Промышленный дизайн: на стыке искусства, технологий и маркетинга
Необходимость в промышленном дизайне появилась с приходом конвейерного производства, когда возникла опасность, что выпускаемые изделия потеряют индивидуальность. Однако художники-конструкторы, как представителей этой профессии называли в советские годы, отвечают не только за внешний вид устройства, но и за его функциональность, а также удобство пользователей.
Почему промышленный дизайн популярен в России сегодня и как он работает на повышение продаж? Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола, организованного Минпромторгом РФ и Центром развития базовых отраслей промышленности на выставке «Металлообработка‑2024», а также дизайн-хакатона, который прошёл на той же площадке.
Дизайнерам пообещали господдержку
Дискуссию в рамках круглого стола открыл начальник отдела научно-технической и кадровой политики в промышленности Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли РФ Никита Антонов.
Начал он с позитивных новостей и первым делом рассказал об инициативе ведомства по внесению изменений в закон о промышленной политике в России для закрепления таких понятий, как «инжиниринговые услуги» и «промышленный дизайн».
Как отметил представитель Минпромторга, это даст государству возможность оказывать поддержку компаниям, работающим в этих направлениях, что, в свою очередь, позволит им создавать конкурентоспособную продукцию. Никита Антонов подчеркнул, что доступ к мерам господдержки по упрощённой схеме получат организации, включённые в специальный реестр Минпромторга.
Правда, сами меры пока не разработаны, но, по словам спикера, это дело ближайшего будущего. Также вместе с дизайн-бюро и промышленными предприятиями ведомство работает над обновлением отраслевых стандартов.
В поддержку развития промдизайна и инжиниринговых услуг в России ещё в 2020 году была утверждена дорожная карта, рассчитанная до 2025 года. Как отметил Никита Антонов, особое внимание при её реализации уделяется кадровой составляющей.
«Мы убеждены, что учащимся на инженерно-технических специальностях необходимо рассказывать про промышленный дизайн, потому что представитель этой профессии в первую очередь — инженер и только во вторую — дизайнер. Всё‑таки соответствие инженерно-техническим требованиям и эргономике — самое важное», — пояснил представитель Минпрома.
На подготовку кадров направлена и работа по запуску акселератора, которую ведомство ведёт совместно с Агентством стратегических инициатив. При этом планируется использовать успешный опыт акселератора по промышленному туризму, в рамках которого 400 предприятий в 50 регионах страны запустили новые туристические маршруты. Авторы проекта сделали ставку на то, что молодёжь, увидев современные цеха, оснащённые высокотехнологичным оборудованием, скорее примет решение остаться в своём родном регионе и здесь строить свою карьеру.
На конкурсной основе
В прошлом году правительство столицы совместно с Минпромторгом и Минкультуры РФ учредило премию «Лучший промышленный дизайн Москвы». Руководитель проекта Роман Лукшин на круглом столе признался, что инициатива получила отклик, на который не рассчитывали сами организаторы: заявки подали более 500 компаний из 36 регионов страны.
Жюри определяло победителей в трёх номинациях: «Дизайн-продукт», «Дизайн-прототип» и «Приз зрительских симпатий». Победителей выявляли в тематических категориях «Электронное устройство», «Транспортное средство», «Городской дизайн», «Хайтек», «Мебель и предмет интерьера», «Бытовая химия».
В 2024 году дизайнеры соревнуются в креативности по четырём номинациям, а количество категорий выросло до 12. Однако главное новшество заключается в том, что премия получила признание на федеральном уровне — теперь она носит название «Лучший промышленный дизайнер России».
По словам Романа Лукшина, проект позволит не только определить наиболее интересные разработки, но и привлечь внимание отраслевого сообщества к профессии, подчеркнуть её ценность. С этой целью организаторы планируют проведение лекций для широкой аудитории, воркшопов для представителей промышленных предприятий и мастер-классов для учащихся образовательных учреждений.
В числе партнёров проекта спикер назвал российского дизайнера Артемия Лебедева, основателя одноименной студии, и Владимира Пирожкова, директора центра дизайна и инноваций «Кинетика» НИТУ «МИСиС», управляющего директора лаборатории дизайна «Сбера».
Маркетинг в деле
Одним из победителей премии в 2023 году стало ООО «Эм Энд Ти Прод» (MAN & TECHNOLOGIES LAB) с проектом зарядной станции для электромобилей и других видов транспорта, которая самостоятельно определяет тип подключённого транспортного средства и предлагает оптимальную мощность для быстрого и эффективного заряда.
