3D-печать
20 мая 2024
Фото: ru.freepik.com

3D-печать и композиты: айсберг задач в океане трендов

Многие считают, что композитные материалы дали толчок развитию современной промышленности. Если подумать, то это не совсем так. Ведь композиты — отнюдь не новое изобретение. Это подсказывает уже само их определение — материалы, в чьём составе минимум два компонента с отличающимися уникальными свой­ствами. Композит в виде глины с соломой применяли ещё 4000 лет назад.

Один из самых популярных сегодня материалов — железобетон — запатентовал изобретатель и садовник Жозеф Монье в 1867 году, а углеродные волокна, применяемые в углепластиках, впервые получил Томас Эдисон в 1880 году. Чуть моложе материалы с пластиком в составе — их эра наступила в середине прошлого века. То есть композиты являлись следствием развития промышленности в целом.

Но когда на сцену вышли аддитивные технологии (укрепившиеся в своём современном состоянии примерно в 2008 году), то именно они стали настоящим драйвером композитного направления.

«Аддитивные технологии в сочетании с композитами, пространственно-­армированными многонаправленными непрерывными высокопрочными и высокомодульными волокнами — это новое научное направление, которое находится в самом начале своего развития.

3D-принтинг объектов из композиционных материалов с оптимальной микроструктурой позволит решить недостижимые сегодня задачи в различных отраслях, в первую очередь это ракетно-­космическая техника, авиа- и вертолётостроение, автомобилестроение», — так писали в 2017 году во вступлении к своему учебному пособию по аддитивным технология специалисты СПбГУПТД Вероника Антонова и Ираида Осовская.

3D-печать
Фото: ru.freepik.com

Всего за семь лет 3D-направление в России (при прямом участии композитчиков) продвинулось дальше, чем некоторые отрасли за целые десятилетия. Как отметила на встрече «ТехноКлуба» особой экономической зоны «Технополис Москва» в конце 2023 года главный эксперт по кооперации Ассоциация развития аддитивных технологий (АРАТ) Анастасия Шершнева, помимо космической отрасли, авиации, двигателестроения и ОПК (на которые в сумме приходится почти половина всего российского рынка АТ), «аддитивка» прочно проникла в другие сегменты:

  • промышленного машиностроения — 19% (от общей массы рынка на 2022 год);
  • ядерной энергетики — 13%;
  • медицины — 4%;
  • автопрома — 4%;
  • судостроения — 3%;
  • зелёной энергетики, беспилотников, науки и образования, товаров народного потребления, архитектуры и др. — 8% (в сумме).

Не зря на площадке «Технофорума» в конце 2023 года исполнительный директор Ассоциации развития аддитивных технологий Ольга Оспенникова отметила, что именно эта ниша начинает обеспечивать переход отечественной промышленности к новому технологическому укладу.

Поэтому профильные специалисты и пользователи технологий всё активнее обсуждают возможности композитно-­аддитивного направления.

Прошлый год завершила тематическая встреча «Перспективы внедрения аддитивных технологий: курс на технологическую независимость» от «ТехноКлуба», а 2024 год открыла панельная сессия «Промышленность будущего: рынок композитов и внедрение аддитивных технологий через призму международного сотрудничества» на форуме «АТОМЭКСПО 2024».

Пусть целью обоих мероприятий было в первую очередь обсуждение трендов, все специалисты так или иначе упоминали подводные камни этого направления, которые следует проработать.

Отечественные станки и материалы — нужно больше

В последние два года импортозамещение — это тренд для всей российской промышленности. Но производство композитов и их применение при помощи 3D-печати выделяют особенно — ведь при помощи таких технологий можно, например, воспроизводить некоторые элементы импортных запчастей, а то и некоторые полноценные комплектующие, которые сейчас непросто достать. Поэтому на направление возлагают довольно большие надежды.

