозможна. В их числе смазки и смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ): доля импортной продукции в этом сегменте до недавнего времени была достаточно высока, чтобы производственники ощутили её уход с российского рынка.
К СОЖ относят сложные многокомпонентные системы, которые необходимы для смазки и охлаждения инструментов в процессе металлообработки.
Основная цель их применения — продлить срок службы и сократить износ инструмента и всего комплекса оборудования, повысить качество металлообработки и сделать работу более комфортной для оператора.
Кроме того, смазочные материалы вымывают мелкие частицы загрязнений, предотвращая развитие коррозии металлических деталей, и улучшают санитарно-гигиенические условия на рабочих местах.
Стабильность в ущерб качеству
«Ориентировочный объём потребления СОЖ на российском рынке на данный момент составляет порядка 85 тыс. тонн в год. При этом ежегодное увеличение потребления оценивается в 4%. Оно связанно с ростом машиностроения и приобретением предприятиями РФ современного металлорежущего оборудования. При этом доля импортных СОЖ в 2022 году сократилась до 20% от всего объёма.
Многие иностранные бренды приняли решение о прекращении операционной деятельности в России и приостановили свои отгрузки. В числе покинувших российский рынок можно выделить такие компании, как Houghton, Quaqer, Zet Chemie, Kluthe и другие», — оценивает текущее состояние рынка технический директор компании «Русиндастри» Алексей Мартынкин.
По его мнению, причины ухода иностранных компаний различные: это и политические взгляды владельцев бизнеса, и экономические факторы, такие как отсутствие понимания логистики и перспектив дальнейших поставок.
«Сложившаяся ситуация диктует свои условия, и конечные потребители вынуждены искать альтернативу импортным продуктам во избежание остановки собственного производства. В разрезе смазочно-охлаждающих жидкостей сейчас одним из первых требований клиентов является гарантия поставок. Многие готовы ради стабильности даже жертвовать качеством поставляемого продукта. В целом сейчас большинство заводов нацелено либо на уход от импортных составов в полном объёме, либо на их минимальное потребление», — анализирует ситуацию Алексей Мартынкин.
Начальник отдела продаж индустриальных смазочных материалов ООО «Техносмарт» Александр Хонин подтверждает: спрос на смазочно-охлаждающие жидкости не падает, а вот требования к их качеству снизились. И будут снижаться до тех пор, пока не начнут появляться новые станки и обрабатывающие центры, которые будут требовать современных качественных СОЖ, убеждён эксперт.
Смена курса
Анализируя свой опыт работы, технический директор компании «Русиндастри» также делает вывод, что со стороны заказчиков увеличивается количество запросов не только на подбор аналога к уже применяемому продукту, но и на совместную отработку процесса в новых проектах. То есть, покупая оборудование, пользователь заранее ориентируется на то, что будет использовать СОЖ в первую очередь российского производства. К этому его подталкивает и рост стоимости зарубежных продуктов, и их дефицит на рынке. Появилась бы эта тенденция при отсутствии данных факторов? На этот счёт есть сомнения.
Программу по сокращению потребления импортных материалов Минпромторг анонсировал ещё в 2014 году, когда санкции против России только вводились и действовали далеко не столь строго, как сегодня. А потому отечественные производители не слишком торопились отказываться от импортных компонентов: казалось, что ограничения не столь уж существенны и не коснутся сектора СОЖ. На разработку оригинальных рецептур и подбор отечественных аналогов европейских компонентов требовалось много времени и финансовых ресурсов. Проще и дешевле было положиться на импорт, чем начинать изыскания едва ли не с нуля.
«В большинстве случаев отечественные компании выбрали путь так называемого импортного «пакетного» производства, который на тот момент оказался гораздо проще. Суть «пакетного» производства заключается в том, что закупается определённый импортный состав (набор эмульгаторов, биоцидов, ингибиторов и пр. компонентов в одном продукте) и далее просто происходит смешение с базовым маслом. То есть отечественные компании не стали заботиться о собственных разработках СОЖ с использованием множества компонентов ввиду того, что это требует много времени и определённых знаний, чтобы кропотливо подбирать отдельные составляющие при разработке рецептуры», — указывают на своём сайте специалисты «Русиндастри».
С наукой рука об руку
В текущих обстоятельствах разработками заниматься приходится уже вынужденно. И многие идут по этому пути, ибо иного не дано: без смазки и охлаждения инструмент не сможет долго работать и обеспечивать должное качество обработки.
К тому же в условиях дефицита его замена может стать проблемой. Отдельные производители даже вкладываются в создание собственных лабораторий, поскольку только наукоёмкие исследования позволяют успешно конкурировать в высокотехнологичной среде.
