
Мобильные роботы для склада
Рынок автоматизированной логистики не стагнирует никогда. Это тот самый сегмент, где регулярно появляются новые разработки и никогда нет отбоя от предприятий, желающих купить роботизированную систему, даже несмотря на инфляцию и высокие ставки ЦБ. По данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), к 2030 году количество индустриальных автоматизированных систем в категории «мобильные роботы» вырастет в 45 раз!
Эксперты прогнозируют, что скоро механические помощники появятся в каждом регионе на всех больших складах. Это самая живая ниша в промышленности, заявляют в НАУРР. А эта ассоциация обладает актуальной информацией и зарекомендовала себя как надёжный источник статистики и аналитики о рынке роботов.
НАУРР регулярно проводит опросы среди всех причастных компаний России и достоверно знает, кто только присматривается к автоматизации, кто выбирает оптимальное решение для себя и ищет надёжного интегратора, а кто уже вовсю пользуется благами автоматизации.
«В конце 2023 года мы собирали данные по количеству производителей логистических роботов. Тогда ежегодный прирост составлял 44% по продажам, и получается, что к 2023 году, по международным подсчётам, этот рынок достигнет 27,8 миллиарда долларов. А в 2021 году он составлял 6,3 миллиарда долларов.
То есть ждём кратного скачка в несколько раз. И, предположительно, среднегодовой темп роста составит 16,2% по 2031 год. И к 2030 году пророчат, что рынок индустриальных роботов вырастет в 10 раз, а в категории “мобильные роботы”, к которым относятся складские, до 45», — рассказала исполнительный директор НАУРР Ольга Мудрова.
По данным опроса одного из информационно-аналитических порталов России, более 60% респондентов высказались за автоматизацию помещений для хранения. Компании, принявшие участие в анкетировании, обозначили и причину, по которой хотят купить спецтехнику.
Большинству опрошенных не хватает линейного персонала, чуть меньше пользователей указали, что их бизнес перерос возможности обычного склада. Кто‑то рассмотрел роботизацию как инструмент повышения конкурентоспособности. Самое маленкое число респондентов сослалось на успешный опыт коллег по отрасли.
Почему нужно выбрать роботизацию?
Директор по продажам ООО «Авиатех» Рамиль Латыпов уверен, что большинство российских владельцев складов и хранилищ к 2025 году уже смогли просчитать выгоду от вложений в автоматизацию и увидеть, что предлагаемые решения не так дорого стоят. Тем более что основные параметры эффективности роботизации всем известны. Это повышение производительности и качества продукции, техническая эффективность, безопасность труда.
«Применение промышленных роботов — это наилучшее решение для многих предприятий, которые занимаются серийным производством, с точки зрения их производительности. Учитывая, что роботы могут работать 24/7, у них огромные скорость, точность и высокая эффективность.
«В таких направлениях, как финишная вторичная упаковка, всегда очень высокая окупаемость за счёт того, что один робот может заменять до 10 рабочих, особенно на операциях по перемещению мешков, коробок, вёдер. Вы можете зайти в любой супермаркет и посмотреть на полки, забитые различной продукцией, которую когда‑то укладывали вручную, а сейчас на большинстве предприятий этим начинают уже заниматься роботы. Это очень монотонный труд, который выгодно автоматизировать», — поделился наблюдениями Рамиль Латыпов.
«Мы были пионерами на этом рынке среди российских компаний и за эти годы автоматизировали множество объектов в самых разных отраслях, таких как лёгкая и тяжёлая промышленность, 3PL, e-commerce, фармацевтика и многое другое.
Опираясь на наш опыт, можем сказать, что складские роботизированные решения сегодня неожиданно широко раскрылись и начали показывать отличные результаты на практике. Отличаясь относительно малыми инвестиционными вложениями, они в отдельных случаях способны показывать такие же результаты по производительности и функциональности, как и сложные логистические комплексы, обладая при этом гораздо меньшим сроком окупаемости», — поделился информацией руководитель ООО «Комитас» (интегратора COMITAS) Дмитрий Геллер.
Сегодня используют самые разные виды роботов, их выбор зависит от вида и объёма продукции или груза, с которыми необходимо работать (см. таб.). Выбирать тип автоматизации нужно в зависимости от того, что производит компания, или от того, какие товары хранятся на складе или сортируются в логистическом центре, советует эксперт.
