Дефицит складского персонала: решения в виде WMS и роботизации
Эксперты, предприятия и вузы то и дело говорят о дефиците инженеров, сварщиков, токарей и других рабочих профессий, которые отвечают за производство. Однако также стоит помнить о том, что между продукцией, вышедшей из-под станка, и её потребителем есть склад, где сотрудников не хватает не меньше, чем в цехе. Кто будет сортировать, комплектовать и регулировать оборот груза?
Согласно результатам опроса Координационного совета по логистике (КСЛ), свыше 65% компаний в 2023 году критически не хватает операционного персонала для склада, в частности — кладовщиков и комплектовщиков. Особо острый дефицит отметили и промышленные организации: количество их ответов о нехватке составило 77,8%.
Несмотря на то что в целом проблема не нова, апогей, которого она достигла в 2023 году, подталкивает участников этой ниши к поискам новых решений. Например, эксперты всё больше совершенствуют системы WMS (Warehouse Management System) и всё чаще применяют в складских системах роботизацию в разных конфигурациях.
Нельзя исключать возможность того, что в скором времени текущие условия приведут к полной роботизации склада. Представьте: 1500 м2, сотни стеллажей верхушками под потолок, тысячи выдвигающихся ящиков, роботы, которые всем этим управляют, и ни одного человека.
Похожая концепция — у складов Amazon. Там над сборкой заказов работают от трёх до пяти видов роботов одновременно. В этом году во время конференции Delivering the Future, которая прошла в Сиэтле, компания объявила о внедрении в складские комплексы ещё и гуманоидных роботов. В отличие от прежних, которые в большинстве своём были только колёсного типа (похожими на роботы-пылесосы), способными перемещать предметы и двигать стеллажи, гуманоиды смогут заменить упаковщиков: у них есть кисти и пальцы!
Но пример роботизации складов Amazon скорее исключение, чем правило. В силу ряда факторов, в том числе недостатка технологий, российские компании пока обходятся более классическими роботизированными решениями.
В рамках вебинара «Складской персонал и 1С:WMS. Оптимизация работы» специалисты рассказали о том, как компаниям стать менее зависимыми от сотрудников; как сделать так, чтобы персоналу не нужно было знать о складе всё от и до; как роботизация в совокупности с WMS может сделать процесс грузообработки гораздо проще.
Люди бегут от тяжёлой работы
По словам директора направления логистики «СИТЕК» Артура Мухамедшина, причина нехватки складского персонала в стране обусловлена двумя факторами.
Первый из них — невысокий уровень оплаты труда. Должности не требуют квалификации, а потому и работодатели не считают нужным переплачивать за этот труд. Как следствие, начинается текучесть кадров. Работники переходят к работодателям, которые готовы платить более высокую заработную плату.
Второй фактор, который вынуждает людей бежать и искать лучшее рабочее место, — тяжёлые условия труда. Сюда эксперт относит как сам факт переноски груза по территории склада, так и ненормированный рабочий график.
Роботы как рабочая сила
Конечно, решить обе проблемы можно с помощью роботов, которые беспрекословно (возможно, только пока) возьмут на себя всю самую тяжёлую работу. Роботам не нужен обед, они не болеют, не влюбляются и, как следствие, не отвлекаются от своей работы, тем самым склад может функционировать круглые сутки без потери качества.
Однако, по словам г-на Мухамедшина, в сложной складской системе этого будет недостаточно, и лучше бы оснастить склад сортерами и конвейерами с ИИ для возможности сканирования и обнаружения грузов. Кроме того, чтобы все эти инструменты работали ещё более эффективно, а человеческий фактор стал ниже, не обойтись без WMS с KPI сотрудников.
В качестве примера Артур Мухамедшин привёл опыт производителя спецодежды «Восток-Сервис». По его словам, площадь логистического комплекса этой компании составляет 90 тыс. м2. Одна из его частей оснащена 50 роботами отечественной разработки Ronavi. Кроме того, вместе с ними в комплексе настроена технология сортировки Put-to-Light, которая обеспечивает доставку товара человеку. Чтобы все процессы перемещения, сборки и комплектации грузов прошли без ошибок и сбоев, работает система WMS. Г-н Мухамедшин подметил, что точные цифры показателей работы усовершенствованного склада ещё замеряются, однако специалисты уже отмечают, что скорость отбора товаров увеличилась в разы.
