Александр Дубровкин: «Потенциал развития электротранспорта в России огромен»
Реклама. ПАО «Транснефть» ИНН 7706061801
Erid: 4CQwVszH9pWwJxqaogb
Россия предпринимает меры для снижения всё ещё высокой зависимости критически важных отраслей промышленности от импорта. Вопросы импортозамещения были в центре внимания Владимира Путина в ходе его поездки по предприятиям Челябинской области в середине февраля.
Президент, в частности, осмотрел производственную площадку совместных предприятий ПАО «Транснефть» и промышленной группы «КОНАР» — АО «Транснефть Нефтяные Насосы» и АО «Русские Электрические Двигатели» («РЭД»). Оба предприятия имеют самое непосредственное отношение к импортозамещению. Их ввод в эксплуатацию позволил полностью исключить зависимость от зарубежной продукции в основных видах оборудования для нефтетранспортной отрасли, прежде всего магистральных и подпорных насосных агрегатов, а также высоковольтных двигателей для них.
Институт развития технологий топливно-энергетического комплекса (ИРТТЭК) совместно с производителем промышленных электродвигателей — заводом «РЭД» через серию интервью
с представителями крупных российских промышленных предприятий раскрывает ситуацию с импортозамещением в их компаниях и направления развития в ближайшем будущем. Особый интерес в рамках исследования представляют предприятия тех отраслей, которые используют электродвигатели у себя в производстве.
Александр Дубровкин, генеральный директор ООО «ПК Транспортные системы» («ПК ТС»), одного из крупнейших российских производителей электротранспорта: трамваев, троллейбусов, электробусов, — рассказывает о своём предприятии и проблемах, возникших в связи с санкциями.
— Как обстоит дело с импортозамещением у вас на предприятии. Насколько оно осложнило вашу работу?
— В этом году «ПК Транспортные системы» исполнится 11 лет. Компания начинала работу, когда слово «санкции» уже появилось в нашем лексиконе, а скачки курса валют пугали всех, кто вёл дела с иностранными компаниями. Поэтому нам важно было наладить деятельность предприятия таким образом, чтобы геополитическая ситуация не оказывала на неё существенного влияния.
В достижении этой цели нам помогли два важных стратегических решения: ориентация на российских поставщиков комплектующих и развитие собственных компетенций. Такой подход позволил «ПК ТС» не только оставаться на плаву, но и войти в число лидеров среди отечественных производителей электротранспорта.
Не могу сказать, что разрыв с западными поставщиками дался нам легко, но признаюсь: могло быть хуже. Логистические цепочки удлинились, партнёры перестали работать по пост-оплате, пришлось использовать кредитные инструменты и перестраивать бизнес-процессы. Несмотря на все эти сложности, нам удалось выстоять и в короткие сроки наладить успешную работу.
Не скажу, что уход западных компаний, специалистов и технологий ничего не изменил, но и к технологическому отставанию он не привёл.
В России хорошая инженерная школа, и нам есть чем гордиться. Например, в прошлом году мы представили электробус «Генерал». В нём впервые в мире реализована технология комбинированного восполнения заряда тяговых батарей.
— Какого уровня локализации вам удалось достичь на сегодняшний момент?
— В 2021 году локализация производства трамваев «ПК ТС» составляла 80%, а в 2023 — уже 95%. Мы полностью перешли на российские лакокрасочные материалы, заменили масла и смазки, некоторые элементы трамвайной тележки. Двигатели для трамваев серийно производят Сарапульский и Псковский электромашиностроительные заводы.
Уровень локализации троллейбусов достигает 85%, и мы продолжаем искать российских поставщиков комплектующих. Недостающие элементы сейчас закупаем у поставщиков из стран Евразийского экономического союза и Китая.
Добиться стабильной работы предприятия было непросто. Во-первых, увеличились сроки поставок комплектующих из-за рубежа. Во-вторых, процесс поиска альтернативных поставщиков сам по себе довольно сложный. Да и производителям комплектующих не так просто выйти на нужные нам объёмы. Им тоже требуется время для перестройки производственных процессов, отработки технологий, подтверждения качества изделий.
— Какие перспективы вы видите для развития электротранспорта в стране?
— Потенциал развития электротранспорта в России огромен. Почти 90% трамвайного парка изношено. Его использование неэффективно и небезопасно. По нашим данным, требуется заменить 10‒13 тыс. вагонов.
У троллейбусов дела с износом чуть лучше, но России нужно 22‒25 тыс. новых троллейбусов. Производителям потребуется около десяти лет, чтобы справиться с такими объёмами.
Необходимо принять госпрограмму, которая позволит регионам закупать новый подвижной состав, а нам, соответственно, даст возможность увеличить горизонт планирования и инвестировать средства в развитие новых технологий. Если санкции будут смягчены, то мы сможем поставлять свою продукцию за рубеж, тем более что такой опыт у нас уже есть.
— Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке высоковольтных двигателей большой мощности? Есть ли проблемы с ассортиментом, ценами, сроками изготовления, надёжностью, ресурсом или другие?
— Есть сложности с разработкой тяговых асинхронных двигателей на 100 кВт и более, вписывающихся в габаритные размеры производимого нами сейчас электротранспорта.
Но я уверен, что в нашей стране достаточно опытных специалистов и талантливой креативной молодёжи, способной разработать двигатели, необходимые для производства скоростной тележки для будущих проектов метротрама, который сочетает в себе особенности метрополитена
и трамвая, трамтрейна, позволяющего трамваю использовать железнодорожные пути, и других проектов легкорельсового транспорта.
АО «Русские Электрические Двигатели» (АО «РЭД»)
Предприятие по производству высоковольтных электродвигателей было создано в октябре 2015 года в Челябинске при участии ПАО «Транснефть» (90%) и АО «КОНАР» (10%). Основной профил — выпуск полностью импортозамещенных промышленных высоковольтных взрывозащищённых синхронных и асинхронных электродвигателей горизонтального и вертикального размещения. На заводе реализован полный цикл производства данной продукции.
red.transneft.ru
Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Изучает общие и частные проблемы энергетики, взаимосвязи различных энергетических отраслей с экономическими и политическими процессами. Материалы института призваны помочь специалистам, связанным с энергетическим комплексом, как в создании реалистичной картины функционирования отдельных энергетических направлений, так и в понимании ситуации в российской и мировой энергетике.
irttek.org