Модернизация и ретрофитинг: одно ли и то же?
Понятия «модернизация» и «ретрофитинг» имеют разные значения, тем не менее их часто путают, особенно когда дело касается производственных станков. На отраслевом рынке множество компаний по ремонту, обновлению и оптимизации производств предлагают свои услуги по ретрофитингу. Как определиться с выбором исполнителя, чтобы не ошибиться, и есть ли смысл восстанавливать бывшее в употреблении оборудование?
Актуальная в этом году для промышленников повестка — вопрос, где взять станки. Даже если на предприятии успели купить или заменить какое-то оборудование, то с его обслуживанием возникают проблемы. Этот фактор, конечно, стал стимулирующим для реинкарнации станкостроения. Но до того времени, как появится новая собственная база, не отправлять же завод в простой!
В ход идут станки с многолетней эксплуатацией, часть которых уже даже пришлось убрать на склад — настолько они стали непригодны. Чтобы оборудование вновь вступило в производственные ряды, или чтобы появился шанс продать его за ненадобностью, требуется комплексный ремонт. Или модернизация?
Ретрофитинг: о главном
Между тем в определении самих понятий произошла путаница — процесс восстановления оборудования часто называют модернизацией. Если говорят о ретрофитинге, то, как правило, считают его синонимом первому, что является ошибкой.
Модернизация, конечно, включает в себя обновление деталей того или иного оборудования, как и ретрофитинг, но эта замена позволяет совершенствовать текущие характеристики. Например, представим станок, чей двигатель утилизировали, а на его место поставили новенький, собранный по последним технологиям. Оборудование станет более производительным, тихим, менее энергозатратным. При этом станок может быть изначально и не таким устаревшим. Этот процесс зовётся модернизацией.
В то время как равноценная замена двигателя, вышедшего из строя или утратившего эксплуатационные свойства, — это уже ретрофитинг. Впрочем, и последняя услуга в некоторых случаях может включать расширение возможностей оборудования.
По словам специалистов, компании, предлагая ретрофитинг, могут как полностью восстановить все узлы станка и заменить детали, так и просто поменять смазку и устранить дефекты. Как будет обслуживаться оборудование дальше, зависит от предпочтений заказчика.
Особенности российского ретрофитинга
Заместитель генерального директора по маркетингу ЗАО «Липецкий станкозавод «Возрождение»» Анатолий Лукьянов утверждает: с точки зрения и станкостроения, и финансовых служб организаций-заказчиков этих услуг капитальный ремонт станка с его одновременной модернизацией по специальному ТЗ не отличается от ретрофитинга.
Более того, в бюджете заказчиков в принципе не предусмотрена статья расходов на ретрофитинг. По словам г-на Лукьянова, в бюджет закладывают траты на капитальный ремонт с модернизацией, когда исполнитель фактически проводит восстановление станка, заменяя гидравлику и систему рабочих подач по осям, устанавливая ту или иную систему программного управления, датчики обратной связи и прочее.
К кому можно обратиться за ретрофитингом?
Обычными ремонтными службами тут не обойтись. В основном такая услуга — это профиль немногочисленных заводов-станкостроителей, ведь именно у них есть все нужные инструменты. Например, без них не обойтись, когда требуется перешлифовка всех направляющих или изготовление большого числа деталей. Кроме того, сторонним компаниям заниматься ретрофитингом в какой-то мере невыгодно, так как они обязаны иметь документацию и проверенное метрологическое оснащение, что требует больших финансовых трат. Проводя работы такого типа, исполнитель должен мыслить практически как производитель станка, полностью понимать задачи и функции оборудования.
Кроме того, если станочной установке требуется комплектация системой программного управления, компания должна иметь собственных компетентных программистов, способных разработать и внедрить наиболее оптимальную программу, подобрать соответствующую систему управления, привода и т. д.
Таким образом, ретрофитинг вполне может стать выходом в случае поломки станков, когда добыть новые проблематично. По словам экспертов, с технической стороны он гораздо проще, чем модернизация, особенно если не требуется повышение качеств станка. Однако стоит помнить, что с экономической стороны у исполнителей могут возникнуть некоторые проблемы, которые решаются индивидуально.
Справка
Основные этапы ретрофитинга:
- обнаружение дефектов;
- создание проекта;
- замена механической части оборудования;
- диагностика и замена гидравлики станка;
- модернизация электроники;
- замена электротехнической части.
Текст: Анастасия Семёнова