«В отечественном сегменте СОЖ появляется всё больше прогрессивных разработок. Например, в масляную продукцию для сложных операций резания добавляются полярные фосфоэфиры и маслорастворимые гликоли, которые образуют плотную сорбционную пленку и снижают коэффициент трения. Благодаря этому увеличивается ресурс смазочного материала на 70–80% и ещё на 50–70% — стойкость металлического инструмента.
Также в продаже появляются мультифункциональные СОЖ класса HLP, которые допускается использовать в гидравлических системах. Их отличительная особенность — высокая концентрация антикоррозийных присадок. А сверхразветвлённые полимеры усиливают противоизносные характеристики и увеличивают индекс вязкости масла. Это обеспечивает более прочую смазывающую пленку в зоне металлообработки материала», — заявляют на своём сайте специалисты компании Loc-Line.
Тернистый путь
Дорога к успеху для российских производителей СОЖ непроста, ведь они стартовали позже, чем европейские компании, а на проведение полноценных исследований и их отработку требуется время.
«СОЖ — это не кроссовки, бренд здесь не главное, если он вообще имеет значение. Всё познаётся через испытания, опыт эксплуатации. При поставке нового продукта на рынок в целом или на конкретное производство нужно, чтобы у покупателя и поставщика были взаимные желание и возможность довести этот продукт до нужного состояния, если он ещё не опробован в других местах. У известных мировых брендов были время и возможности продвигать свои продукты по всему миру и этот опыт транслировать в других местах. А нам сейчас приходится работать в сжатые сроки, в условиях отсутствия компонентной базы в нашей стране и разрыва сложившихся логистических цепочек», — поясняет Александр Хонин.
По его словам, чтобы быть конкурентным и востребованным, производителю нужно иметь своё качественное малозатратное производство, включая оборудование, технологию, кадры, компоненты, снабжение. С нуля и без субсидий такое производство не организовать. Что же касается кадров, то они, по оценке эксперта, попросту отсутствуют, за исключением химмотологов старой советской школы — на них всё
и держится.
Алексей Мартынкин отмечает, что на российских производителях не мог не отразиться уход с отечественного рынка поставщиков сырьевых компонентов: специфических присадок, эмульгаторов, биоцидов и пр.
«Немаловажным является и психологический момент у конечного потребителя. Резкий рост сырьевой базы и подскочившие цены на необходимые дополнительные компоненты привели к тому, что в настоящее время цена на смазочно-охлаждающие жидкости российского производства сопоставима с той ценой, которая была на европейские продукты, например, годом ранее», — подчёркивает технический директор «Русиндастри».
Время независимости
Примером того, насколько сложно пробиться на рынок игрокам с новыми продуктами, может служить опыт холдинга «Супротек»: в рамках стратегии создания импортозамещающих товаров специалисты разработали серию формул СОЖ, пластичных и консистентных смазок для индустриального и транспортного рынков. Российские пользователи не торопились внедрять инновационные решения на своих производствах: многие из них долгие годы пользовались зарубежными средствами и боялись менять их на российские аналоги, несмотря на то что производитель приводил такие аргументы, как бережное расходование продукта, его улучшенные свойства и доказанное испытаниями повышение производительности оборудования.
Если бы не санкционная политика, неизвестно, как долго бы ещё российский рынок сопротивлялся распространению отечественных СОЖ. В нынешних же условиях они приобрели популярность, поскольку производители и поставщики могут обеспечить лучшие условия поставок и сопровождения, чем зарубежные коллеги.
«Ещё в середине февраля потенциальные клиенты говорили, что не планируют брать наши продукты, потому что делают закупки у зарубежных производителей, но теперь они начинают обращаться к нам», — цитирует генерального директора холдинга «Супротек» Сергея Зеленькова портал «Деловой Петербург».
«Пришло время быть независимыми от внешних рынков», — призывает г-н Зеленьков.
«На фоне всего происходящего перед конечным потребителем стоит основная задача: не допустить остановки своего производства и в кратчайшие сроки отработать альтернативы всем импортным продуктам, которые применяются в производственном цикле. Исходя из этого, мы понимаем, что в ближайшее время интерес к продукции отечественного производителя будет возрастать. Вместе с тем некоторые иностранные компании остались на рынке РФ и частично нарастили объёмы поставок своей продукции за счёт замещения ушедших конкурентов. Однако вопрос логистики и своевременных поставок остаётся открытым. Часть дистрибьюторов европейских СОЖ переориентировалась на продукцию из Турции, Индии и пр.», — подытоживает технический директор компании «Русиндастри».
Благодаря полярным фосфоэфирам и маслорастворимым гликолям в составе, ресурс смазочного материала увеличивается на 70-80%
Ориентировочный объём потребления СОЖ на российском рынке составляет порядка 85 тыс. тонн в год
Текст: Мария Кармакова