• ООО "Технограв" – поставка оборудования Senfeng и предоставление услуг, обеспечивающих его максимальную продуктивность.

    Реклама. ООО «ТЕХНОГРАВ», ИНН 7806269200
    erid: 4CQwVszH9pWwochFRN7
    Узнать больше
  • Роботизация российских промышленных предприятий: что мешает и как помочь?
    18 апреля 2023

    Роботизация российских промышленных предприятий: что мешает и как помочь?

    Масштабы внедрения робототехнических решений в промышленности оценивают с помощью такого показателя, как плотность роботизации в расчёте на 10 тыс. рабочих мест. Представители этой индустрии оперируют данными за 2019 год (как известно, статистика значительно отстаёт от реальности). Даже если учитывать, что количество роботов на отечественных производствах растёт темпами выше среднемировых, по общему уровню мы пока заметно отстаём от лидеров.

    Для сравнения, у первой по этому показателю Южной Кореи в 2020 году плотность составила 937 роботов на 10 тыс. работников. Что мешает развитию роботизации промышленности в России и как можно стимулировать этот процесс? Выясняем вместе с представителями компаний-производителей.

    Одной из причин отставания России от стран-лидеров в этом сегменте является технологический провал, который случился в период распада Советского Союза.

    «К моменту развала СССР у нас было больше роботов, чем в США. А потом случилось так, что нам стало не до этого. И пока во всём мире роботизированные решения активно внедрялись на производствах, наша промышленность старалась выжить. Ещё одним негативным фактором стало отсутствие государственной программы для развития робототехнических решений. Сегодня ситуация меняется к лучшему. Роботы подешевели, их стало больше, они лучше справляются с задачами», — прокомментировал ситуацию заместитель генерального директора ООО «Технорэд» Артём Ширинкин.

    Автопром первый в очереди

    По данным аудиторской группы «Деловой профиль», к числу отраслей, в которых использование роботов имеет большую популярность, относятся электронная, пищевая, фармацевтическая, аэрокосмическая, металлургическая и химическая промышленность. Но лидирующие позиции удерживает машиностроение, в первую очередь автомобилестроение. Причина проста: чем крупнее детали, тем очевиднее преимущество использования роботов.

    Для сборки устройств из мелких деталей, например смартфонов, требуется очень точное позиционирование манипуляторов в пространстве. Адаптировать роботов для таких задач, безусловно, можно, но удовольствие это не из дешёвых. А в автомобилестроении используют достаточно крупные детали, поэтому и роботы применяются гораздо шире.

    Коммерческий директор казахстанско-российского предприятия IDS Metra Robotics Алексей Шилин в ходе вебинара «Промышленная роботизация 2023: лучшие практики, технологии и кейсы» рассказал о перспективах развития рынка робототехники в Казахстане. И одним из приоритетных направлений, которое будет развиваться в ближайшее время, он назвал как раз автопром.

    «В последнее время рост этого рынка составляет порядка 20-30% в год. В числе прочего благодаря тому, что многие предприятия переносят свои производства в Казахстан. Это одна из ведущих отраслей для внедрения роботов, и роботизация будет развиваться в автопроме Казахстана. Пока это единичные примеры, но есть специальный автомобильной кластер, который создаётся в Казахстане. Там будут не только производители автомобилей, но и производители автокомпонентов.

    Степень локализации производств в Казахстане растёт, есть планы по её углублению и расширению. То есть будут появляться производители автокресел, тормозных дисков, элементов интерьеров и экстерьеров. Надо понимать, что если производитель — это законодатель мод, то производители автокомпонентов — это та отрасль, которая тянется за автопромом. Чтобы казахстанский автопром мог потреблять локальные продукты, такие производства должны роботизироваться», — пояснил Алексей Шилин.

    Также, по его мнению, роботизация в Казахстане будет активно развиваться в двух отраслях: пищевой промышленности и металлургии. В первом случае применение роботов позволит минимизировать ручной труд там, где необходимо выполнять рутинную работу, например укладку и упаковку готовой продукции. А во втором случае роботы смогут заменить людей на опасных участках, и это уже вопрос не повышения производительности, а обеспечения безопасности.

    Рынку нужно что-то потяжелее

    Возвращаясь к автомобильным заводам, следует отметить, что работа с крупными деталями, с одной стороны, является стимулом роботизации таких производств, а с другой затрудняет этот процесс. Эта проблема обсуждалась в рамках конференции «Робототехника для промышленности. Фокус на отечественные решения», которую в феврале 2023 года провели Российский союз промышленников и предпринимателей и Национальная ассоциация участников рынка робототехники.

