• - Груз из Китая без забот: быстро, надёжно и по адекватным ценам.
    - Полный контроль на каждом этапе.
    - Индивидуальный подход к каждому клиенту: мы учитываем ваши пожелания.
    - Профессиональная команда.
    - Гибкость и адаптивность.
    - Прозрачные цены без скрытых затрат — мы открыты для вас.
    - Привозить груз из Китая — с нами это просто!

    Реклама. ООО «МГК Альянс», ИНН 5018205826
    Erid: F7NfYUJCUneP5zeczHLm
    Узнать больше
  • 8 октября 2024

    Локализация производства – это выгодно?

    Не секрет, что почти во всех технически сложных промышленных изделиях, изготовленных в России, можно найти иностранные комплектующие или технологии. Определить соотношение отечественного и импортного содержания в составе конкретного продукта позволяет балльная система, утверждённая Минтпромторгом.

    Перечень категорий идентифицируемых товаров постоянно расширяют, а требования ужесточают. Так, 17 мая 2024 года правительство в очередной раз уточнило критерии, в соответствии с которыми продукция считается произведённой на территории России. Как промышленники оценивают эту инициативу, выгодна ли им локализация производства, выясняем в диалоге с представителями отрасли.

    Курс на суверенитет

    «До введения санкционных ограничений многие бизнесмены и государственные служащие из экономического сектора придерживались позиции, что привезти что‑то из-за рубежа выгоднее, чем создать производство в России. Потому что строительство и развитие своих производств требует огромных денежных вложений и времени. Но эта концепция адекватна для мирного времени и свободного международного рынка, который не исполосован границами санкций. В нашем случае следует заместить всё, что можно.

    Локализация необходима, нужны производства на нашей территории для обеспечения независимости от трансграничных поставок и очень усложнившейся международной логистики», — пояснил председатель комитета Московской торгово-­промышленной палаты (МТПП) по предпринимательству в сфере архитектуры, проектирования и строительства, управляющий партнёр проектно-­строительной группы ARHION и Группы компаний Art Building Group Павел Авдеев.

    Некоторые виды оборудования и комплектующие, которые в России не производят, пока приходится поставлять через третьи страны, признаёт представитель МТПП. Но строить свои предприятия нужно, поскольку стратегическая задача — обеспечить экономический, промышленный, технологический суверенитет. А пока, безусловно, параллельный импорт необходим. Пример из области робототехники привёл директор ООО «Тесвел» Сергей Моршанский.

    «Исторически всегда складывается так: там, где отсутствует серийное производство, наладить его с нуля и добиться максимальной локализации очень сложно. Если смотреть на российский рынок промышленных роботов, то, по сравнению с Европой или, например, Китаем, он очень маленький. Поэтому производители в этой отрасли сталкиваются с отсутствием отечественных компонентов и узлов. К тому же нашим компаниям конкурировать с китайскими очень сложно, потому что у тех большая серийность производства, а у нас оно штучное. Все мы понимаем: чем крупнее серия, тем меньше себестоимость продукции.

    Даже если сравнить общепроизводственные затраты, мы увидим, что заниматься импортом могут два-три человека, находящиеся в одной комнате площадью не более 20 кв. м, а организовать полноценное производство с затратами на содержание мощностей, зарплату сотрудников и налоги стоит немалых денег.

    Поэтому пока экономически эффективнее сотрудничать с поставщиками компонентов из Китая. Но мы надеемся, что те меры стимулирования и поддержки, которые прорабатывают профильные министерства и правительство, послужат катализатором для активного развития отечественной промышленности по ключевым направлениям, которые утверждены в соответствующем перечне», — выразил пожелание Сергей Моршанский.

    Правильно, но не выгодно

    Генеральный директор и основатель ООО «Броктехнолоджи» Андрей Кондратьев подтвердил, что локализация производства комплектующих не всегда выгодна, особенно если речь идёт о сложном оборудовании, которое требует значительных инвестиций в производственные мощности и техническую экспертизу.

    В таких случаях параллельный импорт или сотрудничество с «дружественными» странами часто представляют собой более экономически целесообразные решения, позволяющие сократить затраты и ускорить вывод продукции на рынок. Директор по продажам и развитию дилерской сети ООО  «Кистоун Авто» (дистрибьютор грузовых автомобилей ALTAI) Илья Орлов продемонстрировал это на примере выпуска автомобильной техники.