«Когда в 2016 году стартовала новая эра развития композитов в «Росатоме», то порядка 80% волокон, тканей и препрегов были импортными. За прошедшие семь лет мы увеличили рынок в 3,5 раза, и уже сегодня более 90% угле- и стеклокомпозитов производятся отечественными компаниями. Поэтому могу совершенно точно сказать, что путь выбран правильный, темп набран», — привёл цифры на панельной сессии в рамках «АТОМЭКСПО 2024» генеральный директор Композитного дивизиона Госкорпорации «Росатом» Александр Тюнин.

Эксперт выразил уверенность, что, несмотря на то, что российский композитный рынок занимает сегодня только 1% от мирового, он движется достаточно высокими темпами, благодаря чему в ближайшие годы сможет достигнуть суверенитета по оставшимся 40% компонентов, например по малотоннажной химии. А полную сырьевую независимость, по мнению специалиста, можно будет обеспечить к 2030 году.

3D-печать
Фото: ru.freepik.com

В отношении оборудования у спикера такие же позитивные прогнозы. Ведь уже сегодня отраслевой интегратор корпорации по АТ технологиям объединяет цепочку из 15 предприятий в 11 регионах России, что позволило запустить пять моделей принтеров собственной разработки и наладить производство порошков.

Частично слова Александра Тюнина ещё в 2023 году подтвердила генеральный директор Академии аддитивных технологий «Цифра Цифра» Дарья Дмитриева, представив сегментацию российского ИТ-рынка, в котором производство 3D-принтеров занимает 24,9%, а расходных материалов — 17,4%.

Тогда же кант. тех. наук, вед. науч. сотр. Московского института стали и сплавов (МИСИС) Владимир Черевикин уточнил, что национальный исследовательский технологический университет сегодня как раз делает значительный акцент, в частности, на разработке отечественных оборудования и материалов.

Однако, с точки зрения главного эксперта по кооперации АРАТ Анастасии Шершневой, несмотря на значительные успехи, в России тем не менее не хватает своих мощностей для производства материалов, особенно металлических порошков и сплавов. Без них добиваться полного импортозамещения компонентов для печати будет сложно.

Схожее мнение уже на мероприятии 2024 года высказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов, отметив, что, пока в стране не будет обеспечен значительный процент профильного оборудования отечественного производства, степень уязвимости будет очень высокой.

Только при помощи надлежащей технической базы можно создать материалы, способные заменить классические технологии металлообработки и пластические деформации в серийном производстве. Этот аспект отметил гендиректор компании «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский на «АТОМЭКСПО 2024».

«Если мы действительно перешагнём этот барьер, то мы совершим революцию и будем очень востребованы. Как это было с композитами в авиации, потому что в этом случае мы реально расширили границы и теперь уже многое производим серийно. Теперь надо как‑то сдвинуться с „точки прототипирования”, на которой мы зависли и с которой пока сдвинуться не можем.

Мы готовы дать миллион задач со сложнейшими геометрическими формами, где коэффициент использования материала бывает 1‒2% и которые требуют очень высокотехнологичного оборудования и сварки, трудоёмких процессов», — добавил Анатолий Гайданский.

Новые материалы — новые требования

Инновационным материалам даже посвятили отдельный доклад на конференции «ТехноКлуба» в конце 2023 года. Владимир Черевикин тогда подчеркнул, что в тренде сегодня природоподобные технологии, имитирующие, в частности, нить паутины. А также развитие новых сплавов, металлосодержащих компонентов и разработка оборудования, которое могло бы с ними работать.

Например, не существует стабильной технологии 3D-печати тугоплавкими вольфрамовыми материалами, которые тем не менее привлекают своей невероятной термостойкостью.

3D-продукция
Фото редакции PromoGroup Media

«По аналитике наших зарубежных коллег, рынок порошковых материалов к 2030 году должен возрасти минимум в 5–6 раз. Ставку делают на металлические компоненты. Во всём мире их патентуют очень много. Проблема возникает только на этапе, когда из этого нового материала надо создать порошок», — подчеркнул Владимир Черевикин.

Как уточнила Анастасия Шершнева, в этом направлении на самом деле нужны постоянные НИОКР.

