Тренды логистики: прогноз на 2025 год
В преддверии 2025 года, учитывая постоянные изменения в экономике и всех её отраслях за последние три года, трудно представить, какие перспективы нас ждут впереди.
Особенно любопытно, как изменится логистика, которая неразрывно связана с производством и торговлей. Можно сказать, что промышленность держится именно на перевозках: логистические аспекты оказывают значительное влияние на стоимость продукции, возможности партнёрства и даже на престиж производителей.
К тому же в России стремительно развивается электронный формат коммерции (e-commerce). По словам генерального директора компании LAMACON Дмитрия Красилова, даже быстрее, чем где либо, поскольку в РФ осталось много населённых пунктов, не охваченных сетью онлайн-торговли. Что уже говорит о том, что такой, как раньше, логистика уже не будет.
Более того, следуя за потребительским поведением, онлайн-канал продаж развивает практически вся традиционная розница. А для цепочек поставок развитие омниканальности представляет для отрасли серьёзную перестройку: высокая вариативность доставки последней мили, необходимость пересмотреть политику управления запасами под новый канал и потребность в новых логистических объектах для обслуживания спроса.
Редакция indpages.ru поговорила с представителями отрасли о том, что ждёт логистику в 2025 году. Эксперты рассказали о ключевых трендах, о популярности ИИ и роботизации в перевозках и хранении, а также о вызовах, с которыми логистика может столкнуться в грядущем году.
Главные тренды логистики в 2025 году
Проанализировав ответы экспертов, хочется сразу отметить, что во главе угла логистики по-прежнему будет оставаться автоматизация — задач становится больше, а контроль и качество необходимо усиливать.
Автоматизация
Как отмечает руководитель отдела продаж и маркетинга компании «Транссертико» Артём Зверев, в основном компании будут активно роботизировать склады и улучшать автоматизированные системы хранения и подбора заказов.
Как и говорилось в начале этой статьи, ключевыми аспектами этого тренда выступают e-com и маркетплейсы.
По словам директора по логистике ГК «ЕТЕ» Евгения Школьного, глобальная автоматизация коснётся как малого, так и крупного бизнеса транспортно-логистической отрасли.
«Инвестиции в это направление ежегодно растут. В ближайшее время IT-специалист станет необходим в штате логистической компании, поскольку увеличивается значимость интеграции и поддержки IT-систем», — подчёркивает г-н Школьный.
Ещё одним трендом, по мнению Евгения Школьного, в 2025 году будет внедрение криптовалюты во все системы логистического бизнеса, начиная со внутренних оплат за услуги и заканчивая международными расчётами за товары.
«Катализатор развития криптовалюты — проблема осуществления трансграничных платежей, которая требует новых решений», — объясняет эксперт.
Кроме того, эксперты отмечают важность электронного документооборота (ЭДО) в логистике и транспортной отрасли, который способствует уменьшению расходов на печать и обработку бумажных документов, одновременно снижая вероятность потери данных и ошибок, обусловленных человеческим фактором и приводящих к рискам штрафных санкций.
«По прогнозам СберКорус, доля ЭДО в транспортной отрасли России достигнет 29% в 2025 году. В 2023 году этот показатель, согласно данным компании, составлял всего 1%. Обслуживание одного бумажного документа обходится сейчас примерно в 450 рублей — это в 45 раз выше, чем обслуживание электронного документа, стоимость которого в организации оценивают всего в 10 рублей», — поделились прогнозом представители СберКорус.
Выходит, что логистика практически полностью переходит в реальность, очень близкую к виртуальной. Однако отправлять контейнеры через Интернет человечество ещё не научилось, поэтому вопрос логистических путей всё ещё является одним из важных.
Новые пути и расширение внутреннего рынка
Опустив моду на роботизированные решения, эксперты говорят о тренде, который стал для компаний необходимостью для выживания — гибкость и адаптивность логистических систем.
«Компании, которые хорошо знают все входы и выходы в различные цепочки поставок и ищут пути решения по доставке грузов, будут первооткрывателями в своих решениях и будут задавать тренды, о которых мы ещё пока не знаем», — говорит г-н Зверев.