    «Локализация продукции невыгодна для автопроизводителей по двум причинам. Во-первых, выпуск высокотехнологичных компонентов в России будет очень дорогостоящим. Во-вторых, в нашей стране недостаточно производственных мощностей. Компании вынуждены приобретать комплектующие в недружественных странах на фоне высокого валютного курса, что повышает себестоимость конечного продукта.

    Это же происходит при использовании компонентов, выпущенных в дружественных странах. Причины — дорогая логистика, таможенные и утилизационные сборы», — пояснил директор «Кистоун Авто».

    С точки зрения генерального директор ООО «ТК Маш» (Группа компаний «Трайв») Владимира Левакова, рассуждать о выгодности или невыгодности локализации того или иного продукта бессмысленно, поскольку процесс этот очень сложный, ведь в него вовлечены все участники рынка.

    «Наш опыт показывает, что локализовать можно абсолютно всё, вопрос в том, необходимо ли это, и если да, то кому конкретно. Очень важно, насколько все стороны процесса готовы к совместной работе, к тому, чтобы поступательно продвигаться к общей цели. В реальной жизни часто покупатель желает получить российский продукт по цене, например, китайского производителя, но в короткие сроки. Обычно такие переговоры заканчиваются быстро.

    В целом мы продвигаем идею о том, что импортозамещение эффективно и результативно прежде всего тогда, когда есть осознанная внутренняя потребность конкретного клиента и этот проект становится частью стратегии предприятия под управлением одного из топ-менеджеров. Наша практика показывает, что именно в таком случае всё завершается искомым результатом, это лишь вопрос времени.

    На сегодняшний день в России в проектах импортозамещения нет дефицита ресурсов финансовых, материальных, человеческих. Но есть жёсткий дефицит ресурса управленческого», — заявил Владимир Леваков.

    Комментируя ситуацию в сегменте метизных изделий, он отметил избыточность ограничений, которые на производителей этой продукции накладывают требования федеральных законов № 44, 43 и особенно 275.

    «Наша позиция заключается в том, что прежде всего локализовывать необходимо решения с высокой добавленной стоимостью. Технологический суверенитет государства вряд ли зависит от конкретной шайбы. Неочевидно, для чего сознательно завышать государственные расходы, когда можно приобрести те же самые метизные изделия в Китае с меньшими затратами.

    Другой вопрос в том, что при наличии постоянного спроса даже такая локализация может быть выгодна конкретным участникам рынка, поскольку это более управляемый процесс. Он позволяет жёстко контролировать качество, сокращать сроки, и наш опыт показывает, что добиться схожей себестоимости продукта возможно», — подчеркнул глава ГК «Трайв».

    Замкнулись на себе

    Возможно ли полное импортозамещение в российской промышленности и нужно ли вообще к нему стремиться? На этот вопрос большинство экспертов не дают однозначного ответа. Логика рассуждений следующая: стремиться нужно, достигнуть — почти нереально.

    «Полное импортозамещение в российской промышленности маловероятно и, возможно, излишне. Некоторые сегменты, такие как IT и инновационные технологии, могут требовать применения импортной продукции, в противном случае это стало бы препятствием для технологического прогресса. Важно найти баланс между локализацией и импортом, чтобы не нарушить стратегические цели правительства и сохранить конкурентоспособность отрасли», — обозначил свою позицию Андрей Кондратьев.

    С точки зрения Владимира Левакова, бессмысленно ставить цели по 100% импортозамещению. Важно сфокусироваться на создании условий для технологического суверенитета, безопасности и бороться с искусственными преференциями, всё остальное должен определять рынок.

    «Например, все предприятия генерации „Росатома” работают на российском программном обеспечении системы управления производством, а в прочих отраслях внедрены решения западных компаний, что мы оцениваем негативно. Очевидно, что в приоритете должна быть локализация производства продуктов переработки, т. е. товаров с более высокой добавленной стоимостью.

    Вместе с тем искусственно принуждать рынок к локализации всего и вся, заставлять поставщиков импортозамещать, например, шайбы или болты, бессмысленно. Нужно создавать условия для того, чтобы их производство в России было экономически выгодным», — пояснил руководитель ГК «Трайв».