Генеральный директор компании Михаил Крапивной в ходе круглого стола на выставке «Металлообработка‑2024» отметил, что в России огромный потенциал в области промышленного дизайна высокотехнологичной продукции, в том числе в станкостроительной отрасли. Кроме того, он затронул такой важный аспект, как коммерциализация этой деятельности. По словам эксперта, правильно подобранная команда дизайнеров и промышленных инженеров — это всегда гарантия успеха продукта.
Основатель и генеральный директор ООО «Инжиниринговая компания «Комплекс КАД» Дмитрий Калеев подтверждает: современный индустриальный дизайн — мощный инструмент продвижения на рынке. Сегодня никто не купит станок, который выглядит несовременно и непривлекательно. Поэтому наряду с требованиями к функционалу большинство клиентов уделяет большое внимание тому, как будет выглядеть спроектированное оборудование.
«Среди конкретных преимуществ промышленного дизайна для продвижения оборудования с целью продажи мы в инжиниринговой компании „Комплекс КАД” выделяем несколько основных моментов.
Первое — привлечение внимания потенциальных клиентов: эстетически приятный внешний вид оборудования, который соответствует трендам, может стать одним из ключевых факторов при выборе между равными по функционалу продуктами. Второе — заметность на фоне конкурентов: уникальный дизайн помогает продукту выделиться на рынке и привлечь внимание деловых партнёров, инвесторов. Это и сочетания цветов, и интересные формы.
Третье — формирование и поддержание узнаваемости бренда. В этом случае большое внимание уделяется корпоративной цветовой палитре, логотипу, графическим элементам, которые вызывают ассоциации с конкретной торговой маркой.
Наконец, благодаря промышленному дизайну обеспечиваются эргономика, удобство использования и безопасность продукта. Работая над внешним видом оборудования, дизайнер должен учесть удобство его эксплуатации, сделать элементы управления анатомически удобными и безопасными, предусмотреть комфорт рабочего места», — поясняет Дмитрий Калеев.
Оценка окупаемости вложений в дизайн оборудования включает анализ не только прямых финансовых показателей, таких как увеличение продаж или снижение затрат на обслуживание, но и другие аспекты: улучшение имиджа бренда, удовлетворённость клиентов, повышение конкурентоспособности.
Одним словом, если компания стремится лидировать на рынке и быть узнаваемой, она должна максимально использовать преимущества промдизайна и слышать своих клиентов, подчёркивает наш собеседник. В качестве примера он приводит цитату Генри Форда: «Любой клиент может получить автомобиль, выкрашенный в тот цвет, в который он хочет — до тех пор, пока этот цвет — чёрный».
«В 1909 году бюджетную модель Ford T завод выпускал только в одном цвете — чёрном. Всё дело в том, что чёрная краска сохнет гораздо быстрее, чем другие, а значит, сокращается время на производство одного автомобиля, он быстрее выходит в продажу. Кроме того, эта краска дешевле остальных.
В результате благодаря сокращению цветовой палитры, упрощению дизайна и отделки без ущерба качеству и надёжности конструкции машины новенькие «народные» Ford T сходили с конвейера миллионными партиями по приятной для целевого покупателя стоимости. К 1912 году цена одного автомобиля этой серии снизилась примерно на треть.
Этот опыт свидетельствует о том, как важно понять, что именно нужно вашему клиенту. Значимы ли для вашей целевой аудитории определённые форма и цвет, декоративные элементы? Если покупатели готовы за это заплатить — делайте!» — призывает Дмитрий Калеев.
Смена запроса
Участники дискуссии на площадке выставки «Металлообработка‑2024» отметили, что в последнее время изменился подход заказчиков к промышленному дизайну. Так, генеральный директор ООО «Карфидов Лаб» Михаил Васильев рассказал, что в его компанию всё чаще обращаются специалисты предприятий, которым нужно заменить недоступные импортные образцы техники. Причём аналоги должны полностью совпадать с исходными изделиями по всем параметрам.
В то же время среди тенденций развития промдизайна он отметил спрос на оптимизацию уже разработанных отечественных приборов и устройств, которые проигрывают зарубежным по эргономике или внешнему виду. В этом случае заказчики просят подобрать решение, которое позволит повысить конкурентоспособность продукта на рынке.
«Если раньше клиент заказывал нам дизайн конкретного станка или экскаватора, другой компании — разработку логотипа и брендбука компании, третьей — медиауслуги, то теперь подход трансформировался и стал комплексным. Заказчики в основном хотят получить полный пакет дизайна продукции. Поэтому компетенции дизайнеров должны быть мультидисциплинарными», — поделился наблюдением руководитель KUZIN Machinery (ИП Кузин М. С.) Максим Кузин.