Тем более что те российские отрасли, которые сегодня активнее всего применяют композиты с АТ, имеют очень жёсткие требования к своей материальной базе. Как заметил Анатолий Гайданский некоторое время спустя, авиация, куда стараются всё сильнее внедрять АТ, — отрасль очень строгая и консервативная.

«У нас есть норма лётной годности, в авиации существует необходимость выдерживать соответствие материалов нормам лётной годности. Здесь путь внедрения новых технологий и материалов очень тернист, но так должно быть, потому что особо ответственная отрасль — на кону стоят жизни людей», — соглашается с коллегой заместитель гендиректора Всероссийского НИИ авиационных материалов (ВИАМ), канд. техн. наук Михаил Бакрадзе.

Однако это не значит, что авиационное направление не нуждается в инновациях. Напротив — их нужно разработать как можно скорее, чтобы успеть протестировать и провести все необходимые испытания и доработки.

«Стоимость алюминия, который мы используем и который продаётся на лондонской бирже, — 2000 долларов (на 26 марта 2024 года, — прим. ред.). Когда материал проходит пластическую деформацию, он дорожает в шесть раз. А ещё после этого мы начинаем „грызть” его на своих станках. В среднем коэффициент использования материала в авиации составляет от 6 до 10%, то есть 90–94% идёт в стружку. Мало того, что мы используем очень дорогой материал, большая часть которого теряется при обработке, так ещё и станочный парк для работы с ним будет стоить несколько десятков миллиардов руб­лей.

Если аддитивные технологии смогут заместить пластическую деформацию и металлообработку в промышленности, это будет революция. Пока мы используем АТ только в оснастке и прототипировании — там, где мы можем достичь таких же ресурсных статистических характеристик, как есть после металла», — пояснил Анатолий Гайданский.

3D-продукция
Фото: ru.freepik.com

«Мы ведь это уже проходили, сможем и снова. Пример — переход со штампованных лопаток двигателей на литые лопатки со сложной системой охлаждения. И он не единственный. Уже сегодня в двигателях четвёртого-­пятого поколений мы применяем в узлах мотогондолы до 60% полимерных композиционных материалов. А также в обшивках газогенератора, в звукопоглощающих панелях, в холодной части двигателя, в особо ответственных деталях вращения.

То есть следующий этап — это термопластичные полимерные композиционные материалы, которые, в принципе, должны отчасти, наверное, заменить традиционные ПКМ на эпоксидном связующем», — дополнил Михаил Бакрадзе. (Таблица 1).

Сэкономить время и ускорить процесс создания новых композитных материалов для АТ и для применения в авиационной отрасли позволит сертификация новых решений.

«Необходимо отметить, что на этом пути важно, чтобы всё было сертифицировано. Материалы и оборудование должны пройти общую спецквалификацию. Ещё поэтому важно прийти к отечественным решениям, чтобы всю сертификацию делать не на импортном оборудовании», — подчеркнул Михаил Бакрадзе.

Не всегда верное понимание назначения и стоимости

Многие, оценив перспективы, возможности и потенциальную прибыль, с головой кидаются в разработку или использование композитов с АТ. А потом оказывается, что далеко не все верно понимают реальную ценность этих решений. Эксперты отмечают, что при неверном использовании технологии предприятия не только теряют деньги, но порой и веру в 3D-печать. Им кажется, что это некая панацея, заметил на встрече «ТехноКлуба» в конце 2023 года руководитель участка аддитивного производства Московского авиационного института (МАИ) Вениамин Брыкин, хотя у «аддитивки» есть чёткие назначение и экономика.

В начале своего доклада эксперт уточнил, на чём строится экономика аддитивно произведённого изделия: 39% себестоимости выходят из оборудования, 35% — из фонда оплаты труда, 20% — из материалов и ещё 6% — из накладных расходов. К этому прибавляется норма прибыли, которая своя у каждой отдельной компании. Спикер предложил прикинуть все эти цифры и сравнить их со стоимостью установки, на которой вы планируете производить изделия.