    «Мы считаем, что локализация необходима для любого суверенного государства, но обмен высокими технологиями с другими странами неизбежен. Чтобы добиться полной локализации, понадобятся время, желание чиновников развивать собственное производство и вкладывать инвестиции в интеллектуальное развитие промышленности», — поделился мнением Илья Орлов.

    Сергей Моршанский также считает, что с точки зрения технологического суверенитета импортозамещение в промышленности для любого государства — это всегда хорошо. Но очевидно, что на данном этапе российские производители просто не в состоянии на 100% заменить импортные комплектующие.

    «На мой взгляд, в первую очередь следует локализовать производство тех компонентов, которые либо критически важны, либо экономически обоснованы, а уже затем от года к году увеличивать степень локализации по другим критически важным отраслям и ключевым позициям, чтобы достичь полного импортозамещения. Мир меняется динамично, поэтому делать ставку на независимость, самостоятельность и технологический суверенитет — это всегда стратегически правильно», — подчеркнул директор компании «Тесвел».

    Отраслевая специфика

    Павел Авдеев, в свою очередь, заявил, что полное импортозамещение возможно и нужно, но это долгий путь. А в отраслях, связанных с обороной, это вопрос принципиальный, от решения которого зависит безопасность страны.

    «Но, безусловно, всегда в мире будет появляться или производиться нечто, чего на тот или иной момент в России не окажется. И мы будем импортировать это, но до тех пор, пока не построим свои производства. Некоторые отрасли требуют высокой степени интеграции в международные производственные цепочки, что также затрудняет полное импортозамещение. На данный момент нужно осознать, что некоторые технологии у нас в промышленность не внедрены. Например, не хватает многих компонентов для производства электроники», — пояснил председатель комитета МТПП.

    В то же время он признал, что в некоторых отраслях, например в лёгкой промышленности, импорта избежать вряд ли удастся: он необходим для расширения ассортимента, чтобы у потребителей был выбор. Но даже здесь, по мнению Павла Авдеева, российским производителям нужно конкурировать с зарубежными и создавать свои аналоги импортной продукции. Тем более что после ухода многих брендов и торговых сетей время самое подходящее.

    «На мой взгляд, для аэрокосмической отрасли и оборонно-­промышленного комплекса необходимо добиться 100% импортозамещения — это наша независимость и безопасность. В каких‑то сегментах гражданской продукции, конечно, без мировой кооперации не обойтись. И это тоже хорошо, потому что порождает конкуренцию и развитие в различных отраслях.

    На примере Китая мы можем видеть, как производитель мобильных телефонов и техники Huawei подвергся санкциям и был лишён возможности изготавливать гаджеты с использованием самых современных импортных чипов. Вопреки сложившимся условиям компания начала производить линейку продукции с применением собственных чипов, пусть и не по самой последней технологии. Что мы видим?

    Граждане Китая поддержали свою компанию, и сейчас Huawei обогнал Apple по объёму продаж телефонов — их позиции зеркально поменялись. Этот кейс подтверждает, что действия по импортозамещению и локализации необходимо совершать заблаговременно и планомерно», — рассказал Сергей Моршанский.

    «Россия — одна из самых богатых природными ископаемыми стран, и мы способны организовать любое производство высокого технологического уровня. Развитие производственных мощностей и локализация дадут новые рабочие места.

    Соответственно, потребуются высококвалифицированные специалисты, которые пройдут обучение в наших учебных заведениях, которым, в свою очередь, придётся менять подход к обучению и производственной практике учеников. Правительство уже приняло ряд серьёзных решений по поддержке производителей и созданию новых научных центров. В ближайшем будущем это принесёт свои плоды, и локализация всех видов товаров будет неизбежна», — резюмировал Илья Орлов.

    Made in Russia — точно наше

    Насколько сложен механизм получения статуса российского производителя для промышленников и нужен ли он для успешного развития компании, её продвижения на рынке, внутреннем или международном? В компании «Кистоун Авто» внимательно изучили этот вопрос, поскольку в ближайшем будущем дистрибьютор планирует организовать производство машин в России.

    «В сфере автомобилестроения уровень локализации оценивается в баллах. Это сложная система расчётов с начислением баллов за все детали, узлы или агрегаты, собранные и произведённые в РФ. После получения определённого количества баллов продукт может считаться российским. Такие высокотехнологичные отрасли производства, как наша, требуют отдельной сертификации продукции в государственных институтах и ведомствах.

