• Компания ООО «Центр развития гидроабразивных технологий» является производителем и поставщиком станков, оборудования и запасных частей для гидроабразивной резки.

    Реклама. ООО «ЦРГТ», ИНН 4501160958
    Erid: F7NfYUJCUneLu1tNorXh
    Узнать больше
  • Иннопром 2023
    17 октября 2023
    Фото: expo.innoprom.com

    Международная кооперация в режиме обновления

    Открывая пленарное заседание «Иннопром 2023», программный директор выставки Антон Атрашкин постарался задать победный тон и сразу пресечь разговоры о негативных тенденциях: «Российские промышленники устали говорить о проблемах и испытаниях. Выживание, экстренные меры… Хватит! Общий настрой сегодня:

    «Этот год будет решающим годом перемен». Наши промышленники не только устояли, но и смогли в кратчайшие сроки заново выстроить торговые цепочки, найти новых партнёров, новых покупателей и поставщиков. У нас самая насыщенная пленарка за всю историю выставки: три главы правительства и 11 министров из Европы, Африки и Азии».

    Тема главной стратегической сессии была заявлена тоже в позитивном ключе: «Устойчивое производство. Стратегии обновления». Выступающие (в основном руководители промышленных и экономических ведомств из «дружественных» стран) делились опытом в выстраивании товаропроводящих цепочек в текущих условиях.

    Только вперёд, не оглядываясь

    Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что наша страна последовательно справляется со всеми вызовами.

    «За последние четыре года промышленное производство увеличилось на 7%. При этом в текущем году позитивная динамика ускорилась, и это в условиях разрыва логистических цепочек и беспрецедентного санкционного давления. В марте рост этого показателя составил свыше 1%, в апреле — более 5%, а в мае уже превысил 7% в годовом выражении», — подчеркнул глава правительства.

    Приоритетным направлением, по его мнению, должно стать повышение устойчивости производственной сферы в новых условиях. Для этого нужно максимально снизить влияние неблагоприятной внешней конъюнктуры, а значит, необходимо достичь полноценного технологического суверенитета во всех без исключения критически значимых отраслях.

    «Конечно, это серьёзный вызов для нашей промышленности. Но возврата к прежним моделям работы с опорой на импорт иностранных технологий уже не будет. Подчеркну: наше будущее за выпуском всего спектра собственной высокотехнологичной продукции. Причём она должна быть конкурентоспособной не только внутри страны, но и за рубежом, что требует принципиально новых подходов и совершенно иного уровня взаимодействия науки, производства и государства», — заявил премьер.

    Для реализации этого грандиозного плана правительство утвердило концепцию технологического развития страны, которая, как убеждён Михаил Мишустин, даст мощный импульс к реализации ключевых направлений, таких как станкостроение, радиоэлектроника, малотоннажная химия, судо- и авиастроение. Всего будет развёрнуто не менее десяти мегапроектов с гарантированным финансированием на весь срок реализации. Их выполнение поможет выстроить технологические цепочки производства сырья, материалов, компонентов и комплектующих.

    Иннопром 2023
    Фото: expo.innoprom.com

    Братских народов союз

    Участие иностранных министров в пленарном заседании, пожалуй, не имеет прецедентов в истории «Иннопрома». Чем вызван такой ход, в целом понятно: наряду с масштабной выставкой (около 700 участников, делегации из 35 стран) международная сессия должна была подчеркнуть, что Россия остаётся заметным участником глобального рынка и расширяет сотрудничество с дружественными партнёрами.

    Одна из особенностей выставки «Иннопром» — ежегодный выбор страны-партнёра. В этом году им стала Беларусь, что неудивительно: по данным Михаила Мишустина, на фоне санкций в отношении обеих стран их товарооборот в 2022 году вырос до рекордных 43,4 млрд долларов.

