Роботизированный склад
27 января 2022
Фото: freepik.com

Скорость, стабильность и прозрачность. Что скрывает понятие Логистика 4.0?

Жизнь — это движение, непрерывное, быстрое или медленное. Человеку свойственно ошибаться, останавливаться и обдумывать дальнейшее действие, но на предприятии такие перерывы приводят к весомым денежным потерям. Рассмотрим, какие проблемы решает цифровизация производственной логистики, и почему традиционные технологии остаются в прошлом.

Четвёртая промышленная революция запустила глобальные изменения в устройстве мировой промышленности. «Интеллектуальные» системы становятся главными двигателями производства, а на каждом предприятии происходят десятки процессов транспортировки: сырья, заготовок, изделий, отсюда и вытекает — Логистика 4.0.

В индустрии этот термин равнозначен трём показателям: прозрачность, скорость и баланс. Но что скрывается за этими словами непосредственно внутри логистики?

Бережливая логистика

Стоит ли начинать с истоков 4.0, с механизации, которая связана с появлением паровой машины?

Или сразу перейти к тому, что уже в текущем году предприятия могут хранить всю информацию и управлять логистическими и интралогистическими операциями с помощью единой платформы.

Следовательно, логистика стала экономнее по временным затратам и безопаснее в плане причастности человеческого фактора.

Что скрывается за производственной логистикой? Как уже говорилось раньше, движение — это то, благодаря чему происходит жизнь, а на предприятиях крайне важно отслеживать этот процесс, поэтому Логистика 4.0 в этом случае включает в себя учёт остатков сырья на складе и в цеху, отслеживание перемещения и управления материалами, продукцией, браком и отходами.

Операционный директор ООО «Оранж Бизнес Сервисез» (оператор связи Orange Business Services) Ольга Баранова считает, что автоматизировать нужно все процессы на предприятии, и это должна быть сквозная автоматизация.

«Нужно смотреть шире и не разбивать — «тут склад, а тут цех», а создавать решение для интеллектуального отслеживания активов на всей цепочке. Разумеется, система, охватывающая склады и цеха, должна работать в режиме онлайн и поддерживать принятия бизнес-решений в условиях возможных форс-мажоров, вероятность которых в условии пандемии по-прежнему велика», — добавила г-жа Баранова.

Создание таких решений потребует вложения ресурсов, но в результате компании получат улучшение решающих бизнес-показателей, снижение рисков и непрерывность бизнес-процессов.

«Автоматизация логистических процессов позволяет повысить эффективность управления и лучше контролировать работу предприятия. Например, вовремя ли между участками переместилась продукция, сырьё, материалы, поступили ли объекты на соответствующий участок после перемещения с предыдущего. Если произойдут срывы в этих операциях, уполномоченный сотрудник увидит это и получит сигналы о сбоях или возможных остановках производственных мощностей», — сообщил директор практики логистических решений Columbus East Константин Савергин.

Каждое предприятие старается организовать работу с наименьшим использованием ресурсов и времени, и касается это не только самого процесса изготовления и перемещения по цеху и складу, но и отгрузки, и доставки продукции поставщикам, и закупки сырья. Кроме того, г-н Савергин добавил, что также остро на промышленных объектах стоит задача своевременного пополнения участков наладки оборудования товарно-материальными ценностями, чтобы избегать остановок ремонтов и оборудования.

Всеобъемлющий контроль также помогает определить генеалогию продукции
в конечной точке её перемещения: из какой партии сырья изготовлена, количество брака, получившегося из этой партии. Это говорит о том, что цифровизация логистики внутри предприятия — полезный инструмент для организации бережливого производства.

Важно то, что автоматизации подвергается не только склад, но и двор, и весь комплекс.

«Функционал YMS-системы включает автоматическую маршрутизацию машины до точки разгрузки, мониторинг маршрута ТС (транспортного средства) по двору, контроль веса ТС, учёт времени машины на территории двора, автоматическую идентификацию машин (номер, марка машины) и водителей, — этот массив данных имеет большой потенциал, позволяет устранить «пробелы» в учёте движения ТМЦ в те моменты, когда машина уже приехала на погрузку, но ещё не доехала до конкретной точки погрузки», — сообщил руководитель проектов по цифровизации ООО «ЦКТ» Михаил Фагин.