«После получения некоторых цифр можно сразу сделать вывод, что печать обязательно окупят ваши внуки примерно спустя 100 000 таких деталей», — иронизирует Вениамин Брыкин.

Это с учётом того, что традиционную постобработку после 3D-печати никто не отменял, уточнил на том же мероприятии руководитель Центра инжиниринга «Аддитивный инжиниринг» Дмитрий Филиппов.

Вениамин Брыкин предложил свои рекомендации, на что стоит смотреть, чтобы понять, в каком случае реально выгоднее использовать «аддитивку», нежели традиционные технологии. Он назвал это «цепочкой создания ценности»:

  • если 3D-печать позволяет снизить производственные отходы (например, если при традиционной технологии потери сырья составляют 85%, а при использовании АТ снижаются до 15%);
  • если снижается срок поставки (с 15 дней до 1–3 дней); сокращается количество сборочных единиц/операций (вместо 20 дней — 1–3 дня);
  • происходит оптимизация массы изделия (до 50%);
  • уменьшаются сроки ОКР (с 50 дней до 10).

«То есть АТ выгодны, когда мы получаем быстрое прототипирование, преимущество в скорости по сравнению с традиционным производством, снятие технологических ограничений, эффективность для малых серий и единичной продукции. Этого можно достигнуть при изготовлении быстрых опытных образцов, которые помогут нам снизить риски при проведении тестов и испытаний. Это отличный инструмент для наукоёмких отраслей и кастомной продукции», — подытожил Вениамин Брыкин.

3D-печать
Фото: ru.freepik.com

Конкретный пример реализации этой «цепочки ценности» эксперты привели уже весной 2024 года.

«Вот антидебризный фильтр ТВС сборки. На данный момент он изготавливается из 54 деталей. При помощи АТ мы сокращаем производственный цикл и количество деталей и, соответственно, повышаем эффективность. Ещё пример — серийный фильтр электролизёра водорода. По стандартной технологии он изготавливается примерно полгода из четырёх крупных слитков. В итоге мы получаем продукт значительных весовых характеристик стоимостью в 2 млн рублей.

Наш конструктор полностью переработал его под аддитивную технологию. Теперь его вес уменьшился в два раза, печатается он всего 13 дней, ещё полтора месяца уйдёт на испытания, но зато финальная стоимость снижается до 500 000 руб­лей. Подчеркну, что это серийная продукция, которая находится на рынке, а значит, падение в цене к тому же повышает его конкурентоспособность», — рассказал гендиректор ООО «Русат» Илья Кавелашвили.

По информации «Росатома», в последние 20 лет доля композитов в лайнерах Boeing и Airbus увеличилась в 5 раз и продолжает расти. Раньше в составе было не больше 10% композита, а сегодня — более 50%

Также спикер заметил, что аддитивные технологии могут быть выгодными в нише ремонта сложных дорогостоящих комплектующих. Если там выходит из строя одна небольшая деталь, куда выгоднее будет восстановить её одну, нежели покупать целую запчасть.

«В прошлом году мы стали применять 3D-печать в ремонтах — теперь это инструмент главного механика. То есть, когда исчезла возможность оперативно получать запасные части и комплектующие для ТО импортного оборудования, пришла на помощь „аддитивка”. Механик теперь не ломает голову, а отдаёт детали в наш отдел.

Мы делаем сканирование, инжиниринг и печатаем. При необходимости проводим все необходимые испытания. Да, это может быть дорого в моменте, но значительно доступнее некоторых деталей в целом и их доставки, и уж точно дешевле, чем время простоя станка», — добавил Илья Кавелашвили.

3D-печать
Фото: ru.freepik.com

Дефицит профильных кадров

Этот «проблемный тренд» сейчас наблюдается практически во всех отраслях российской промышленности. Но в случае с аддитивно-композитной нишей все предыдущие сложности частично также возникают из-за недостатка профильных грамотных специалистов. Не зная технологии и не видя процессов на практике, очень сложно создавать материалы, продукты из которых потом можно быстро и беспроблемно сертифицировать.