    Но об этой международной кооперации мы поговорим отдельно. А пока вспомним, что в прошлом году страной — партнёром выставки выступал Казахстан, и это полностью отражало его важнейшую роль для российской экономики как крупного транспортно-логистического хаба, позволяющего обходить санкционные ограничения. Однако Россия на этом не останавливается и продолжает открывать новые транспортные коридоры. Так, в течение лета было анонсировано строительство сразу двух новых направлений из Китая в сторону Европы в обход Казахстана.

    Первый — Южный транспортный коридор через Кыргызстан, Узбекистан до Туркменистана, а затем через Каспийское море в Астрахань. Второй должен стать продолжением скоростной дороги Москва — Казань до Новосибирска, а затем в Китай через Республику Алтай или Монголию.

    Если переформатирование логистических схем и вызывает беспокойство казахской стороны, то на «Иннопроме» об этом не было сказано ни слова. Премьер-министр Республики Казахстан Алихан Смаилов, как и в прошлом году, говорил главным образом о производственной кооперации двух стран.

    «Как не раз отмечал наш президент Касым-Жомарт Токаев, Россия является нашим стратегическим, торгово-экономическим партнёром с высоким уровнем взаимных инвестиций. Хочу особо отметить хорошую динамику казахстано-российского сотрудничества в сфере обрабатывающей промышленности. С 2019 года мы реализуем программу совместных действий производственной кооперации. На сегодня пул совместных проектов расширен до 125 с общим объёмом инвестиций свыше 33 млрд долларов. Из них мы уже реализовали 30 проектов на сумму 3,2 млрд долларов», — подчеркнул представитель республики.

    Растёт и товарооборот между Россией и Арменией, по итогам 2023 года динамика может достигнуть 60%. Об этом заявил министр экономики республики Ваган Керобян, подчеркнув, что Россия для Армении является торговым партнёром номер один. Структурные реформы, направленные на устранение коррупции и улучшение системы правосудия, по мнению г-на Керобяна, положительно повлияли на состояние бизнес-среды.

    В прошлом году в стране начали работу 12 тыс. новых компаний, четверть из которых имели иностранных инвесторов, в том числе из России.

    О благоприятных условиях для предпринимателей говорил и министр экономики и коммерции Республики Кыргызстан Данияр Амангельдиев.

    «В частности, был принят новый налоговый кодекс, в рамках которого для привлечения кооперационных проектов и создания новых промышленных объектов предполагается 100% освобождение от налогового бремени. Кроме того, мы серьёзно подставляем плечо в рамках параллельного импорта. Значительно наращиваем объёмы поставок товаров в Россию и Беларусь транзитом через нашу страну», — отметил глава ведомства.

    Он напомнил, что в прежние времена в республике были развиты машиностроение и станкостроение. На сегодняшний день многие кооперационные связи утрачены, но их активно восстановливают. Одной из главных проблем министр считает высокую инфляцию, вызванную турбулентностью международной экономики. Из-за этого, по словам г-на Амангельдиева, банки поднимают учётные ставки, что тормозит всю бизнес-активность, в первую очередь в сфере промышленности.

    Иннопром 2023
    Фото: expo.innoprom.com

    «Это очень конкурентная среда, маржинальность здесь не очень большая в отличие от сферы услуг. Поэтому поддержка именно промышленного сектора сейчас в приоритете», — пояснил представитель Кыргызстана.

    Восточный вектор

    Обсуждению перспектив расширения географии международных кооперационных связей в сторону Востока было посвящено отдельное заседание в рамках деловой программы «Иннопрома». Директор департамента Азии, Африки и Латинской Америки при Министерстве промышленности и торговли РФ Сергей Носов отметил, что в числе спикеров на этой площадке присутствуют представители стран, которые являются важными для России в плане международной кооперации, а именно государств Персидского залива и Турции.

