
Аналитика РСПП: экономика и промышленность РФ во 2-м квартале 2023 года
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провёл исследование состояния отечественной промышленности и экономики во втором квартале этого года. Аналитики союза опросили предприятия и узнали о том, что мешает игрокам рынка и как они намерены бороться с проблемами в текущем отчётном периоде.
В аналитике сказано, что, как и в предыдущем квартале, ключевой проблемой промышленности являются трудности с транспортировкой купленного сырья, станков и комплектующих. Эти проблемы заключаются в стремительно ухудшающихся условиях доставки. Так, например, увеличились сроки перевозки, выросли цены, а также участились случаи отказов на страхование груза. Перечисленные осложнения стали препятствием для эффективной работы трети респондентов РСПП.
Не такой серьёзной, впрочем, трудностью для промышленников стала валютная волатильность, а именно её нестабильное состояние. Количество таких ответов за полгода выросло до 28,9%, что больше на 13 п. п. При этом последствия от испортившихся условий транспортировки грузов ощутили на себе 28,9% компаний.
22,7% участвовавших в опросе предприятий отметили отрицательное влияние санкционных ограничений. В течение второго квартала организации испытывали критическую нехватку собственных оборотных средств. Примерно то же количество респондентов заявило о том, что цены на зарубежные предложения резко выросли.
19,6% организаций столкнулись с тем, что покупатели начали отказываться от платежей, что, конечно, в негативном ключе отразилось на работе участников опроса.
Почти 17% компаний заявили, что они нуждаются в новом оборудовании и технологиях, но в связи с санкциями не могут себе этого позволить. Кроме того, во втором квартале 2023 года российские потребители стали меньше обращаться за решениями к производителям и поставщикам. На это посетовали 15,5% опрошенных РСПП.
Однако 14,4% компаний ощутили давление и ограничили свою деятельности на фоне резкого роста спроса на отечественную продукцию.
Десятая часть участников исследования заявила о проблемах в проведении платежей на счета иностранных поставщиков. Чуть меньшая часть предприятий в экономических условиях отчётного периода была вынуждена уменьшить бюджет инвестпроектов или вовсе изменить сроки их реализации, что негативно отразилось на их работе.
Ещё 6,2% пожаловались на тенденцию увеличения налоговой нагрузки на предприятия.

Специалисты РСПП также добавили, что десятая доля опрошенных во втором квартале этого года вообще не испытала на себе никаких внешних проблем.
Согласно исследованию, можно сказать, что основными трудностями, с которыми столкнулась российская промышленность в отчётном периоде, стали валютная нестабильность и повышение цен на зарубежную продукцию. В целом, по мнению аналитиков, ситуация практически не изменилась.
Перспектива в условиях ограничений
РСПП в ходе исследования также выяснил у промышленных компаний, как они планируют исправлять ситуацию и решать текущие проблемы. Наиболее популярным решением респондентов стало сокращение расходов с целью повышения эффективности деятельности компании. Такой ответ дали две трети участников опроса.
Около 30% компаний планируют внедрить в производственные процессы энерго- и ресурсосберегающие технологии. Они надеются, что это поможет выровнять их экономическое положение на рынке. Ещё 31,6% респондентов считают, что справиться с трудностями можно с помощью собственных инвестпроектов. Компании намерены разработать программы по импортозамещению станков и комплектующих.
Чуть меньшее количество организаций задумалось над пересмотром портфеля поставщиков и поиском партнёров на новых рынках. Они аргументировали это появлением дополнительных ограничений в работе с европейскими и американскими производителями.
О цифровизации производства или своих услуг в ближайшем будущем подумали 23,3% компаний — участников опроса. А примерно четверть респондентов уверены, что им стоит сохранить, а некоторым даже увеличить бюджеты инвестиционных проектов. Планов с ними не разделили 3,2% компаний. Они, напротив, намерены сокращать инвестиции.
Около 20% предприятий настроены на будущее позитивно. Компании планируют повысить интенсивность производства, увеличив объёмы выпускаемой продукции, при этом не расширяя имеющиеся площади.
15,8% компаний решили перестраховаться и попробовать запрашивать у покупателей аванс перед выполнением их заказов. 11,6% опрошенных, наоборот, считают, что им необходимо отступить от авансирования вендеров.
Разделились во мнениях почти 16% респондентов: их большая часть планирует повысить цены на продукцию, а 2,1% уверены, что цены нужно снизить.

Потенциал в работе с дружественными странами в отчётном периоде увидели 12,6% опрошенных компаний. Они планируют перенаправить свои экспортные пути на их рынки.
Аналитики выяснили, что менее 10% промышленных предприятий рассчитывают продать непрофильные активы, а также изменить порядок затрат, не снижая объёмы производства.
В целом ничего не изменилось
В завершение отчёта о состоянии российской промышленности и экономики во втором квартале 2023 года эксперты РСПП отметили: соотношение ответов респондентов особенно не изменилось. Однако частота ответов о намерении сократить расходы снизилась на 10 п. п.
Так, 84,4% опрошенных, которые намерены «затянуть пояса», сначала возьмутся за убавление административно-хозяйственных расходов. Половина от этого числа компаний — 39,1% —планирует меньше тратиться на сырьё и комплектующие. Ещё 28,1% респондентов собираются реже обращаться за услугами в консалтинговые и другие службы.
10% организаций считают, что сэкономить средства им поможет временное снижение вклада в благотворительность и соцпрограммы их регионов.
Меньше 5% участников опроса намерены экономить деньги на персонале. Аналитики отметили, что в опросе первого квартала 13,5% компаний намеревались урезать штат сотрудников, а в январе 2023 года ответ был популярен у целых 28% респондентов, во втором квартале эта тенденция снизилась ещё больше. Это, вероятно, говорит о ценности сотрудников в условиях дефицита кадров.
Также стоит отметить, что во втором квартале 2023 года выросла популярность ответов о требовании авансов с 12 до 15,8 %. Кроме того, большее число компаний начало задумываться и о повышении цен на свою продукцию с 12 до 16 %.