Кто уже решился на автоматизацию склада или в ближайшее время займётся ей?
По данным НАУРР, есть ряд крупных предприятий, которые задумываются о роботизации. К примеру, ООО «Вайлдберриз» заявляло о планах автоматизировать все свои распределительные центры и с связи с этим смотрит в сторону приобретения достаточно большого количества агрегатов. В компании назвали цифру около 200 единиц.
Второй серьёзный игрок — это ООО «Яндекс», которое создало своих роботов для инвентаризации, использует их в своём распределительном центре и хотело бы тиражировать эту технологию.
Третий интересный пример из пищевой промышленности — это ПАО «Группа Черкизово», которое автоматизировало своё пищевое производство. Большое количество роботов там как транспортирует продукцию от одной автоматизированной линии к другой, так и размещает её внутри систем хранения.
Роботизировать своё производство подумывают в ООО «Лента», ПАО «Магнит», ООО «Х5 ритэйл Групп». То есть, на самом деле, тенденция такова, что маркетплейсы и некоторые торговые сети совершенно точно заинтересованы в применении автоматизированных помощников и если ещё не реализовали, то в ближайшее время будут активно их использовать.
Есть ещё один сегмент — склады. За последние годы в стране построено большое количество хранилищ и логистических хабов. И для этих объектов очень важна современная автоматизация с помощью роботов. Запросы со стороны девелоперов и управляющих компаний складских помещений уже поступали в НАУРР.
«Каждый такой проект — это всегда серьёзные задачи и очень скрупулёзная работа, потому что на складом завешаются все производственные участки, и здесь необходимо не просто избавить человека от низкоквалифицированного труда, но ещё и обеспечить быструю оборачиваемость.
И я думаю, что в ближайшее время к этой теме подключатся логистические компании, потому что роботизация складов временного хранения — это тоже очень важный фактор, ведь там очень остро ощущаются нехватка персонала и большое количество спроса на разные товарные позиции. Это тоже делает роботизацию на таких участках актуальной», — сообщила Ольга Мудрова.
Небывалый рост количества мобильных роботов ещё впереди, уверены эксперты. Потому что один из наиболее актуальных вызовов на сегодня — дефицит кадров. Многие компании уже столкнулись со сложностями в комплектовании своих складов персоналом. В перспективе эта проблема будет лишь возрастать. К тому же наша страна начинает входить в демографическую яму, которая в будущем лишь углубится.
Решением этой задачи и для бизнеса, и для страны правительство и президент РФ видят автоматизацию бизнес-процессов, делегирование выполнения сложных и тяжёлых операций машинам, а также развитие новых технологий и повышение эффективности труда.
В Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) запускается отбор на предоставление субсидии производителям и интеграторам промышленной робототехники. Российские компании могут получить деньги на финансовое обеспечение затрат, связанных с популяризацией промышленной робототехники (Решение о порядке предоставления субсидии 25-67418-01962-Р от “5” февраля 2025 г.).
Субсидия предоставляется на финансовое обеспечение в размере 50% затрат получателя. Субсидии также выделяют на реализацию конгрессно-выставочных и рекламно-информационных мероприятий, в том числе затрат, понесенных до даты предоставления первого в финансовом году казначейского обеспечения обязательств и заключения соглашения о предоставлении субсидии (но не ранее 1 января финансового года предоставления субсидии).
Дата начала проведения отбора: 24.04.2025 г. 00:00 (МСК).
Дата окончания проведения отбора: 14.05.2025 23:59 (МСК).
По прогнозам, уже совсем скоро большое внимание в организации логистики склада будет уделяться разработке и внедрению систем искусственного интеллекта, а также аналитике данных. Это поможет обрабатывать большие объёмы информации и предсказывать потребности предприятия для повышения эффективности и оптимизации складских процессов. Это позволит увеличить конкурентоспособность в будущем.