    «Этот диалог подтверждает, что у нас есть взаимные подходы, взаимное понимание. Сейчас мы живём в новую эпоху, и прежде всего необходимо выстроить логистику, цепочки поставок, наладить торговлю. Есть очень много сложностей. Два года назад мы все боролись с пандемией, а сейчас беспрецедентные санкции, введённые странами Запада, провоцируют кризисные явления, и нам необходимо найти решение этих проблем.

    Правительство России уже объявило, что наш приоритет — технологическая независимость. Но, кроме того, мы стремимся к международной кооперации и расширению сотрудничества с дружественными странами в разных областях», — ещё раз акцентировал представитель российского Минпромторга.

    Он напомнил, что основная причина санкций — стремление остановить технологическое развитие и снизить экспортный потенциал государств, против которых они направлены. Но вопреки этому Россия демонстрирует немало примеров успешной кооперации со странами-партнёрами.

    «Существует много барьеров с точки зрения тарифов и технического регулирования. Поэтому система соглашений о свободной торговле очень важна. Есть политика либерализации в торговле с Объединёнными Арабскими Эмиратами, это очень важно для нас. Евразийский экономический совет одновременно ведёт переговоры по нескольким направлениям: ОАЭ, Индия, Индонезия. Все эти страны относятся к азиатскому региону, и это доказывает, что восточный вектор является одним из наших приоритетов», — подытожил Сергей Носов.

    Развивая тему сотрудничества с Арабскими Эмиратами, первый заместитель министра промышленности ОАЭ Омар Аль Сувади пояснил, что ведомство, которое он представляет, очень молодое. Создано оно было около трёх лет назад на волне противостояния пандемии COVID-19 для развития внутреннего производства вакцин и средств индивидуальной защиты. Однако с тех пор задачи министерства существенно расширились.

    «Мы понимаем, что, как и многим другим странам, нам нужно работать над нашей устойчивостью, экономическими преимуществами и самодостаточностью, в том числе над нашими товаропроводящими цепочками. <…> Важный момент — соглашения о свободной торговле, которые мы заключили с рядом стран: Турцией, Индонезией, Израилем, Индией. Работаем над целым рядом новых соглашений с нашими странами-партнёрами, в том числе с Россией и соседними государствами.

    Это, конечно, открывает возможности не только для местных компаний, но и для международных инвесторов и для тех, кто ищет инвесторов в ОАЭ. Мы сотрудничаем с Министерством промышленности РФ, у нас есть рабочая группа и большое количество компаний, которые ищут возможности как в России, так и в ОАЭ», — поделился своим видением ситуации Омар Аль Сувади.

    Иннопром 2023
    Фото: expo.innoprom.com

    О противостоянии COVID-19 как отправной точке развития внутренней экономики говорил и другой участник сессии — заместитель министра промышленности и торговли Королевства Бахрейн Алалави Халед.

    «После пандемии правительство Бахрейна решило, что после того, как мы сфокусируемся на восстановлении людей, будем обращать внимание на восстановление экономики. Мы запустили национальный план, состоящий из нескольких инициатив. Одна из них — стратегия промышленного сектора на 2022‒2026 гг. Мы поставили три основные цели: рост вклада промышленного сектора в ВВП, увеличение национального экспорта и создание возможностей для трудоустройства бахрейнцев», — поделился стратегическими планами министр.

    Генеральный директор ЗАО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа поддержал идею о том, что на данный момент во внешней экономике России доминирует восточный вектор, и выделил в этом направлении два мегатренда.

    «Первый заключается в том, что правительства всех регионов и стран хотят диверсифицировать свои экономические и промышленные системы. Общеизвестно, что крупнейший доход от ВВП поступает от нефтегазовой промышленности, и мы хотим индустриализировать страну, чтобы создавать новые рабочие места. То есть один из мегатрендов сейчас — это промышленное развитие. Для СССР было нормально, что существовало множество проектов в разных странах. У нас есть эти традиции, знания, и мы готовы сотрудничать в этой сфере», — пояснил российский предприниматель.