    Сложность получения статуса „Произведено в России” заключается, как правило, не в замене тех или иных узлов или агрегатов на отечественные (их можно произвести здесь), а в том, что на оформление документов и сертификацию продукции для её локализации уходят месяцы, а то и годы», — отметил Илья Орлов.

    Владимир Леваков подтвердил, что процесс получения официального статуса российского производителя избыточно бюрократизирован. По его словам, процедура построена таким образом, чтобы максимально усложнить её, а кроме того, заточена под так называемый конечный продукт, делая бессмысленными усилия предприятий, которые фокусируются, например, на обработке материала.

    «В сегодняшних реалиях можно получить статус российского производителя конкретного продукта, что неправильно, поскольку атрибуты конкретного производства, очевидно, иные. Продуктов каждое предприятие может выпускать много, и абсолютно неочевидны причины, по которым статус локального производства нужно получать на каждый из них отдельно», — обозначил проблему гендиректор ГК «Трайв».

    В области робототехники получить статус российского изготовителя также довольно сложно. По словам директора компании «Тесвел», которая планирует запустить в России производство промышленных роботов, для этого нужно набрать 26 баллов согласно постановлению правительства № 719. Это означает, что около 70% компонентов и комплектующих должны быть отечественного производства.

    «Так как в России рынок робототехники только зарождается, пока нет отечественных предприятий, выпускающих компоненты, узлы, системы управления, софт и т. д. Поэтому, конечно, соответствовать заявленным критериям очень непросто. Но, благодаря тому, что отрасль сейчас вошла в активную фазу развития, я думаю, что в течение 3–5 лет рынок комплектующих для роботов будет расти. А значит, российские производители роботов смогут получить статус Made in Russia для своей продукции», — считает Сергей Моршанский.

    Подтверждение статуса продукции «Сделано в России» требует от производителей строгого соблюдения разнообразных стандартов, включая происхождение материалов и компонентов, подтверждает Андрей Кондратьев.

    Это может быть сложным для компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, поскольку связано с необходимостью трансформации цепочек поставок и создания прототипов с использованием местных ресурсов, что иногда оказывается экономически нецелесообразным.

    «Наверное, нет такой компании, которая, участвуя в закупках компьютерной техники, не задалась вопросом: „А почему я не могу стать реестровым производителем?” Ни для кого не секрет, что часто происходит нарушение сроков поставки, не все производители подходят под ТЗ интересующего аукциона, а ещё есть и сезонные особенности, например, к концу года большая часть производителей загружена, уже в ноябре есть явные дефициты, а аукционы идут вплоть до декабря.

    В 2024 году, чтобы компьютерное оборудование (моноблок/АРМ/ПЭВМ/ноутбук) было внесено в реестр Минпромторга, необходимо набрать 140 баллов. И основной вопрос, который волнует производителя, — как сделать это дешевле на старте и сохранить конкурентную цену. Мы нашли, пожалуй, самый быстрый и дешёвый способ внесения в реестр Минпромторга компьютерной техники на основе реестровых компонентов, чтобы оборудование российских поставщиков было конкурентно по цене», — поделился успехами основатель компании «Броктехнолоджи».

    В то же время в строительной сфере статус Made in Russia принципиального значения не имеет. Как пояснил Павел Авдеев, это связано с тем, что практически все используемые материалы производят в России, за исключением некоторых компонентов.

    «Статус продукции зависит от множества факторов, включая источники сырья, место производства. В некоторых отраслях допустимые нормы могут быть достаточно высокими (50% и более), что требует от компаний глубокой локализации поставок и производства. Также необходимо соблюдение российских стандартов и сертификаций. Производители должны соответствовать различным ГОСТам и требованиям безопасности, что зачастую подразумевает дополнительные расходы на сертификацию и адаптацию продуктов.

    Важно понимать, что подтверждение российского производства важно в большей степени для экспорта. Это вопрос позиционирования на международном рынке отечественной продукции. Например, под маркой „Сделано в России” туда могут идти строительные материалы из древесины. Потому что у нас лучшая древесина в мире, и она действительно подходит для брендирования Made in Russia», — считает Павел Авдеев.

    Этот материал опубликован в журнале
    Промышленные страницы №5, 2024.
    Смотреть другие статьи номера
    Автоматизация
    Рекомендуем
    Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
    Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
    Популярное на сайте
    Бизнес-кейсы
    Индустрия 4.0
    Подпишитесь на Телеграм-канал