Сортеры и конвейеры, как и роботы, способны сократить время и путь товара от стеллажа до человека: они попросту освобождают сотрудников от штучной сборки товаров. Это наиболее актуально для игроков рынка e-com, где заказы на один-два товара поступают ежедневно тысячами. Совмещённый с сортером конвейер можно настроить на групповую сборку одинаковых товаров и их последующую сортировку по заявкам клиентов.
Так, маловероятно, что конвейеры с ИИ и роботы станут полезными при напольном хранении грузов: для автоматизации этой задачи есть другие решения. По словам директора КСЛ Василия Дёмина, чтобы поднимать тяжёлые грузы и при этом не нагружать людей, можно интегрировать в ричтраки AGV (автоматическое управление).
Технология, кстати, распространена как способ освобождения людей от тяжёлых рутинных операций, при этом г-н Дёмин отметил, что она всё ещё считается сложной и в России пока есть лишь пара компаний, способных встроить AGV в технику, изначально для этого не предназначенную.
Окупаемость
Самая интригующая часть во внедрении бизнеса для любого владельца — это окупаемость. Никто не станет покупать и устанавливать дорогостоящие технологии, зная, что потеряет эти деньги безвозвратно.
В целом, эксперты считают, что деньги, потраченные на роботов, возвращаются уже в течение 3–5 лет. Однако то, как быстро компания почувствует выгоду от решений, зависит от многих факторов, например размера роботизируемой площади, заработной платы сотрудников и характера назначения технологий.
Четыре года назад ООО «СИТЕК» разработало концепцию роботизации логистического центра компании «Декатлон». По словам г-на Мухамедшина, напольный робот, установленный на том складе, заменил 7,5 сотрудников. Скорость его окупаемости он предложил рассматривать из учёта фонда оплаты труда. Так, если средняя заработная плата складского персонала составляет 90–100 тыс. рублей, заменив его роботом, компания экономит до 800 тыс. рублей в месяц. Учитывая, что стоимость «умных» машин начинается от 3 млн рублей, он окупится даже меньше чем за год.
Артур Мухамедшин убеждён, что те проекты, чья рентабельность проявляется только через три года, считаются более спокойными. Как правило, это случаи, когда роботизированные решения внедряются не только на участках с высоким оборотом, но и на более спокойных участках, не приносящих очевидных результатов в короткий отрезок времени.
Что касается целесообразности роботизации склада, по словам Артура Мухамедшина, она зависит от трудоёмкости и объёма операций, которые будет выполнять робот (или система). Он отмечает, что, согласно большинству расчётов рентабельности, устанавливать на складе конвейеры целесообразно, если этот участок будет получать минимум 6 тыс. строк заказов в сутки. Робот на объекте, где обрабатывается всего 5 тыс. документострок, может не окупиться и в течение пяти лет.
Размер помещения при этом часто роли не играет. Г-н Мухамедшин привёл в качестве примера небольшие склады с температурным режимом, где из-за особенностей условий работы на одну операцию компания тратит в два раза больше человекоресурсов, чем в сухом безопасном помещении. В этом случае робот действительно поможет компании сэкономить.
На складе же площадью в 200 м2 с низкой интенсивностью внедрение робота будет неэффективно и принесёт владельцу лишь убытки. В общем, всё зависит от нагрузки.
Кроме того, помимо размера площадей и интенсивности работы склада, большую роль играет количество персонала. Например, если на объект требуется 300 сотрудников, а имеется лишь 200, технологическое развитие проявит для владельца комплекса лишь положительные стороны.
Если компания имеет все перечисленные выше условия, переживать о напрасных тратах ей не придётся. О чём нужно будет позаботиться перед внедрением роботов, так это о качестве пола: он должен быть достаточно ровным для перемещения техникой грузов весом от 1 т.
Контакт между машиной и человеком налажен
На предприятиях, как в цехах и на складах, конечно, ещё остались люди, которые не доверяют роботам, и даже те, кто считает, что механические машины способны занять их место. Однако время, когда сотрудники выступали против роботизации, постепенно проходит. Со слов экспертов, персонал научился не просто доверять роботам, но и видеть в их присутствии плюсы для себя.
Так, директор направления логистики «СИТЕК» рассказал об операторах склада «Декатлона», которые рады работать «плечом к плечу» с машинами. Те сотрудники, которые прежде были вынуждены проходить по территории комплекса до 30 тыс. м, с роботизированными помощниками стали совершать до 500 шагов в смену. Большую часть работы человека, связанную с перемещениями грузов по складу, выполняет «железо».
Единственное, что может омрачить настроение персонала технологичного склада, по словам г-на Мухамедшина, — это тоска по прежним перекурам с коллегами…