    Вторым глобальным трендом он считает техническое и технологическое развитие.

    «Уже было упомянуто, что регионы и их правительства обладают большим желанием развивать инновационные технологии. Мы также заинтересованы в этом и готовы участвовать в инвестировании таких проектов, строить новые компании, создавать стартапы, искать инженеров не только в России, но и по всему миру. <…> Если смотреть на отдельные страны, то они небольшие, их внутренний рынок обычно достаточно мал. Поэтому развитие промышленности для них — это развитие экспорта. Об этом тоже нужно помнить. С этой точки зрения важную роль будут играть промышленные зоны. Эти тренды могут прекрасно развиваться нашими российскими компаниями, игроками промышленности в России», — заявил Кирилл Липа.

    Финансовые реки

    Важную тему в своём выступлении поднял президент АО «Автоваз» Максим Соколов. Он отметил, что не только возглавляемое им предприятие, но и другие российские компании сегодня испытывают проблемы при проведении финансовых взаиморасчётов со своими зарубежными партнёрами. Решение этой проблемы должно быть найдено на межгосударственном уровне, убеждён г-н Соколов.

    «Конечно же, мы рассчитываем, что российские министерства, не только наш профильный Минпромторг, который всегда и во всём поддерживает отечественную промышленность, но и другие ведомства будут проводить кропотливую работу с центральными банками по выстраиванию цепочек финансовых взаиморасчётов, подключению коммерческих банков к системе передачи финансовых сообщений — это российский аналог SWIFT. Иначе платежи будут проходить долго, что неприемлемо для сегодняшних скоростей бизнес-отношений. Нам нужен государственный расчётный центр, чтобы поддержать оплату в различных валютах», — подчеркнул глава АО «Автоваз».

    «Введение санкций против ключевых российских банков в начале 2022 года привело к серьёзным задержкам и отказам в проведении валютных переводов, что вызвало сильный подрыв российского сегмента ВЭД. На данный момент в стране ещё остались банковские организации, которые могут осуществлять валютные платежи. Приходится постоянно держать руку на пульсе, успевать перестраиваться и находить новых партнёров в банковской сфере, чтобы платежи уходили вовремя и не было задержек.

    И речь не только о долларах и евро, банки многих стран отказываются принимать платежи от российских компаний и в юанях, даже если политика страны в целом не предполагает такого запрета. Благо, что иностранные контрагенты хотят сотрудничать в Россией и для этого открывают счета в юрисдикциях других стран и офшорах», — комментирует ситуацию владелец ООО «СиноИмпорт ВЭД» (SinoImport®) Кристина Анисимова.

    Продолжая тему финансовых сложностей, Максим Соколов в ходе сессии «Иннопрома» напомнил ещё об одном аспекте выстраивания международных кооперационных связей в условиях санкционных ограничений.

    «Минпромторг на протяжении нескольких лет реализует крайне эффективную меру поддержки экспортёров. Но сегодняшние реалии требуют приведения этой системы к современным требованиям со стороны бизнеса. Это касается в первую очередь объёма поддержки. Сегодня она ограничена для предприятий суммой в 500 млн рублей в год, это менее 10 млн долларов. А с учётом объёма экспортной продукции, наверное, требуется определённая корректировка. Кроме того, меры поддержки, которые оказывают сегодня российским экспортёрам, позволяют компенсировать не более 20% от затрат на логистику. Наверное, пришло время поднять эту планку хотя бы до 40%», — высказал предложение президент автомобильной компании.

    А что же Китай?

    Одновременно с выставкой «Иннопром» на территории МВЦ «Екатеринбург-Экспо» прошло IV Российско-Китайское Экспо, участниками которого стали около 400 компаний из КНР, представляющие сферы машиностроения, лесопромышленного комплекса, лёгкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, логистики, торговли и услуг. Как и на площадке «Иннопром», главным образом внимание гостей было приковано к проектам локализации зарубежных заводов в России. В частности, Михаил Мишустин поддержал планы по организации производства автокомпонентов и автомобилей китайских компаний, отметив, что перспективное направление для российского рынка.