По опыту компании, среди производителей промышленных роботов и станочного оборудования самым востребованным продуктом является дизайн-код, который позволяет сделать продукцию конкретного бренда стилистически единой и узнаваемой.
«Там, где дизайн является инструментом продаж, никто уже практически не заказывает просто дизайн техники. Кроме того, сейчас огромная конкуренция за персонал, и дизайн становится инструментом для её преодоления. Компания, у которой техника визуально более приятная, привлечёт лучших специалистов и в большем количестве. Так же, как и компания, у которой завод выглядит лучше. Это подтверждает опыт одного из наших партнёров: после внедрения дизайн-кода за счёт дополнительного спроса рост выручки составил 30%», — подчеркнул Максим Кузин.
Также он отметил, что современные заказчики вкладывают в дизайн более глубокие смыслы, чем функциональность и эстетичность оборудования. В частности, производители стремятся через внешний вид своей продукции отразить ценности компании, такие как стабильность, спокойствие, уверенность в завтрашнем дне.
В качестве примера он привёл опыт ООО «СТАН»: станкостроительный холдинг, находящийся под управлением компании «РТ-Капитал» Госкорпорации «Ростех», в 2024 году планирует расширить своё присутствие на отечественном рынке металлообрабатывающего оборудования за счёт наращивания производства станков и комплектующих. В связи с этим компания заказала разработку дизайн-кода, который объединил графическую систему и пластическое решение.
«Холдинг включает несколько заводов, которые выпускают огромное количество продукции. Дизайнеру нужно было так выполнить свою работу, чтобы все заводы могли одновременно применить этот код и вся продукция выходила в новом обличие. Пластическое решение можно использовать не везде, для некоторых продуктов допустима только графическая система, которая делает их узнаваемыми, и таким образом сохраняется целостность дизайна», — пояснил глава KUZIN Machinery.
Главное, чтобы работало
В своей работе дизайнер отталкивается от цели, которую формулирует заказчик, напоминает Дмитрий Калеев. Если исходная задача звучит как «нужно, чтобы хорошо работало», то внимание уделяется не столько внешнему виду оборудования, сколько его функционалу, безопасности, надёжности, долговечности, ремонтопригодности.
По мнению главы «Инжиниринговой компании «Комплекс КАД», это топ‑5 требований для любого проекта. Также, по опыту специалистов компании, клиенты часто уделяют внимание эргономичности оборудования, то есть удобству его эксплуатации.
«Во-первых, при проектировании необходимо предусмотреть комфортный доступ к элементам управления и обслуживания. Сегодня востребованы удобные и безопасные устройства, которые легко взаимодействуют с пользователем. Ключевую роль в создании приятного пользовательского опыта играет расположение кнопок, портов, сенсоров и других систем управления.
Во-вторых, эргономичности оборудования способствует применение интуитивно понятных интерфейсов и информационной наглядности. Важны и лаконичный облик, и отсутствие лишних деталей, и адаптированные для пользователя формы и поверхности. Разумный промышленный дизайн обеспечивает баланс между эстетической привлекательностью, функциональностью и простотой использования.
Третий фактор — минимизация риска возникновения травм при использовании оборудования. Чтобы этого добиться, дизайнеры изучают условия эксплуатации, а затем продумывают защиту приборов, устройств от пыли, влаги, ударов, вибраций — одним словом, всего того, что может вывести оборудование из строя и стать причиной нарушения правил безопасности. Для этого применяют защитные покрытия, герметичные соединения, прочные материалы и другие решения», — рассказывает Дмитрий Калеев.
Для таких задач привлекать в проект промышленного дизайнера, может, и не понадобится, зачастую с ними может справиться конструктор. Если же цель — создать рабочий продукт высокого качества для определённого бренда, подход будет иной, а команда исполнителей больше.
Их задача — разработать функциональный объект, внешний вид которого будет соответствовать так называемой матрице идентичности бренда, поддержит его узнаваемость на рынке. Это уже работа с брендбуками, следование корпоративной палитре цветов, использование определённых графических элементов и шрифтов, отмечает наш собеседник.
По данным исследования Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке, проведённого в 2023 году, 65% компаний с выручкой больше 10 млрд рублей считают вклад промышленного дизайна в бизнес серьёзным конкурентным преимуществом.
По их мнению, регулярные инвестиции в дизайн ускоряют рост бизнеса как минимум вдвое. Однако систематически вкладывать средства в развитие этого направления готова лишь 1/5 часть опрошенных.