    В адрес представителей компаний, продвигающих робототехнические решения на российский рынок, от представителей автопрома звучали вопросы о том, могут ли они предоставить роботов с высокой грузоподъёмностью (160-210 кг) для сварочных линий, на которые можно устанавливать оборудование для сварки и захваты для выполнения транспортных операций.

    Ильдар Сайфутдинов, представляющий директорский корпус компании «Эйдос-Робототехника», подтвердил готовность компании выпустить подобное решение на российский рынок, но уточнил, что надёжность промышленного оборудования достигается его серийным производством. Если же это единичный продукт, то нужно быть готовым к рискам.

    «Многое зависит от потребности рынка. В этом году мы решили сосредоточиться на той модели, которая у нас есть, чтобы достичь плановой серийности. Все остальные модели уйдут в разработку на следующий год. Нам важно, чтобы роботы соответствовали тем техническим характеристикам, которые мы заверяем. Второй фактор — стабильность и устойчивость их работы.

    У нас нет желания сейчас, даже имея всю технологическую базу и опыт работы, выдать в рынок робота грузоподъёмностью 150 кг за 2-3 месяца, а потом брать референс-листы с негативными отзывами. У нас есть понимание, как мы будем двигаться по той модели, которая есть. И есть понимание, что в случае необходимости и потребности рынка мы сможем выдать специализированное решение, на которое дадим гарантию в районе двух лет», — обрисовал стратегию компании Ильдар Сайфутдинов.

    «Поскольку на них [роботов с высокой грузоподъёмностью] нет большого спроса, мы их и не делаем. Когда есть запрос, мы делаем, если заказчик готов дать нам время для испытаний. Для нас увеличить грузоподъёмность проблемы не составляет», — в свою очередь пояснил позицию «Арипикс Роботикс» коммерческий директор Дмитрий Зайченко.

    Роботизация
    Фото предоставлено компанией ООО “Технорэд”

    Для развития нужен спрос

    Производители сервисных роботов из компании «Промобот» также подтвердили, что готовы разрабатывать решения «потяжелее», это отражено в дорожной карте развития фирмы.

    «Чтобы обеспечивать большую грузоподъёмность, нужно больше инвестиций, чем мы сейчас получили. Но это вопрос времени, к более высоким весам мы чуть позже придём. Причина этого — редукторы», — обозначил проблему директор по развитию «Промобот» Олег Кивокурцев.

    Что мешает наладить в России собственное производство высокотехнологичных мотор-редукторов? Ответ тот же, что и в случае с грузоподъёмными роботами: нужен стабильный спрос, а для этого необходимо понимание ёмкости рынка роботизированных устройств. Если же от заказа до заказа проходит несколько месяцев времени и в заказе 5-10 редукторов, вряд ли можно достичь устойчивого качества изделий.

    «В промышленных роботах самое главное — «мышцы», то есть редукторы. Если они будут надёжные, качественные и точные, то, даже если всё остальное перестанет работать по какой-то причине, это можно быстро устранить. А вот если железяка сломается, это проблема посерьёзнее. Нужно запустить серию, чтобы добиться качества. Или они будут очень дорогие, потому что изготовить прецизионные детали на соответствующем оборудовании — дорогое удовольствие.

    Если мы заказываем их на крутом предприятии, то и ценник соответствующий. Проще купить за границей, даже учитывая, что пути доставки сейчас витиеватые. Компетенции разработки редукторов в нашей стране были ещё 30 лет назад, сейчас эти работы всем известны, любому более-менее продвинутому конструкторскому бюро можно доработать их под современный лад и начать производство», — убеждён учредитель компании «Роботех» Максим Фурман.

    «Действительно, спрос — это первый фактор. И второй — финансирование. Одно дело, когда ты получаешь запрос и на эти деньги реализуешь проект. Другое — когда ты просто инвестируешь без спроса, пока не сделаешь все необходимые характеристики. Это путь трудоёмкий и капиталоёмкий», — подтвердил Олег Кивокурцев.

    Нет комплектующих — нет роботов

    Дальнейшее развитие промышленного роботостроения в России невозможно без значительного увеличения серийности. Причём речь идёт не только о выпуске самих роботов, но и о производстве компонентной базы, которое пока ещё слишком зависимо от импорта. Например, генеральный директор «Гриник роботикс» Михаил Григорьев отметил, что почти все компоненты, из которых в компании создают роботов: моторы, контроллеры, системы перемещения и другие, — китайские. То немногое, что можно изготовить в России, производят на собственном производстве в Новосибирске.