«Согласно исследованию Gartner, всё больше компаний под влиянием мировых событий вынуждены трансформировать свою логистическую сеть. При этом основным фактором трансформации является повышение гибкости и устойчивости в рамках стратегии риск-менеджмента.
Поэтому будет расти ценность инструментов поддержки управленческих решений в логистике. В их числе — технология создания математических двойников цепей поставок, которые позволяют в безрисковой среде оценить последствия тех или иных решений и заранее продумать план действий на случай любого “что, если„», — делится генеральный директор LAMACON Дмитрий Красилов.
По мнению гендиректора Zapusk Group Алексея Равинского, адаптация компаний станет катализатором расширения внутреннего рынка. Кроме того, к этому ведёт ежегодный рост объёма грузоперевозок более чем на 10%.
Не последнее место в этом занимает переориентация торговли на восточные и южные рынки (Китай, Индия, Турция), а также развитие Северного морского пути, который может стать ключевым коридором для транзита грузов.
«На фоне изменений в международной торговле российские компании активно развивают параллельный импорт и приспосабливают логистические цепочки для обхода санкционных ограничений. Сюда относятся новые транспортные маршруты через дружественные страны и инвестиции в инфраструктуру. Например, в модернизацию пограничных пунктов на востоке и юге России», — сообщил г-н Равинский.
«Россия, вероятнее всего, будет продолжать оптимизировать Северный морской путь и маршрут «Север — Юг» через Иран для обеспечения своих потребностей в импорте и экспорте и сокращения зависимости от международных операторов и маршрутов, но это тоже долгосрочная история развития, которая покажет свою эффективность в будущем», — считает эксперт по логистике, экспорту и ВЭД, продажам нефтехимии компании-производителя моторного масла Relynolli (ООО «ТД Технохим Групп») Диана Шевцова.
Авто и контейнеры
Что касается способов транспортировки, Алексей Равинский считает, что в будущем году продолжит увеличиваться объём контейнерных перевозок, особенно транзитных (до 6% в год). Это станет возможным за счёт роста инвестиций в мультимодальные маршруты и развитие морских сервисов, которые позволят увеличить объём перевозок и сократить время доставки на 40% по сравнению с традиционными маршрутами.
Если рассматривать основные факторы, влияющие на общемировой рынок, то г-жа Шевцова отмечает следующее:
- продолжающееся смещение тренда на лидерство в грузоперевозках на Восток — так, в сфере контейнерных перевозок по-прежнему лидируют Шанхай и Сингапур с оборотами 49,16 млн ТЭУ и 39,01 млн ТЭУ соответственно.
- повышение пропускной способности на 2,75% на Ближнем Востоке — порт Джебел Али, снижение на Трансатлантическом маршруте на 0,63%.
Всё это говорит о том, что фокус активного ведения бизнеса всё больше и больше смещается на Восток, причём не только для России, но и для западных стран.
Кроме того, производственный директор NOVELCO Виктория Власова убеждена, что на первом месте в 2025 году окажется авто из Китая.
«Это основной и ключевой тренд логистики в сложившейся ситуации на 2025 год. При сложнейшей ситуации на ж/д и погранпереходах Китай — РФ, сезонности в морских перевозках и, при прочих равных, высокой стоимости в авиа, автоперевозки из Китая сегодня в ТОПе и будут держать эту позицию до середины 2025 года однозначно», — говорит эксперт.
Вместе с тем Диана Шевцова утверждает, что, несмотря на то, что основную долю рынка грузоперевозок в 2025 году по-прежнему будут занимать морские и автомобильные грузоперевозки, не стоит забывать об общемировом росте e-commerce. Этот сегмент способствует развитию сферы авиаперевозок и курьерских служб.
Г-жа Власова считает, что в следующем году также будут активно создаваться коллаборации разных логистических продуктов для сокращения транзитных сроков, стоимости или для альтернативы конкретному существующему продукту.
«Яркий пример — продукт АВИА ТIR. Продукт, совмещающий в себе соотношение цены/качества и сроков. Быстрее, чем ж/д, море и авто, и при этом ниже по стоимости авиаперевозок до 50%. И таких продуктов в 2025 году точно станет больше», — поделилась мнением Виктория Власова.
