Александр Дубровкин: «Потенциал развития электротранспорта в России огромен»
19 марта 2024
Фото предоставлено АО «РЭД»

Александр Дубровкин: «Потенциал развития электротранспорта в России огромен»

Россия предпринимает меры для снижения всё ещё высокой зависимости критически важных отраслей промышленности от импорта. Вопросы импортозамещения были в центре внимания Владимира Путина в ходе его поездки по предприятиям Челябинской области в середине февраля.

Президент, в частности, осмотрел производственную площадку совместных предприятий ПАО «Транснефть» и промышленной группы «КОНАР» — АО «Транснефть Нефтяные Насосы» и АО «Русские Электрические Двигатели» («РЭД»). Оба предприятия имеют самое непосредственное отношение к импортозамещению. Их ввод в эксплуатацию позволил полностью исключить зависимость от зарубежной продукции в основных видах оборудования для нефтетранспортной отрасли, прежде всего магистральных и подпорных насосных агрегатов, а также высоковольтных двигателей для них.

Александр Дубровкин, генеральный директор ООО «ПК Транспортные системы» («ПК ТС»)
Александр Дубровкин, генеральный директор ООО «ПК Транспортные системы» («ПК ТС»). Фото предоставлено ООО «ПК ТС»

Институт развития технологий топливно-энергетического комплекса (ИРТТЭК) совместно с производителем промышленных электродвигателей — заводом «РЭД» через серию интервью
с представителями крупных российских промышленных предприятий раскрывает ситуацию с импортозамещением в их компаниях и направления развития в ближайшем будущем. Особый интерес в рамках исследования представляют предприятия тех отраслей, которые используют электродвигатели у себя в производстве.

Александр Дубровкин, генеральный директор ООО «ПК Транспортные системы» («ПК ТС»), одного из крупнейших российских производителей электротранспорта: трамваев, троллейбусов, электробусов, — рассказывает о своём предприятии и проблемах, возникших в связи с санкциями.

— Как обстоит дело с импортозамещением у вас на предприятии. Насколько оно осложнило вашу работу?

— В этом году «ПК Транспортные системы» исполнится 11 лет. Компания начинала работу, когда слово «санкции» уже появилось в нашем лексиконе, а скачки курса валют пугали всех, кто вёл дела с иностранными компаниями. Поэтому нам важно было наладить деятельность предприятия таким образом, чтобы геополитическая ситуация не оказывала на неё существенного влияния.

В достижении этой цели нам помогли два важных стратегических решения: ориентация на российских поставщиков комплектующих и развитие собственных компетенций. Такой подход позволил «ПК ТС» не только оставаться на плаву, но и войти в число лидеров среди отечественных производителей электротранспорта.

Не могу сказать, что разрыв с западными поставщиками дался нам легко, но признаюсь: могло быть хуже. Логистические цепочки удлинились, партнёры перестали работать по пост-оплате, пришлось использовать кредитные инструменты и перестраивать бизнес-процессы. Несмотря на все эти сложности, нам удалось выстоять и в короткие сроки наладить успешную работу.

Не скажу, что уход западных компаний, специалистов и технологий ничего не изменил, но и к технологическому отставанию он не привёл.

В России хорошая инженерная школа, и нам есть чем гордиться. Например, в прошлом году мы представили электробус «Генерал». В нём впервые в мире реализована технология комбинированного восполнения заряда тяговых батарей.

  В. Путин знакомится с заводом нефтяных насосов и электроприводов «РЭД»
В. Путин знакомится с заводом нефтяных насосов и электроприводов «РЭД». Фото: kremlin.ru. Лицензия CC BY 4.0

— Какого уровня локализации вам удалось достичь на сегодняшний момент?

— В 2021 году локализация производства трамваев «ПК ТС» составляла 80%, а в 2023 — уже 95%. Мы полностью перешли на российские лакокрасочные материалы, заменили масла и смазки, некоторые элементы трамвайной тележки. Двигатели для трамваев серийно производят Сарапульский и Псковский электромашиностроительные заводы.

Уровень локализации троллейбусов достигает 85%, и мы продолжаем искать российских поставщиков комплектующих. Недостающие элементы сейчас закупаем у поставщиков из стран Евразийского экономического союза и Китая.

Добиться стабильной работы предприятия было непросто. Во-первых, увеличились сроки поставок комплектующих из-за рубежа. Во-вторых, процесс поиска альтернативных поставщиков сам по себе довольно сложный. Да и производителям комплектующих не так просто выйти на нужные нам объёмы. Им тоже требуется время для перестройки производственных процессов, отработки технологий, подтверждения качества изделий.

— Какие перспективы вы видите для развития электротранспорта в стране?

— Потенциал развития электротранспорта в России огромен. Почти 90% трамвайного парка изношено. Его использование неэффективно и небезопасно. По нашим данным, требуется заменить 10‒13 тыс. вагонов.

У троллейбусов дела с износом чуть лучше, но России нужно 22‒25 тыс. новых троллейбусов. Производителям потребуется около десяти лет, чтобы справиться с такими объёмами.

Необходимо принять госпрограмму, которая позволит регионам закупать новый подвижной состав, а нам, соответственно, даст возможность увеличить горизонт планирования и инвестировать средства в развитие новых технологий. Если санкции будут смягчены, то мы сможем поставлять свою продукцию за рубеж, тем более что такой опыт у нас уже есть.

Беседа през­идента России с представите­лями заводов​ в рабочем цеху «РЭД»
Беседа през­идента России с представите­лями заводов​ в рабочем цеху «РЭД». Фото: kremlin.ru. Лицензия CC BY 4.0

— Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке высоковольтных двигателей большой мощности? Есть ли проблемы с ассортиментом, ценами, сроками изготовления, надёжностью, ресурсом или другие?

— Есть сложности с разработкой тяговых асинхронных двигателей на 100 кВт и более, вписывающихся в габаритные размеры производимого нами сейчас электротранспорта.
Но я уверен, что в нашей стране достаточно опытных специалистов и талантливой креативной молодёжи, способной разработать двигатели, необходимые для производства скоростной тележки для будущих проектов метротрама, который сочетает в себе особенности метрополитена
и трамвая, трамтрейна, позволяющего трамваю использовать железнодорожные пути, и других проектов легкорельсового транспорта.


АО «Русские Электрические Двигатели» (АО «РЭД»)

АО «Русские Электрические Двигатели» (АО «РЭД»)

Предприятие по производству высоковольтных электродвигателей было создано в октябре 2015 года в Челябинске при участии ПАО «Транснефть» (90%) и АО «КОНАР» (10%). Основной профил — выпуск полностью импортозамещенных промышленных высоковольтных взрывозащищённых синхронных и асинхронных электродвигателей горизонтального и вертикального размещения. На заводе реализован полный цикл производства данной продукции.

red.transneft.ru


Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)

Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)

Изучает общие и частные проблемы энергетики, взаимосвязи различных энергетических отраслей с экономическими и политическими процессами. Материалы института призваны помочь специалистам, связанным с энергетическим комплексом, как в создании реалистичной картины функционирования отдельных энергетических направлений, так и в понимании ситуации в российской и мировой энергетике.

irttek.org

Этот материал опубликован в журнале
Промышленные страницы №2, 2024.
Смотреть другие статьи номера
Автоматизация
Рекомендуем
Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
Популярное на сайте
Бизнес-кейсы
Индустрия 4.0
Подпишитесь на Телеграм-канал