Алюминий: какие у него перспективы?
С начала развития авиастроения за алюминием закрепилось определение «крылатый металл», хотя он получил широкое распространение в самых разных отраслях, включая мостостроение, строительство зданий, судо- и автостроение. В советские времена популярность этого металла была колоссальной, однако после распада СССР многие технологии оказались утрачены.
Сегодня стоит задача по их восстановлению и обновлению с учётом возможностей современной отечественной промышленности. В то же время во всём мире популярность алюминия продолжает расти. Он становится альтернативой меди в энергетических кабелях, замещает сталь в двигателях, конструкциях морских и речных судов, парит над землёй в составе мостовых сооружений.
Несмотря на санкционные ограничения, экспорт алюминия из России увеличивается за счёт роста потребления в «дружественных» странах. Так, по данным Главного таможенного управления Китая, экспорт российского алюминия в КНР в январе–сентябре 2023 года в физическом выражении вырос втрое в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 806 250 тонн. Увеличилась и доля России в китайском импорте металла — с 76,1 до 84,3 %.
«Мы рассматриваем Китай в качестве партнёра по реализации проектов промышленной кооперации. Российский алюминий, произведённый с использованием чистой возобновляемой гидроэнергии, имеет один из самых низких показателей углеродного следа в мире и позволяет снизить углеродный след по всей производственной цепочке вплоть до конечного продукта. В этом наше преимущество.
При этом нам есть чему поучиться у китайских партнёров, особенно в части внедрения инноваций и построения высокотехнологичного сектора даунстрим», — пояснила председатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская, комментируя участие организации в Китайской алюминиевой неделе, которая прошла в сентябре 2023 года.
В ходе этого мероприятия был подписан меморандум о сотрудничестве Алюминиевой ассоциации с Ассоциацией цветной металлургии Китая. Впервые такое соглашение организации заключили в 2016 году в рамках Петербургского международного экономического форума. Новый документ предусматривает обмен опытом между специалистами двух стран, содействие научно-техническому сотрудничеству и построению зелёной экономики, а также другие важные направления взаимодействия.
В поисках утраченного
При этом актуальным остаётся вопрос о развитии внутреннего спроса на продукцию отрасли. В Алюминиевой ассоциации прогнозируют существенное увеличение использования алюминия российскими предприятиями — более чем на 400–500 тыс. тонн к 2026 году, до 1,5 млн тонн ежегодно. А к 2030 году объёмы его потребления внутри страны должны составить 2 млн тонн, то есть примерно половину всего производимого в России алюминия. Такие цифры озвучила Ирина Казовская в ходе XVIII Национального промышленного конгресса на сессии «Металлургия: новый вектор развития».
«Ещё несколько лет назад в России были ограничения на применение алюминия. Несмотря на то, что весь мир использовал его во всех отраслях. Тем не менее уже есть немало сфер, где мы научились за очень короткий промежуток времени применять алюминий, сняли административные барьеры: строительство, инфраструктура, энергетика, алюмохимия и т. д.», — перечислила г-жа Казовская.
Один из ярких тому примеров — возвращение алюминия в жилищное строительство.
Алюминиевый сплав в электропроводке — это ноу-хау последнего времени для России. В мире же практика использования проводки из алюминиевого сплава широко распространена. Вот уже несколько лет проводку из высокотехнологичных алюминиевых сплавов активно используют в России при строительстве многоквартирных домов.
А в последнее время освоено производство целого спектра кабельной продукции с применением алюминиевых сплавов, которая может применяться в метрополитене, нефтегазовой отрасли, уличном освещении и во многих других сферах, где предъявляются повышенные требования к надёжности. Такие кабели безопасны и эффективны, а за счёт своей низкой стоимости по сравнению с медными аналогами позволяют существенно экономить на проектах.
Задача кабельщиков — донести до потребителей необходимость перехода с меди на алюминий, отмечает руководитель сектора «Энергетика» Алюминиевой ассоциации, генеральный директор ГК «Москабельмет» Павел Моряков. По его словам, алюминий обладает большим преимуществом — он позволяет на 50% сократить стоимость текущих проектов.
Это особенно актуально в текущих реалиях, поскольку алюминий в отличие от меди в меньшей степени подвержен ценовым колебаниям. Динамика цен на металлы является важным фактором при расчёте проектов, реализуемых в перспективе трёх-пяти лет. Кабельщики уже сейчас планомерно переходят на алюминиевую кабельно-проводниковую продукцию и намерены доказать, что в большинстве проектов можно применять алюминий 8ххх серии.