И, конечно, неспециалисты не смогут реально оценить, в каких случаях эта технология рентабельна. На этом делали особый акцент участники встреч «Перспективы внедрения аддитивных технологий: курс на технологическую независимость», которая прошла в конце 2023 года.

Как заметил Владимир Черевикин, создание научно-­образовательной системы в области аддитивных технологий необходимо для достижения промышленного суверенитета. Лучше всего — непосредственно в рамках научных и производственных проектов.

То, что сфера остро нуждается в обученных людях, заметила и генеральный директор Академии аддитивных технологий «Цифра Цифра» Дарья Дмитриева. В своём докладе она рассказала, что получать профильное образование сейчас можно в государственных заведениях СПО и вузах, в учебных центрах допобразования (ДПО) и непосредственно в компаниях, где занимаются реализацией аддитивных решений. У каждого варианта есть достоинства и недостатки.

«В государственных учебных учреждениях дают фундаментальные академические знания, обеспечивают официальным дипломом, но там система часто бывает оторвана от реальных задач производства — актуальной практики попросту недостаточно. Этот аспект в разы лучше реализован в учебных центрах ДПО. Там всю необходимую информацию подают без „воды” и делают больший упор на практические знания и повышение квалификации.

Но, так как таких компаний много, наблюдается непостоянство качества предоставляемых услуг. В частности, из-за отсутствия госконтроля и регулирования. Постпродажное обучение предполагает такие плюсы, как обучение работе на определённом оборудовании, практический опыт, быстрое внедрение полученных знаний и навыков в работу. Но нельзя не отметить, что это обучение узконаправленное, только для текущих сотрудников, краткосрочное и подразумевает затраты на покупку оборудования», — перечислила плюсы и минусы Дарья Дмитриева.

Генеральный директор ООО «Компания ИМПРИНТА» (IMPRINTA) Артём Соломников видит большое преимущество в креативных конкурсах и чемпионатах по 3D-печати для детей и молодёжи. Они формируют заинтересованность и понимание процессов и отрасли с детства. История не быстрая в развитии, но потенциально с хорошей отдачей в виде обширной и компетентной кадровой базы. Спикер привёл в пример Большой чемпионат по аддитивным технологиям 2023 г. от департамента предпринимательства, привлёкший более 180 участников.

По мнению докладчика, заинтересованные компании могут участвовать в организации таких мероприятий, придумывая актуальные задания, предоставляя сырьё и станки, а заодно присматривать талантливых ребят.

Важность решения кадровой проблемы отмечают и иностранные партнёры.

Как отмечалось в докладе «Росатома», эксперты прогнозируют, что к 2030 году 2/3 всей изготавливаемой продукции в мире будет производиться с напечатанными комплектующими, а в ряде производственных отраслей 3D-печать позволит создавать полностью готовую продукцию

«Сейчас самый большой тренд, по нашему мнению, — это индустрия навыков. Люди переезжают, и нам нужно продвигать им новые навыки. Предлагать обучение инженерам, давать им новые, в частности, конструкторские знания. Некоторые компоненты предполагают лёгкую сборку, и мы просим, допустим, просто делать дизайн компонентов. Сейчас в Индии есть NSM — специальный орган по обучению новых кадров. В Индии мы быстро адаптируем новые технологии», — заметил на «АТОМЭКСПО 2024» генеральный директор компании STPL Рахул Гайвала.

3D-продукция
Фото: freepik.com

Международный обмен опытом, экспорт и импорт

Кстати, обмен опыта в аддитивно-композитном направлении между странами — это тоже тренд.

Да, Россия сейчас лишилась возможности контактировать со странами — лидерами в этом направлении (США, Японией и Германией, по данным 3dprint.fidller.com), но многие открытые нам государства демонстрируют успехи в этой сфере. Китай часто входит в топ-5, а Индия очень стремится приблизиться к тем же показателям.

«Мы видим в этом направлении большие перспективы и стремимся к показателям в 180 млрд долларов. Мы рассчитываем, что эта будет та доля, которую Индия сможет занимать на международном рынке», — поделился планами в рамках «АТОМЭКСПО 2024» председатель совета директоров компании Dandekar Brothers Чандрашекхар Дандекаа.