Цветовой код
По опыту специалистов ООО «Инжиниринговая компания «Комплекс КАД», чем крупнее и известнее компания, тем бережнее она относится к своему корпоративному стилю. Например, постоянный клиент компании — крупная российская транснациональная организация — при приёмке работы особое внимание уделяет строгому соответствию правилам использования логотипа, указанным в корпоративном брендбуке.
«В техническом задании клиент также подробно прописывает требования по идентификации бренда в дизайн-проекте. Например, в предложенных решениях фирменный знак и логотип необходимо пропорционально и стилистически связать между собой, то есть должна получиться некая связанная по смыслу история. Отмечу также, что зачастую промышленный дизайн оборудования предполагает создание нескольких концепций.
Мы предлагаем минимум четыре. Это позволяет клиенту выбирать наиболее оптимальное для себя решение. Итоговый проект включает не только изображения, но и подробные схемы окраски, рекомендации по выбору и использованию марок красок. Как уже отмечалось выше, чем крупнее компания, тем щепетильнее она относится к своему бренду.
Во-первых, использование корпоративных цветов как элемента промдизайна делает продукцию узнаваемой, позволяет выделиться на рынке среди конкурентов. Во-вторых, в больших компаниях продумывают до мелочей даже то, что разрабатывают для внутреннего пользования, чтобы сотрудники отождествляли себя с брендом», — рассказывает Дмитрий Калеев.
Однако использование корпоративных цветов в дизайне — это лишь желание производителя, напоминает эксперт. При выборе общего цветового решения для станков разработчики руководствуются рекомендациями отраслевых стандартов. Так, ГОСТ 22133‑86 распространяется на покраску металлорежущего, кузнечнопрессового, литейного и деревообрабатывающего оборудования, в том числе роботизированных технологических комплексов.
Для них установлены общие требования, цвет, фактура и классы лакокрасочных покрытий. В качестве основных цветов рекомендуются: «слоновая кость», светло-бежевый, коричневый, серо-зелёный (в том числе светлый), сине-зелёный, «белая ночь», серый, серо-серебристый, тёмно-серый.
«Важный момент — соблюдение требования ГОСТ 12.2.009‑80, регулирующего, в частности, определённый цвет травмоопасных элементов оборудования. В документе говорится, что они должны окрашиваться чередующимися под углом 45 градусов полосами жёлтого и чёрного цветов заданной ширины. Есть также регламент, определяющий, какие части станка должны быть окрашены в сигнальный жёлтый цвет», — напоминает Дмитрий Калеев.
Вопрос цветового оформления роботизированного оборудования в своём выступлении затронул один из участников круглого стола — сооснователь ООО «Промобот» (Promobot) Олег Кивокурцев. На выставке «Металлообработка‑2024» компания представила новинку — коллаборативный манипулятор Promobot M13, выполненный в серебристом цвете.
По наблюдению разработчиков, на экспозиции он привлекал внимание посетителей, в том числе благодаря цветовому решению.
Олег Кивокурцев высказал мнение, что блеск металла вызывает доверие к оборудованию у потенциальных пользователей и создаёт впечатление, что это серьёзная технологичная разработка. В противовес этому он привёл в пример соседей по экспозиции, которые представили роботов, окрашенных в красный цвет. По мнению спикера, такое цветовое решение является неудачным, поскольку вызывает дискомфорт у потенциальных пользователей.
«Смотреть на красных роботов неприятно, сразу хочется отвернуться», — заявил он в ходе выступления.
Чтобы узнать альтернативную точку зрения, мы поговорили на выставке с несколькими производителями оборудования, выполненного именно в таком цветовом решении. Все они заявили, что красный цвет в их представлении воспринимается как контрастный, возбуждающий и сигнальный, и выбор производителей обусловлен именно его броскостью, способностью привлекать внимание.
Учитывая масштабы выставки «Металлообработка», особенно в этом году, участникам действительно было важно, чтобы их продукцию заметили. Что же касается эксплуатации, многие промышленные предприятия, устанавливая оборудование на своих площадях, перекрашивают его в корпоративные цвета. При смене «ливреи» станок или робот остаются узнаваемыми благодаря конструктивным решениям.
В первый день «Металлообработки‑2024» на стенде ООО «СТАН» стрит-арт художник Миша Most в присутствии посетителей разрисовал один из выставочных образцов — модернизированный трёхметровый токарный станок 1728Y, превратив его в настоящее произведение искусства.
По словам художника, образы на станке символизируют современные тренды в российской промышленности, объединяя ключевые направления: станкостроение, двигателестроение и самолётостроение. Новый дизайн оборудования высоко оценил глава Минпромторга Антон Алиханов: он оставил свой автограф на корпусе экспоната.