Отметим и то, что с распространением сложных технологий организации испытывают серьёзную конкуренцию, потому использование для логистических операций дорогостоящих технологий становится одним из основных решений для конкурентоспособной работы на рынке.

«Вопрос тотальной автоматизации складских операций небезосновательно привлекает к себе пристальное внимание лидеров индустрии. Компании стремятся уйти от ручного труда на этапе маркировки, сортировки и консолидации грузов. Также не исключается возможность глобально автоматизировать и сборку заказов (для номенклатурных позиций). Таким образом, если поставить чисто техническую задачу, то в конечном счете все операции станут усовершенствованными», — сообщил IT-директор ООО «БоксберриРУ» (Boxberry) Станислав Чегодаев.

Автоматизация логистики
Фото: freepik.com

Складские технологии

На производственном складе нескончаемо кипит жизнь, на сотнях стеллажей размещены тысячи позиций, среди которых и материалы для изготовления продукции, и брак, и сами изделия. В таком хаосе необходим чёткий контроль за людьми, работающими с таким количеством задач. У сотрудников склада стоят три задачи: анализ наличия, правильное хранение, поддерживающее качество, и своевременная передача изделия в следующий пункт работы с объектом. С автоматизированными системами эти процессы обстоят по-другому.

Как выглядят склады, оборудованные технологиями, которые включает Логистика 4.0? Это автономные помещения, управляемые искусственным интеллектом, информация о перемещении материальных объектов обновляется в режиме реального времени.

Встроенные датчики определяют время прибытия транспорта и поступления материалов и продукции в онлайн режиме, а это помогает быстро выбрать подходящее для транспортировки оборудование. Участие человека в логистических процессах минимально, а значит, сотрудники смогут заниматься обязанностями, где человеческий труд нужнее, чем для перевозки паллеты. Кроме того, эксперты отмечают, что у предприятия уже не будет зависимости от незаменимого персонала, который к тому же склонен допускать ошибки.

Программы автоматизации компании разрабатывают по заказам предприятия, сравнить техническую составляющую для каждого будет проблематично, ведь системы на площадках под размещение металлопроката и для складов хранения молочной продукции — различны.

Одинаковым у отраслей будет один показатель — высокий уровень автоматизации с роботизацией для уменьшения влияний «человеческого фактора», сопряжения с программами управления предприятием или с ИТ-платформами контрагентов.

«Например, если цифровая система порта в результате взаимодействия с цифровой судовой программой будет оповещена за несколько часов до прибытия судна, у сотрудников порта получится подтянуть ресурсы к нужному пирсу и внести коррективы в логистику работы других портовых платформ. Следовательно, ускорятся погрузка и разгрузка, увеличится пропускная способность порта, а в результате — повысится эффективность работы инфраструктуры, и компания получит миллиарды дополнительной прибыли. Но системы необходимо разрабатывать, внедрять и развивать с учётом характеристик локации и особенностей бизнеса», — поделилась Ольга Баранова.

Часто автоматизированные технологии встречаются в логистических компаниях, DHL, например, тестирует «умные очки». С помощью устройства сотрудники склада оперативно находят и сортируют объекты, не прибегая к ручному труду. Эксперты утверждают, что решение делает процессы сборки продуктивнее и эффективнее, а что ещё нужно для приносящей прибыль работы?

Бизнес-процессы, которые объединяют нескольких участников, помогают исключить ошибки, а дополненная реальность, согласно экспериментальным запускам, сокращает количество сбоев.

Не последнюю роль в автоматизации внутренней логистики играют многочисленные датчики для получения информации об объектах, размещённых на полках склада или перемещающихся по цеху. Сенсоры уже стали неотрывной частью многих сфер жизнедеятельности, а на складе и в цеху трекинг обязательная процедура. Разработчики предлагают для этого применение UHF меток. На самом деле на большинстве складов такие метки используют уже давно, так как это универсальный и удобный способ найти нужный предмет.

Всё чаще применяют в транспортировке роботов: тягачи, погрузчики, шаттл-системы. Используются машины и на складе, и внутри цеха для перемещения сырья или готовых изделий. Робот-погрузчик выполняет роль кладовщика практически в прямом смысле — машина развозит и раскладывает изделия по полкам. Эксперты считают, что роботизированные склады незаменимы для заводов с обширным номенклатурным рядом.