Обратно под землю
Во всём мире около 25% производимого алюминия используется в строительной отрасли. У этого металла большое будущее в этой сфере, убеждена председатель Алюминиевой ассоциации.
«Восемь лет назад мы обсуждали с Минстроем перспективы увеличения потребления алюминия в строительстве. Никто не верил в успех, несмотря на мировой опыт. Однако все последние 30 станций метро построены с применением алюминиевых решений», — подчеркнула Ирина Казовская, выступая на сессии промышленного конгресса.
Впервые использовать серебристый металл для отделки интерьера московского метрополитена начали в 1970-е годы. В 1972-м анодированный алюминий применяли для облицовки колонн на станции «Октябрьское поле». А три года спустя открылась станция «Щукинская», стены которой отделаны анодированным «под бронзу» алюминиевым профилем. Холлы станции «Медведково» украшены пирамидками из того же анодированного алюминия, которые символизируют ледяные глыбы.
Из-за технологических ограничений алюминий на этом этапе использовали в основном для локальной отделки.
И только около десятилетия назад появилась возможность изготавливать большеформатные панели и выполнять структурное остекление на базе алюминиевого профиля. Благодаря этому на пересадочных пунктах столичного метрополитена появились витражи, сотовые панели, защитные зонты, солнцезащитные панели, вертикальные реечные панели на потолке и другие оригинальные конструкции.
Примеры таких решений можно найти на станциях «Пыхтино», «Аэропорт Внуково», «Мичуринский проспект», «Савеловская», «Авиамоторная», «Электрозаводская» и других. По словам президента Союза архитекторов России Николая Шумакова, проектировщики всё чаще выбирают алюминий при строительстве и реконструкции станций метрополитена, поскольку он позволяет воплощать в жизнь самые смелые архитектурные замыслы и работать в разной стилистике — от исторических реминисценций до смешения стилей в формате фьюжен.
И вновь устремляясь ввысь
Комментируя перспективы развития внутреннего спроса на алюминий, председатель ассоциации напомнила, что, несмотря на всю промышленную мощь Советского Союза, многие компетенции осваиваются буквально «с нуля», например, мостостроение.
До 2017 года в России был построен лишь один мост из алюминиевых сплавов — в Санкт-Петербурге. Благодаря инициативе Алюминиевой ассоциации в 2017 году в Нижегородской области были реализованы первые в современной России пешеходные мосты из алюминиевых сплавов.
Практика их возведения быстро распространилась и на другие города: Москву, Тулу, Самару и др. Технологический прорыв продолжается: первый в России алюминиевый пешеходный переход над железной дорогой ввели в этом году в Красноярске. Мост длиной 151 м и шириной 3 м простёрся над Транссибирской магистралью и улицей Семафорной.
Сейсмостойкость, надёжность и долговечность, стойкость к коррозии и перепаду температур, а также низкий вес при высокой удельной прочности — именно эти характеристики конструкций, выполненных с применением алюминиевых сплавов, привлекли внимание железнодорожников, что и сделало возможным строительство нового перехода через Транссиб.
Кроме того, благодаря высокой скорости монтажа удалось сохранить привычный график движения пассажирских и грузовых поездов. Руководитель направления по транспортной инфраструктуре Алюминиевой ассоциации России Евгений Васильев именно этим объяснил тот факт, что алюминию было отдано предпочтение перед традиционной сталью. По его словам, установка стальных пролётов — долгая и сложная процедура, требующая продолжительных остановок движения на дороге. Тогда как монтаж алюминиевого моста занимает считаные часы: конструкцию собирают на площадке и затем устанавливают в проектное положение.
Пример красноярских конструкторов вдохновил их коллег из других регионов: подобные мостовые переходы вскоре появятся в Тульской и Кемеровской областях. Причём для столицы края это уже седьмой мост, построенный с применением алюминиевых сплавов. Среди них пешеходный вантовый мост «Арфа», установленный в 2021 году и ведущий с площади Мира к одноимённому музейному комплексу. Из алюминия выполнены несущие элементы двух пролётных строений моста. Его общая протяжённость составляет 57 м, ширина — 6 м.
Металл для всех семи красноярских мостов произвели на Красноярском металлургическом заводе. Как пояснил генеральный директор завода Олег Буц, металлоконструкции «Арфы» выполнены из очень прочного сплава алюминия с кремнием, марганцем и магнием, а гарантия на все несущие системы моста составит более 50 лет.
Следующий шаг — первый в Евразии алюминиевых автодорожный мост. Его планируется возвести в Борском районе Нижегородской области. Он свяжет два берега реки Линда на дороге Нижний Новгород — Городец.