Тип робота | Функции | Особенности |
---|---|---|
SR (сортировщики) | Позволяют выполнить сортировку штучного товара по заказам или направлениям в зависимости от задач. Распределение грузов на автоматизированной сортировочной линии осуществляется системой управления, которая указывает каждой единице товара адрес сортировки. Единственное требование к поступающим грузам — наличие штрихкода на упаковке или радиочастотной идентификации (RFID-метки). Роботы-сортировщики в зависимости от модели способны перевозить разные типы грузов массой от нескольких граммов до 50 кг. | Преимущества решения — мобильность сортировочной системы, возможность масштабирования и короткий срок реа- лизации, что позволяет использовать данный способ сортировки на маленьких площадях с учётом перспективы дальнейшего их расширения. |
AMR (LMR) | Транспортные средства, предназначенные для перемещения грузов как на палетах, так и в коробах, использующие датчики, процессоры и навигационные алгоритмы для изменения местоположения на складе или объекте без необходимости физических направляющих. Роботы AMR (LMR) характеризуются высокой точностью навигации, безопасностью и универсальностью применения. Автоматизация внутрискладского перемещения товара может начинаться сразу с разгрузочного дока. | Интеллектуальная навигация AMR (LMR) обеспечивается с помощью карт, которые либо строятся бортовыми системами и программным обеспечением, либо загружаются уже заранее подготовленными. AMR (LMR) легко скорректировать даже во время работы, им доступна гибкая перестройка маршрута и действий на нём. При возникновении препятствия на траектории робот ищет пути обхода и не ожидает его устранения. |
FMR | Автономный вилочный погрузчик, который работает в автоматическом режиме, выполняя операции в соответствии с командами WMS. Надёжная система захвата даёт возможность бережного перемещения грузов массой до 3 тонн, упакованных на палеты. | Точная навигация и датчики выявления препятствий обеспечивают безопасность и безаварийность рабочего процесса. Бортовой компьютер погрузчика не только позволяет точно доставлять товар в нужный слот и объезжать препятствия, но и предполагает самостоятельный выбор оптимального маршрута следования. Время зарядки автономных вилочных погрузчиков составляет 2 часа, после чего они работают автономно в течение 6–8 часов. |
CTU | Мобильная система для обслуживания высотных полочных стеллажей. Представленный тип автоматизированной техники используется для подачи товара человеку с отбором из зоны хранения в автоматическом режиме и для обратного процесса размещения товара в заданные ячейки хранения. Для навигации CTU-роботов используют метки с QR-кодом. | Высокая производительность достигается за счёт одновременного перемещения до 9 коробов массой до 50 кг каждый с возможностью размещения на высоте до 12 м. Основные преимущества роботов СTU: высокая точность манипуляций, эффективность, безопасность и надёжность. |
Палетайзеры, или локтевые роботы | Способны заменить человека на сложных и опасных участках. Агрегаты выполняют различные функции, такие как перемещение и сортировка грузов, формирование и разборка штабелей на палетах. При этом они обеспечивают бесперебойное функционирование в режиме 24/7. Широкий диапазон грузоподъёмности позволяет выбрать оптимальную модель робота, а высокая вариативность системы захвата предоставляет возможность работать практически с любыми их типами. | Рельсовая платформа обеспечивает мобильность каждому роботу, что позволяет одной единице автоматики выполнять работу на нескольких участках. |
Анар Дамиров, директор департамента автоматизированных систем ООО «Индустриальный
Парк „Ориентир”» (входит в ГК «Ориентир»)

Парк „Ориентир”» (входит в ГК «Ориентир»)
«„Сэкономил — значит заработал”. По этому принципу построена экономика всех современных проектов автоматизации. Основной эффект достигается за счёт сокращения расходов на персонал, уменьшения потерь и повышения качества складских операций.
Например, в качестве общего правила можно отметить, что в электронной коммерции самой трудоёмкой операцией является отбор заказанных товаров с полки склада. На этих операциях задействовано от 50 до 70% всего операционного персонала склада. При этом доля „холостых” операций, таких как перемещение между полками, поиск товара на полке, доставка отобранных товаров к месту упаковки, сортировки по заданным направлениям и самой отгрузки, составляет до 80% от рабочего времени сотрудника.
Внедрение конвейерной транспортировки от зоны отбора до зоны упаковки и автоматической сортировки позволяет сократить вышеуказанные манипуляции почти вдвое (на 30–40%). Также повысить эффективность можно за счёт внедрения систем „товар к человеку” (goods to men), когда не сотрудник подходит к полке с товаром, а полка с товаром приезжает к нему на AGV-роботе типа KIVA.
Примеров и возможностей получения значительного экономического эффекта очень много. При этом критически важными для успеха проекта автоматизации факторами являются правильно проведённый анализ данных, точные количественные и качественные цели и тщательно выбранный технический партнёр для реализации такого проекта».
Текст: Надежда Белозерская. Фото: freepik.com.