Дизайнер, конструктор или “два в одном”?
Спрос на промышленных дизайнеров сегодня достаточно большой: по данным hh.ru, за 2023 год он вырос на 31%. Неудивительно, ведь специалистов по этому направлению в стране готовят лишь несколько вузов. Михаил Васильев рассказал, что в компании «Карфидов Лаб» работают выпускники трёх образовательных учреждений: Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, Московского политехнического университета и Уральского государственного архитектурно-художественного университета.
Также промышленных дизайнеров готовят в Российском государственном университете
им. А. Н. Косыгина и Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова — правда, по наблюдению Михаила Васильева, выпускники последней чаще приходят на работу в «Смирнов Дизайн», что вполне логично, учитывая, что с 2016 года офис компании находится на базе вуза.
При этом сам гендиректор «Карфидов Лаб» является преподавателем в НИТУ МИСИС, где читает лекции студентам разных специальностей, в том числе будущим промышленным дизайнерам. Обучающиеся по этому направлению проходят практику на предприятии и даже работают без отрыва от учебного процесса. В результате такого подхода к моменту получения диплома у студента уже есть портфолио, с которым шансы получить интересное предложение о трудоустройстве значительно повышаются.
Михаил Васильев также отметил, что его компания в настоящее время не ищет новых дизайнеров, зато нуждается в конструкторах и электронщиках. При этом он заявил, что все дизайнеры, которые сейчас работают в «Карфидов Лаб», изначально приходили на должность конструктора.
«Они умеют работать в конструкторских программах и понимают, что такое прочностной расчёт. Конечно, такая база нужна. Гораздо ценнее дизайнер, который умеет конструировать, чем конструктор, который умеет выполнять дизайн», — заявил спикер.
По мнению Олега Кивокурцева, основное различие между конструктором и промышленным дизайнером заключается в том, что последний обладает вкусом и насмотренностью.
«Он понимает, что красиво, а что нет. Конструктор такими категориями не мыслит», — пояснил сооснователь компании Promobot.
Спикер также напомнил, что по поручению президента страны к 2030 году в российской промышленности ожидается увеличение количества роботов на несколько десятков тысяч. А значит, что работы у дизайнеров будет много.
«Предприятия, которые заходят в эту отрасль, совершают множество ошибок. Избежать их можно за счёт привлечения дизайнера. Нам нужны люди с креативными решениями, и мы готовы за них хорошо платить», — в заключение подчеркнул Олег Кивокурцев.
Национальный дизайн-код
Модератор круглого стола, руководитель пресс-службы ООО «СТАН» Светлана Милорадова в ходе дискуссии отметила, что на сегодняшний день отсутствует дизайн-код, по которому оборудование российского производства можно было бы отличить от европейского или китайского. Возможно ли этого добиться и есть ли в этом необходимость?
Эти вопросы ведущая адресовала Максиму Кузину.
По его словам, эта идея в среде отечественных дизайнеров витает давно. Причём в ходе общения с коллегами из других стран он выяснил, что в мировом пространстве у российского пром-
оборудования есть узнаваемые черты, и первоочередная из них — гипертрофированная функциональность.
Как пояснил собеседник Михаила Кузина, представитель итальянской фирмы, там, где европейцы придали бы станку сложную форму, чтобы подчеркнуть его современность, российские разработчики предпочитают сосредоточиться на функционале. Что же касается разработки единого российского промышленного дизайн-кода, то эту деятельность, с точки зрения Максима Кузина, должно инициировать и курировать государство.
Своим мнением на этот счёт поделилась генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» Дарья Топильская. В интервью «Комсомольской правде», приуроченному к Петербургскому международному экономическому форуму — 2024, она заявила, что пришло время перепридумать дизайн российского оборудования, чтобы у нашей страны появился свой не только культурный код, но и дизайн-код, бренд-ДНК российской промышленности.
«Любой человек в любой стране, зайдя в пассажирский поезд или придя на работу к какому‑то станку, должен сразу считать, что это российский бренд. Есть уже успешные примеры. Мы взаимодействуем с индустриальным партнёром „Трансмашхолдинг”.
Мы сделали для них такой бренд-ДНК именно в продукции железнодорожной рельсовой техники для того, чтобы она была узнаваема. И мы сделали объединяющие стилистические ключи, которые позволяют узнавать продукцию ТМХ во всем мире. То же самое можно сделать по всем другим направлениям», — считает Дарья Топильская.
Текст: Мария Кармакова. Фото редакции PromoGroup Media.