По словам спикера, Индия очень заинтересована в обмене опытом с российскими специалистами. Промышленники из дружеской страны нашли «аддитивке» применение в строительстве мостов.

А в некоторых арабских странах при помощи 3D-печати возводят здания.

В 2023 году объём мирового рынка промышленного АП достиг примерно 13 млрд долларов, а к 2024 году он должен вырасти ещё на 20%. Источник: Expert Market Research

«Я могу сказать, что рынки Ближнего Востока или Северной Африки (и немного Южной Сахары) стараются не отставать от этой мировой тенденции. К примеру, в Саудовской Аравии и Эмиратах очень много построек, реализованных при помощи аддитивных технологий. Там возводили таким методом несколько мечетей. То есть эта тема жива, она востребована и в части продуктов для АТ, и композитных материалов. Партнёров интересует это и в рамках темы автомобилестроения.

По разным оценкам множества экспертов, ряд стран Африки по части стекловолоконных композитов для автомобилестроения достиг среднегодового роста в районе 5%, что на самом деле довольно хороший показатель», — предоставил данные руководитель направления по развитию отношений с Ближним Востоком и Северной Африки Российского экспортного центра Наджибулла Джабари.

Но в этом тренде есть и подводные камни. Во-первых, у наших иностранных партнёров всегда есть свои требования к продуктам или технологиям, и их следует придерживаться.

«Мы работаем с российскими профессорами по технологии. Наши разработчики с ними встречаются, прорабатывают эти процессы в лабораториях мирового класса. А потом выдают определённую оценку продукта, и мы можем уже успешно их продавать. Но если дело касается экспорта таких товаров, то у нас есть определённые правила. Специальная фабрика должна ламинировать, создавать определённые коробки, упаковку, поэтому нам нужно иметь строгую спецификацию по нашим правилам», — уточнил Чандрашекхар Дандекаа.

Доставка, изучение чужих требований и подстройка под них своего бизнеса и производственных процессов — всё это требует значительных расходов и серьёзной поддержки государства.

Поэтому некоторые эксперты считают, что для начала всё же следует разобраться с собственными проблемами на внутреннем рынке АТ и композитов.

«Самое главное — то, что сказали коллеги, — полностью обеспечить внутренний рынок. Когда мы будем понимать, что у нас всё прекрасно, то сможем спокойно делиться опытом и знаниями с рынками дружественных стран, активно внедрять там свои решения», — высказал точку зрения Наджибулла Джабари.

Настройка господдержки и госрегулирования

Тем не менее большинство экспертов склоняются к международному сотрудничеству и поэтому запрашивают соответствующие инструменты поддержки от государства. Вероятно, налаживание оборота между странами естественным образом ускорит сертификацию и приведёт к появлению дополнительных регулирующих механизмов.

«К мерам государственной поддержки, касающимся АТ, относится компенсация достаточно серьёзной части логистических затрат (ПП РФ от 28.07.2022 N 1347). Но претендовать на эти преференции могут только предприятия, коды продукции которых внесены в перечень приказом Минпромторга № 5253 (от 15.12.2022).

Здесь хотелось бы, чтобы вы поддержали и выделили специальные коды под оборудование для аддитивных технологий. Это существенным образом упростит работу с коллегами по экспорту», — предложила в рамках сессии «Промышленность будущего: рынок композитов и внедрение аддитивных технологий через призму международного сотрудничества» исполнительный директор Ассоциации развития Аддитивных технологий (АРАТ) Ольга Оспенникова.

Спикера поддержали и другие участники встречи.

«У нас сейчас очень интересная стадия, когда мы переходим в новый шестилетний цикл мер государственной поддержки: с 2025 по 2030 годы будет принят новый пакет национальных проектов. Сейчас ведётся активная работа над разработкой инструментов, которые будут стимулировать создание совместных кооперационных производств за рубежом. Это позволит нам как раз обеспечить экспорт и продукции, и технологий, увеличить число партнёрских проектов в субрегионах или макрорегионах, где будут присутствовать такие производства.