Да и в целом количество мостов, построенных из алюминиевого сплава, в России растёт с каждым годом. Большой жизненный цикл и низкая стоимость владения делают алюминиевые мосты дешевле аналогов. В настоящее время при содействии Алюминиевой ассоциации 63 мостовых сооружения находятся в разной степени реализации, включая экспортные проекты пешеходных мостов, которые востребованы за рубежом в силу своих уникальных экологических свойств.
Неплохой результат, учитывая, что в течение скольких лет в нашей стране не применяли алюминиевые конструкции для возведения таких строений. Для сравнения — в Китае, где эти традиции были сохранены, а технологии беспрерывно совершенствовались, мосты из алюминия строят только пешеходные.
Роль регионов
На заседании Координационного совета по промышленной политике в металлургическом комплексе при Минпромторге России в ходе выставки «Металл-Экспо» Ирина Казовская озвучила, что на российский первичный алюминий приходится 5,6% мирового производства. При этом только четверть данного объёма потребляется на внутреннем рынке. По мнению участников ассоциации, это связано с как с недостаточными мощностями высоких переделов, так и с низким уровнем внутреннего спроса.
«Применение алюминия обеспечивает технологическую независимость страны, так как речь идёт о высоких технологиях. Мы работаем в разных отраслях — от автопрома, энергетики и электроники до судостроения. Сегодня важно определить проекты, которые являются ключевыми для обеспечения технологического суверенитета, а также номенклатуру, которую можем производить в стране», — подчеркнула председатель ассоциации.
Развитие алюминиевой отрасли тормозит та же проблема, с которой хорошо знакомы все отечественные промышленники, — дефицит квалифицированных кадров. Особенно остро ощущается нехватка компетенций по сварке и литью алюминия.
В ассоциации уверены, что решить эту задачу позволит запуск национального проекта подготовки кадров для инновационных отраслей. Кроме того, организация реализует проект по формированию региональных центров компетенций по сварке алюминиевых сплавов.
На первом региональном форуме «Алюминий для инноваций в строительстве и инфраструктуре», который прошёл в ноябре этого года в Иркутске, ассоциация анонсировала ещё один проект, целью которого является популяризация и расширение применения алюминиевых решений во всех субъектах Российской Федерации. Это реализация региональных программ по применению высокотехнологичных конструкций и изделий из алюминия и сплавов на его основе в различных сферах.
«Наша цель — повышение качества городской среды и инфраструктуры. Применяя новые инновационные экологичные решения для дорожного строительства, создания новой современной причальной инфраструктуры, строительства жилых и социальных объектов, мы повышаем качество жизни и уровень привлекательности региона.
На форуме в Иркутске мы презентовали работу по подготовке региональных программ. Участники форума поддержали инициативу Алюминиевой ассоциации. Совместными усилиями на базе Минэкономразвития будут разработаны планы по расширению использования высокотехнологичных конструкций и изделий из алюминия и алюминиевых сплавов, что в конечном итоге приведёт к формированию более качественной, экологичной и комфортной среды», — пояснила Ирина Казовская.
Вторичный ресурс
Примечательно, что «алюминиевый вопрос» не единожды поднимался в ходе Национального промышленного конгресса. На стратегической сессии «Развитие промышленной кооперации и инвестиционных проектов в рамках ЕАЭС» заместитель председателя Алюминиевой ассоциации Артём Асатур рассказал об инициативах по поддержке отечественных предприятий, прилагающих усилия к снижению своего воздействия на климат и экологию.
«Алюминиевая отрасль сегодня должна работать в новых условиях, которые во многом определяются ESG-повесткой, не утратившей своей актуальности. Наши инициативы направлены на устойчивое промышленное развитие и налаживание кооперационных связей в рамках ЕАЭС», — подчеркнул г-н Асатур.
Зелёная повестка действительно помогает стимулировать потребление алюминиевой продукции. Как отметила в ходе своего выступление на конгрессе г-жа Казовская, российский алюминий потому и востребован на мировом рынке, что производится с использованием возобновляемой энергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями. Это даёт возможность кратно снизить углеродный след при производстве продукции. Кроме того, алюминий можно бесконечно перерабатывать с минимальными затратами и без потери свойств.
А вот ещё один важный показатель: по количеству потребляемого на душу населения алюминия можно определить уровень технологического развития страны. Сегодня в России потребление алюминия на душу населения составляет 10 кг в год, что в два раза больше по сравнению с 2015 годом. Среднемировой показатель — порядка 15 кг на человека, а в некоторых странах — до 45 кг. Так что российской промышленности есть к чему стремиться.
Текст: Мария Кармакова