С этим прогнозом согласен и г-н Красилов, он отмечает, что уже сейчас наибольшего снижения издержек добиваются компании, которые занимаются планированием логистики совместно со своими контрагентами. В условиях высокой волатильности партнёрство при планировании логистических процессов становится ключевым фактором повышения прибыльности. Однако это требует от компаний определённого уровня зрелости.
Вызовы 2025 года
Параллельно с развитием новых направлений и внедрением технологий в логистические процессы компаниям, конечно (как и все последние несколько лет), придётся бороться с проблемами.
Вот уже сейчас, как отмечает Артём Зверев, отрасль сталкивается с рядом вызовов, связанных с геополитической обстановкой и санкционным давлением.
«Невозможно точно предсказать, как будут развиваться события после прихода к власти в США новой администрации и с учётом продолжающегося санкционного давления. Ни один аналитик или специалист не сможет дать однозначный ответ на этот вопрос», — говорит эксперт.
По его мнению, одной из основных проблем, с которой сталкивается сфера логистики аж с 2004 года и которая усугубилась с 1 декабря 2025 года в связи с изменением товарной номенклатуры из Китая, является проблема принятия платежей от китайских компаний.
Кроме того, добавил г-н Зверев, компании сталкиваются с трудностями при выходе на рынки стран Юго-Восточной Азии, таких как Индонезия, Вьетнам и Индия, где также возникают сложности с проведением платежей в местных банках.
Санкции продолжают давить
Таким образом, основные вызовы на грядущий год — это геополитическая обстановка и санкционное давление. Как отмечает производственный директор NOVELCO, игрокам рынка, как и прежде, предстоит быстрый поиск альтернативных поставщиков, маршрутов и видов доставки.
Не меньшей проблемой для компаний, со слов эксперта, является то, что Москва до сих пор остаётся логистическим центром — это сильно усложняет процессы.
«Для страны станет вызовом построение дополнительной инфраструктуры (развитие портов, построение СВХ в других городах России) в других регионах для осуществления логистики и для введения стандартов», — сообщил Артём Зверев.
«Несмотря на модернизацию ключевых транспортных узлов, существует дефицит качественных дорог, портов и железнодорожных линий, особенно в восточных и северных регионах. Поэтому расширение маршрутов, таких как Северный морской путь и коридор «Север–Юг» — ограничено», — отмечает Алексей Равинский.
Неприятное дополнение к этим вызовам — повышение транспортных расходов. Это в большей степени касается регионов с труднодоступной логистикой, где расходы на доставку существенно выше. Удорожание топлива и увеличение налогов и затрат на техническое обслуживание автопарка приведут к крупным издержкам, добавил г-н Равинский.
Так, например, для разрешения накалившейся ситуации в области железнодорожных поставок компаниям придётся предпринять целый комплекс мер: оптимизировать количество составов, решить вопрос с колеёй, заняться вопросом человеческого ресурса, который некогда был сокращён, а теперь находится в дефиците.
Вместе с тем очевидны проблемы с авиационными перевозками. По мнению Виктории Власовой, парк воздушных судов в России не отличается высокими показателями.
«Самолёты негде и нечем ремонтировать, заканчиваются детали. На данный момент это самая большая проблема. Представители авиакомпаний предлагают искать хотя бы рынок Б/У деталей, как делает тот же Иран. Своего производства у нас на данный момент практически нет и в ближайшее время не будет», — объясняет эксперт.
Не лучше ситуация обстоит и с транспортными маршрутами в Арктическом регионе, где основная проблема связана со сложной климатической обстановкой. По словам Алексея Равинского, экстремальные погодные условия угрожают стабильности транспортных маршрутов, поэтому затраты на поддержание работоспособности инфраструктуры в суровых условиях продолжат расти.
Ставка ЦБ и дефицит кадров
Говоря о транспортных и геополитических проблемах, с которыми предстоит столкнуться отрасли, её представители, конечно, не упускают из виду высокую ключевую ставку ЦБ, которая усугубляет общее положение.