И нам важно, чтобы это были не только финансовые инструменты на транспортировку. Мы понимаем, что субсидия на отправку пяти контейнеров в Индию с каким‑нибудь оборудованием не повысит конкурентоспособность. Это будет разовая поддержка, которая не сможет способствовать развитию производства.

Поэтому нам нужно уходить в инфраструктурные инструменты. У нас есть время до лета, чтобы спроектировать эти меры. Давайте вместе смотреть, что нужно бизнесу для того, чтобы больше присутствовать с совместными кооперационными проектами», — поделился планами директор департамента международной кооперации Минпромторга России Роман Чекушов.

Так как рынок АТ и композитов показывает позитивные результаты, значит, профильные ведомства на самом деле обращают максимум внимания на эти направления и работают над усилением их позиций.

«У нас есть три источника, которые определяют рынок аддитивных технологий. Первый основополагающий документ — это Стратегия развития аддитивных технологий, разработанная Минпромторгом. Ассоциация [АРАТ, — прим. ред.] тоже участвовала в его разработке. Второй документ — это Дорожная карта развития аддитивных технологий, в которой заложены уже серьёзные амбиции. Согласно первичным прогнозам, рынок АТ в России может достигнуть 13,2 млрд руб­лей.

А с учётом дополнительного эффекта, который прогнозируется в рамках дорожной карты госкорпорации «Росатом», речь уже о 23,5 млрд. Анализ показывает, что мы уже серьёзно превышаем те прогнозные цифры, которые были даны. Поэтому, наверное, можно с определённой долей оптимизма сказать, что мы всё‑таки будем двигаться гораздо быстрее, чем нам казалось изначально», — добавила Ольга Оспенникова.

Рециклинг композитов

Об этом аспекте на двух обозначенных нами мероприятиях говорили совсем немного. Его затронул только один спикер. Вероятно, потому, что это «отложенный тренд», который пока не работает, но постепенно набирает силу. Именно поэтому его выделяет множество профильных изданий в своих статьях в отрытом доступе. Если оставить решение этой задачи на потом, то в будущем она может обрушиться на рынок большими проблемами.

«Одна из тенденций, которую сегодня вся мировая индустрия проживает, — это, конечно, развитие рециклинга, вторичной переработки композитов. Потому что чем больше пластика мы будем производить, тем быстрее его нужно утилизировать, чтобы замкнуть жизненный цикл. Те компании и страны, которые создадут полный цикл от начала производства (от сырой нефти, из которой, по сути, сделано композитное крыло самолёта МС‑21) до конечного продукта, смогут значительно продвинуть это направление.

Потому что в целом ряде отраслей это барьер, который препятствует сверхбыстрому развитию. Утилизация этих изделий и экономика вторичного использования сырья будут определяющими и в такой тенденции, как снижение стоимости композитов», — выразил уверенность гендиректор АО «ЮМАТЕКС» композитного дивизиона госкорпорации «Росатом» Александр Тюнин.

Искусственный интеллект и цифровизация в АТ

Это ещё одно веяние, которое затронули лишь вскользь. Потому что оно касается только АТ и, как и рециклинг, это вопрос нескольких лет. Генеральный директор компании STPL Рахул Гайвала отметил в ходе дискуссии, что в мировых трендах он наблюдает активную цифровизацию. По его словам, всё началось именно с пандемийного 2022 года, когда произошли нарушения в физической цепочке поставок. Со временем представители аддитивной отрасли стали адаптироваться и присматриваться к такому варианту, как 3D-печать по запросу.

По данным главного эксперта по кооперации АРАТ Анастасии Шершневой, в 2022 году в мире уже используют 29 446 3D-принтеров

Текст: Мария Бобова

Этот материал опубликован в журнале
Промышленные страницы №3, 2024.
Смотреть другие статьи номера
Автоматизация
Рекомендуем
Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
Популярное на сайте
Бизнес-кейсы
Индустрия 4.0
Подпишитесь на Телеграм-канал