    «Если у коллег проблемы с мотор-редукторами, то у нас — с гидравликой. В стране есть пара производителей, кто выпускает гидравлические распределители, а пропорциональные вообще, по-моему, никто не делает или делает в очень ограниченной номенклатуре. Насосы — аналогично. На гидравлический насос сегодня срок поставки шесть месяцев. Как я могу разработать быстрее, когда насос ко мне приедет только через полгода?

    И это в лучшем случае. Некоторые компоненты, которые мне позволили производить роботов в феврале 2023 года, я заказал весной 2022 года. Очень хотелось бы потревожить производителей комплектующих на этот счёт, но я понимаю, что это не только их проблема, поскольку внезапно свалившийся спрос просто они не могут удовлетворить. Этого можно было бы избежать, если бы развитие собственной компонентной базы происходило методично, но мы к такой ситуации не пришли», — посетовал директор по развитию МГК «ИНТЕХРОС» Ратибор Коновалюк.

    По мнению заместителя директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России Александра Львова, развивать собственное производство компонентной базы в нашей стране необходимо, но таких компаний не должно быть много.

    «Если мы берём конечный продукт, то есть робота или робототехническое решение, — здесь должно быть много игроков, которые выводят на рынок свои решения. Но если мы берём компонентную базу, то здесь на рынке должно быть один-два крупных игрока, которые бы обеспечивали своей продукцией всех участников процесса.

    Потому что если у каждого производителя роботов будет свой мини-заводик по двигателям или чему-то ещё, то он никогда не будет конкурентным, потому что его изделия будут дорогими. Соответственно, должны быть выстроены кооперационные связи между поставщиком комплектующих и производителем конечного решения», — считает представитель Минпромторга.

    Стратегия успеха

    Артём Ширинкин также считает, что спасти ситуацию можно, развивая монозаводы. В подтверждение того, что эта схема рабочая, он приводит опыт Китая.

    «Если мы возьмём КНР, то у них все роботы минимально отличаются друг от друга. Вскрываешь — двигатели одни и те же, и не всегда китайские, могут быть, например, итальянские. У нас нет конкурентоспособных заводов, которые выпускают элементы микроэлектроники: контроллеры ЧПУ, волновые редукторы.

    Те, которые у нас производят, не устраивают производителей роботов по цене и качеству. Безусловно, оборонные предприятия впускают такую продукцию под свои нужды, и проблемы промышленности их не волнуют», — поясняет представитель компании «Технорэд».

    В ходе конференции НАУРР и РСПП прозвучала мысль о том, что развитие робототехнических компаний должно происходить при участии государства. И речь не только о программах господдержки, субсидиях и «дешёвых» кредитах.

    «Основная задача на сегодня — должно быть создано несколько крупных предприятий, пусть они будут с госучастием или поддержаны крупными инвестициями от ведущих компаний. Эти предприятия должны производить 5-6 основных видов продукции, связанной с промышленной робототехникой: редукторы, сервомоторы, сервоусилители, качественную трансмиссию, корпусные элементы для роботов. Также должно быть запущено активное развитие ПО, универсального для всех роботов», — высказал мнение Максим Фурман.

    Как раз по этому пути пошли в ООО «Технорэд»: в 2022 году на форуме АТОМЭКСПО компания подписала с АО «Русатом Сервис» меморандум о сотрудничестве по реализации совместных проектов в области робототехники. В рамках этого соглашения запланировано создание универсальных и типовых роботизированных решений для автоматизации процессов любого производства.

    «В соответствии с договором наша компания войдёт в состав корпорации «Росатом» и станет государственной. Благодаря этому мы получим серьёзный объём инвестиций, который частному бизнесу сложно потянуть. Также стратегический партнёр предоставит нам площадки и мощности для создания передовых решений в области робототехники.

    Это будут роботы, пригодные для работы в условиях радиации, а также для применения в других отраслях промышленности. Надеемся, что к 2027 году мы построим завод, который будет выпускать отечественных роботов, современных и конкурентоспособных», — поделился планами Артём Ширинкин.

    Компания TECHNORED – отечественный разработчик и производитель роботизированных систем

    Компания TECHNORED - отечественный разработчик и производитель роботизированных систем

    technored.ru
    sales@technored.ru
    8 800 775-52-71

    На правах рекламы

    Автоматизация
    Рекомендуем
    Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
    Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
    Популярное на сайте
    Бизнес-кейсы
    Индустрия 4.0
    Подпишитесь на Телеграм-канал