Россия и Индия: успешные торговые партнёры?
Задача по переориентации экспорта на другие рынки как никогда остро встала перед российскими промпредприятиями в 2022 году, когда санкционная политика западных стран стала приобретать ранее невиданные масштабы. Давление на бизнес и промышленность сегодня можно назвать беспрецедентным, однако даже в столь нелёгких условиях компании находят новых зарубежных партнёров и заключают с ними взаимовыгодные соглашения.
Одним из перспективных направлений для экспорта различной продукции эксперты считают Индию. Разумеется, многие компании возлагают большие надежды на китайский рынок, который способен поглотить многое, если не всё, однако и в бывшей «жемчужине британской короны» российским предприятиям есть к чему присмотреться.
Индия — конкурент для Китая?
В марте 2024 года в рамках круглого стола «Торгово-экономическое сотрудничество России и Индии в новых условиях. Поиск путей развития» эксперты обсудили возможности сотрудничества между двумя странами и подвели итоги уже существующих партнёрств в различных сферах — от торговли до взаимодействия в области высоких технологий.
Андрей Кортунов, научный руководитель РСМД и участник круглого стола, отметил, что специфичные связи, сложившиеся между Россией и Индией, можно охарактеризовать как «счастливый брак без детей». Страны давно достигли политического взаимопонимания, однако в экономических отношениях долгое время наблюдался значительный спад.
В последние годы товарооборот между Индией и РФ вырос, однако в отношениях между Нью-Дели и Москвой по-прежнему заметно много нерешённых проблем. Основным драйвером торговли был и остаётся экспорт российской нефти, торговый дефицит, по словам эксперта, ежегодно составляет свыше 50 млрд долларов, а на торговле негативно сказываются санкционные ограничения.
В то же время экономика Индии растёт, по оценкам специалистов, крайне стремительно. Согласно некоторым прогнозам, уже к середине XXI века эта страна по размеру экономики может обогнать КНР.
При этом индийцы не только активно закупают российскую продукцию, но и импортируют в Россию ряд важных товаров. В их число входят машинное оборудование, электрооборудование, а также чёрные металлы. Согласно данным, представленным Лидией Кулик, руководителем направления по исследованиям Индии Института развивающихся рынков СКОЛКОВО, объём двусторонней торговли между РФ и Индией составил 65 млрд долл., 60 млрд долларов с российской стороны и 5 млрд долларов — с индийской.
Зависимость экономики страны от одного внешнего партнёра — это серьёзная проблема, так как монополизация редко когда приводит к положительным результатам. В условиях санкций Россия себе на беду взрастила достаточно неприятную привязанность к определённому азиатскому рынку: Китай захватывает всё больше пространства. Разумеется, КНР во многом является надёжным партнёром, но стоит задаться вопросом: а всегда ли предприимчивые китайцы будут на нашей стороне? Останутся ли они с Россией, если политические ветра однажды подуют в другую сторону? Потому над созданием «подушки безопасности» стоило думать, как говорится, ещё вчера.
Пора решать проблемы
И Индия, считают эксперты, может стать такой подушкой. Вот только для начала стоит решить несколько важных проблем и задач, в числе которых, например, немаловажное место занимает развитие Международного транспортного коридора «Север — Юг».
Он пролегает от морского порта Санкт-Петербурга до крупного порта, расположенного на западном побережье Индии, — Мумбая. Расстояние у этого пути немалое — 7200 км, и включает оно морские пути от порта Мумбай до иранских портов Чехбехар и Бендер-Аббас, железнодорожные пути через Россию, Азербайджан и Иран, морские перевозки в Каспийском море, а также автомобильные магистрали через территории сразу нескольких стран — Армении, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирана и России.
Соглашение о его создании было подписано в далёком 2000 году, однако отправка первых коммерческих грузов по транспортному коридору произошла только в 2022-м.
Стоит также отметить, что западная часть МТК всё ещё отсутствует. Речь идёт о строительстве железной дороги длинной 162 км между городами Решт и Астара в Иране. Ввести эту часть в эксплуатацию планируют только в 2025 году. При этом специалисты и пользователи МТК давно отмечают, что с железнодорожной частью коридора возникают сложности: железные дороги в Иране, Казахстане и Туркменистане отличаются низкой пропускной способностью. А вот в России вопросы вызывают автомобильные дороги.
Внимание стоит уделить и морским перевозкам: маршрут, пролегающий по воде, отмечают эксперты, до сих пор сдерживается недостаточной мощностью портов. Да и не ко всем из них может спокойно подъехать железнодорожный состав.
Поэтому для совершенствования отношений между Россией и Индией требуется скорректировать планы развития МТК «Север — Юг»: продумать инфраструктуру, определить единого оператора для этого коридора, наладить взаимодействие с бизнесом и т. д.
Также, считает Лидия Кулик, важными шагами на пути к сотрудничеству для обеих сторон станут сопряжение платёжных систем «Мир» и RuPay, заключение соглашения о зоне свободной торговли между Индией и ЕАЭС и отдельного соглашения между странами о защите совместных инвестиций.
Последнее особенно важно в рамках растущего сотрудничества в области торговли энергоресурсами и развития энергетического партнёрства. Например, сегодня индийские компании активно инвестируют средства в совместные нефтегазовые проекты, российские, в свою очередь, вкладываются в индийские НПЗ. В перспективе стороны могут совместно работать в сферах атомной энергетики, низкоуглеродного развития, возобновляемой энергетики и т. д.
Когда избыток валюты вредит
Ещё одна актуальная проблема во взаимоотношениях между странами — торговый дисбаланс и избыток рупий у РФ. Эксперты Российского совета по международным делам (РСМД) считают, что для успешного развития связей сторонам необходимо диверсифицировать торговлю.
Таким мнением специалисты поделились в докладе «Российско-индийские отношения в более широком геополитическом контексте».
«Год за годом Москва всё больше разворачивается на восток, укрепляя свои связи с Китаем, в то время как Нью-Дели разворачивается на запад, укрепляя связи с США. Если эта тенденция сохранится, то две дружественные страны в конечном итоге могут оказаться в противоположных геополитических и экономических блоках, разделив евразийское пространство на две части», — цитирует документ РБК.
Эксперты считают, что для устранения данной трудности странам необходимо как можно скорее начать «трезвый, откровенный диалог» и наращивать объёмы двусторонней торговли. Однако следует учитывать важный момент: из-за торгового дефицита в предшествующие годы в России существует излишек рупий, который затрудняет торговые расчёты.
Специалисты считают, что у данной проблемы есть потенциальное решение — инвестиции в инфраструктурные проекты или производство продукции в Индии в рамках нацпрограммы Make in India.
Долгое время Индия не была в фокусе внимания России. Сотрудничество с этой страной, как отметил Иван Данилин, руководитель Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, развивалось по остаточному принципу. Но индийцы заинтересованы в наших инвестициях, кадрах, технологиях и т. д.
Поэтому, отметил эксперт, стороны должны не просто заниматься трансфером определённых решений, а работать над созданием совместных производств. Россия, например, может запускать в Индии предприятия по изготовлению запчастей, аналогов лекарственных средств и т. д. — товаров, которые из-за санкционных ограничений оказались в дефиците.
Индийцы, в свою очередь, могут нарастить поставки своей продукции в разных отраслях, от сельскохозяйственной до станкостроительной. Также, считают в РСМД, решить проблему могли бы упрощение таможенных процедур и логистики — вопрос, опять же, заключается в темпах и качестве развития МТК «Север — Юг».