    Иннопром 2023
    Фото: expo.innoprom.com

    «Очень важно, чтобы мы могли именно совместно, в том числе и учитывая возможности, которые есть в России, делать более качественные варианты, подготовленные к российскому рынку», — подчеркнул премьер.

    И хотя тот же г-н Мишустин уверенно утверждал с трибуны, что опоры на импорт иностранных технологий не будет, полностью отказываться от зарубежных решений Россия пока не готова.

    А потому тема ввоза китайской продукции звучала и на выставочных стендах, и на мероприятиях деловой программы.

    «Китайцы могут сделать вам любой товар, хоть за 100 рублей, хоть за 100 долларов, и это будут совершенно разные товары. На данный момент, когда у нас нет возможности поставлять качественные товары из Европы, они могут вам обеспечить высочайшее качество, даже намного выше, чем мы когда-то закупали из Европы», — считает эксперт по работе с Китаем Юлия Лубнина.

    Рост спроса на товары из Азии привёл к тому, что восточное направление грузоперевозок оказалось перегружено. И в первую очередь российские промышленники ощутили сложности с доставкой товаров из Китая. Сейчас стороны ищут пути решения этой проблемы.

    «Частично стабилизировать ситуацию удалось за счёт сокращения дисбаланса между экспортным и импортным грузопотоками, их более равномерного распределения на другие сухопутные пограничные переходы. Вариантов доставки из базовых портов Китая достаточно, есть возможность выбрать наиболее стабильный и надёжный. Кроме того, ситуация на рынке перевозок через порты Дальнего Востока динамично меняется, появляются новые сервисы. Частично сохраняются задержки в постановке судов под выгрузку.

    Ключевое значение имеет факт точного соблюдения морской линией договорённостей с терминалом выгрузки по времени, выделенному для разгрузки судна. Сейчас постановка судов под выгрузку происходит в основном без существенных смещений, отклонения незначительные — от двух до пяти дней, в редких случаях — до 15. Если сравнивать с транспортным коллапсом в пандемийные времена, то сейчас грузы едут легко и просто», — считает Кристина Анисимова.

    Возвращаясь к выставке «Иннопром», можно отметить, что такие площадки позволяют не только наметить векторы международного сотрудничества, но и поднять важные вопросы, связанные с выстраиванием товаропроводящих цепочек, особенно в ситуации, когда идёт перестройка глобального рынка.

    «На сегодняшний день я бы отметила сложности в поиске зарубежных поставщиков (Китай не считается). Приходится изучать особенности культуры и специфику ведения бизнеса в других странах. Каждое звено влияет на всю цепь поставки, поэтому нужно понимать, как там организован экспорт, насколько ответственно люди подходят к выполнению своих обязательств. Этап таможенного оформления и декларирования товаров на территории России также является крайне сложным в процессе импорта товаров.

    Значительный объём регулирующего законодательства, огромное число процедур и пристальное внимание со стороны контролирующих органов не позволяют начинающему импортёру полностью избежать рисков привлечения к ответственности за несоблюдение требований. В нашей практике мы часто сталкиваемся с ошибками клиентов, которые решили начать самостоятельно импортировать с нуля. Нарушение требований таможенного и валютного законодательства при ввозе зарубежных товаров не только грозит серьёзными штрафами, но может привести к полной остановке деятельности импортёра, а также административной и уголовной ответственности», — напоминает Кристина Анисимова.

    Текст: Мария Кармакова

    Этот материал опубликован в журнале
    Промышленные страницы №5, 2023.
    Смотреть другие статьи номера
    Автоматизация
    Рекомендуем
    Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
    Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
    Популярное на сайте
    Бизнес-кейсы
    Индустрия 4.0
    Подпишитесь на Телеграм-канал