В будущем году эксперты допускают её повышение до 25%. По мнению директора аналитического департамента группы компаний «Регион» Валерия Вайсберга, средняя ключевая ставка может составить 22%, не исключено, что она будет расти в течение всего первого квартала.
Евгений Школьный говорит о том, что внимание практически всех международных компаний сосредоточено на двух вызовах: ставке ЦБ, от которой зависит стоимость кредита, и вопросе трансграничных платежей.
«Скорее всего, в 2025 году нас ждёт большое количество банкротств небольших транспортных компаний и укрупнение клиентов «под крылом» крупных компаний. Пути решения проблемы международных расчётов бизнес уже находит, в наступающем году только продолжит их оптимизировать», — поделился мнением эксперт.
Ну и, конечно, насущная проблема для всех сегментов экономики страны — дефицит кадров.
Поскольку технологические улучшения требуют высококвалифицированных специалистов для работы с ИИ, робототехникой и системами автоматизации, здесь не обойтись привлечением несовершеннолетних людей или заключённых. В связи с тем, что рынок испытывает сильную нехватку специалистов, логистические процессы и внедрение цифровых решений значительно замедляются.
Спасение в адаптации
В условиях постоянных трансформаций компаниям как никогда важно быть гибкими и выносливыми, особенно когда на них давят санкции.
Каждый из игроков отрасли справляется с проблемами по-своему. Например, как отмечает руководитель отдела продаж и маркетинга компании «Транссертико», компании могут использовать свой опыт для того, чтобы ускорить процесс налаживания системы оплаты или логистической цепочки.
«Наша задача — адаптироваться и продемонстрировать свою компетентность в работе с агентами по всему миру. Мы готовы искать партнёров и агентов в других регионах, которые готовы сотрудничать с нами», — заявил г-н Зверев.
Коммерческий директор NOVELCO Тимур Савельев, в свою очередь, выделяет несколько стратегий, которыми пользуются логистические компании для того, чтобы эффективнее адаптироваться к трансформациям.
Первая из них — это диверсификация маршрутов и поставщиков. Так, для снижения зависимости от определённых регионов компании активно ищут альтернативные логистические маршруты и расширяют круг поставщиков. Это, по словам г-на Савельева, помогает избежать задержек, обусловленных политической нестабильностью или экономическими санкциями.
Вторая стратегия заключается в гибкости цепочек поставок. За счёт внедрения гибких моделей управления поставками компании могут оперативно реагировать на изменения в ситуациях. В том числе использовать множество перевозчиков, видов транспорта и складов для поддержания бесперебойного процесса поставок.
Третий путь — использовать аналитику данных и предсказательную аналитику, которые помогают логистическим компаниям прогнозировать изменения (макроэкономические показатели, новости и тренды в отрасли) и заранее адаптироваться к ним.
Кроме того, компании всё чаще осознают необходимость инвестиций в обучение и подготовку персонала. Эти вложения помогают сотрудникам лучше осваивать сложные и изменяющиеся условия, что, в свою очередь, усиливает их способность принимать оперативные и взвешенные решения, отмечает Артём Зверев.
По мнению Дианы Шевцовой, компаниям сейчас как никогда важно не только формировать самую выгодную цену и гарантировать доставку груза, но и быть в постоянном интерактиве с клиентом, для которого процесс грузоперевозки становится своеобразным квестом, за которым он наблюдает как участник большой видеоигры.
«Если компании, задействованные в логистическом бизнесе, хотят продолжать расти и развиваться, выживать в конкурентной борьбе, наращивая, а не теряя прибыль, то им следует на постоянной основе отслеживать все геополитические, социальные и экономические изменения в мире», — добавила эксперт.
«Одна из основных задач любого бизнеса — адаптироваться к внешним факторам, а ещё лучше — использовать их для укрепления своих позиций. Как именно это будет делать тот или иной бизнес — предположить сложно. Большинство решений рождаются в кругу менеджеров на мозговом штурме, иногда они настолько удивительные, что заранее предугадать их было бы невозможно», — поделился мнением в заключение эксперт.
Не пропускайте в следующем материале по теме «Тренды логистики в 2025 году»: эксперты расскажут о влиянии передовых технологий и проблем на отрасль в целом, а также на потребительские предпочтения и подготовку персонала.