ПО и аналитика

Датчики и другое оборудование имеют свой мозг, который выполняет рутинную работу на складе: построит маршруты, алгоритмы обхода стеллажей и при этом учтёт срок годности и количество позиций — это WMS (Warehouse Management System).

Проанализировав положение на складе, программа отправляет свободному работнику уведомление с заданием, и то действие, что раньше занимало несколько часов, будет выполнено в короткий срок. А ведь в крупных компаниях круг задач доходит и до нескольких тысяч в день, распределить которые только с помощью управляющего дело непростое и слишком рискованное.

Какое у этого отношение к движению? Только с помощью тщательно проработанной программы можно эффективно управлять транспортными механизмами внутри склада и производства. К тому же повышенное внимание к безопасности труда и пандемия диктуют условия минимального вмешательства человека в процессы, где это возможно.

С помощью ПО оценивается эффективность и оптимальность использования складских площадей. Для этого в ПО разработчики закладывают методики расчёта норм хранения в зависимости от типов продукции, которые используются для оценки этой эффективности.

Рынок

Константин Савергин отметил: если десять лет назад запросы были от розничных игроков, логистов, дистрибьюторов, которые обладают крупными распределительными центрами, то сейчас промышленные предприятия даже с небольшими мощностями хранения задумываются и реализовывают проекты цифровизации.

Платформенные логистические решения на предприятиях сегодня популярны, и это уже не те коробочные IT-решения от лидеров рынка, в которые вкладывались серьёзные инвестиции.

«Рынок IT-решений для логистики переживает трансформацию, характерную для крупного бизнеса: изменились условия конкурентной борьбы. Так как у заказчиков (IT-решений для логистики) успех чаще определяется эффективностью бизнес-модели и модели управления, подкрепленной цифровизацией, то в таких условиях никакое «коробочное» решение не будет удовлетворительным», — сообщил Станислав Чегодаев.

Он считает, что спрос на решения есть и будет продолжаться на те разработки, которые, если понадобится, адаптируются под бизнес-модель заказчика.

А это значит, что в текущей стремительно меняющейся рыночной ситуации больше всего востребованными будут решения с высоким уровнем предиктивной и ретроспективной аналитики и поддержкой решений IoT.

Тем не менее Константин Савергин утверждает, что не все текущие промышленные предприятия уже перешли на современные платформы управления складом. По-прежнему остаются компании на начальном уровне развития процессов складов — в ручном режиме, с большой зависимостью от персонала.

Операционный директор ООО «Оранж Бизнес Сервисез» (Orange Business Services) Ольга Баранова

Ольга Баранова
Операционный директор ООО «Оранж Бизнес Сервисез» (Orange Business Services) Ольга Баранова

«Цифровая трансформация» выйдет на новый уровень. Изменения в экономике и социуме настоятельно требуют внедрения новых решений и реинжиниринга ранее созданных и успешно функционирующих в реалиях вчерашнего дня. Основой будет экосистемный подход в создании киберфизических решений, охватывающих все аспекты развития логистических цепочек и взаимодействия логистических компаний с заказчиками, контрагентами и регуляторами».

Директор по развитию ООО «ЦКТ» Пётр Кейдунов

Пётр Кейдунов
Директор по развитию ООО «ЦКТ» Пётр Кейдунов

«SAP и Координационный совет по логистике (РФ) опросили три тысячи человек (генеральных директоров, руководителей логистических и IT-подразделений). Исследования позволяют сделать вывод о том, что от 49 до 58% компаний не используют информационные системы по управлению логистикой. Четверть компаний частично внедрили автоматизацию процессов и учёта, столько же компаний широко использует цифровые инструменты управления логистикой. Это значит, что, завершив этап адаптации к цифровой среде, за счёт выстроенной логистики особенно передовые компании в предстоящие 2–3 года займут ключевые позиции на рынке».

Текст: Мария Бобова

Этот материал опубликован в журнале
Промышленные страницы №1, 2022.
Смотреть другие статьи номера
Автоматизация
Рекомендуем
Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
Популярное на сайте
Бизнес-кейсы
Индустрия 4.0
Подпишитесь на Телеграм-канал