Тренды логистики в 2025 году: роль ИИ и компетенции
12 декабря 2024

Тренды логистики в 2025 году: роль ИИ и компетенции

Эксперты уже рассказали о том, каких трендов в логистике можно ожидать в 2025 году и с какими вызовами отрасль будет бороться. Так, выяснилось, что основным направлением будут, как и прежде, автоматизация и цифровизация. А ключевая ставка ЦБ заставит поволноваться компании как минимум в течение первого квартала будущего года.

Поскольку передовые технологии становятся движущей силой изменений в логистике, мы решили проанализировать их воздействие на отрасль в целом. Как это отражается на выборе потребителей? Или на ключевых логистических процессах? Какие проблемы возникают перед работодателями в связи с подготовкой специалистов? На эти вопросы ответили эксперты.

Интеллектуальная революция

Мы уже знаем, что глобальная автоматизация коснётся как малого, так и крупного бизнеса транспортно-логистической отрасли. Эксперты говорят, что в основном эти технологии будут влиять на складские услуги, касающиеся маркетплейсов и внутреннего рынка, у которых очень большие объёмы и которые выходят за рамки 4PL-логистики. Электронная коммерция набирает стремительные обороты развития.

Эксперты уверены: на этом фоне влияние технологий, безусловно, усилится.

«В 2025 году в большей степени на логистику повлияют автоматизация складов и использование ИИ для управления цепочками поставок. Системы на базе ИИ будут в реальном времени анализировать данные о дорожной обстановке, погодных условиях и загруженности транспортных узлов, чтобы выбирать оптимальные маршруты.

Это сократит расходы на транспорт и время в пути. ИИ уже может предсказывать задержки и перенаправлять грузы, чтобы избежать простоев», — считает генеральный директор Zapusk Group Алексей Равинский.

«Очевидно, что в будущем автоматизация и ИИ будут применяться всё больше, постепенно забирая у операторов рутинные ежедневные задачи, что сократит ошибки планирования, исключит «человеческий фактор», повысит качество предоставляемых услуг. Безусловно, это глобально скажется на уровне занятости кадров.

Специалистам придётся встроиться в меняющуюся структуру рынка логистики и быстро адаптироваться к новым задачам, которые придут на смену рутинной работе», — утверждает руководитель по складской логистике компании «Бигам» Руслан Байрамгалин.

Он также добавил, что на складе «Бигам» внедрили систему оптимального распределения товара по филиалам, которая учитывает потребность в том или ином товаре в конкретном регионе, сезонность, наилучшую утилизацию транспорта; кроме того, обновляется WMS-система, которая позволит эффективнее планировать работы складского комплекса, начиная с планирования поступления товара до отгрузки в срок.

Вместе с тем компания планирует внедрять TMS-систему, которая значительно автоматизирует труд логистов, позволит наиболее эффективно составлять маршруты транспорта, точнее прогнозировать срок доставки и снизить затраты на логистику.

Тренды логистики в 2025 году: роль ИИ и компетенции

Производственный директор NOVELCO Виктория Власова также убеждена, что в будущем влияние технологий на логистические процессы будет только увеличиваться.

«Один из ярких примеров — внедрение ИИ в калькуляторы расчёта ставок внутри логистических операторов и компаний — уже сегодня показал, что искусственный интеллект способен сделать работу, на которую человек затрачивает часы, за считанные секунды.

ИИ собирает огромные объёмы данных, которые есть внутри компаний, анализирует и выдаёт на запрос ставки по тому или иному направлению массу вариантов, как по стоимости, так и по условиям и маршрутам. Что получает в итоге логистический оператор? Скорость реакции на запрос клиентов, повышение репутации и возможность быть первыми на фоне конкурентов.

Отпадает необходимость содержать большой штат расчётчиков и сокращается число низкоквалифицированного персонала для сбора большого массива данных. В приоритете исключительно высококвалифицированные сотрудники», — рассказала г-жа Власова.

При этом руководитель отдела продаж и маркетинга компании «Транссертико» Артём Зверев считает, что до тех пор, пока человеческий ресурс может обеспечить эффективную и бесперебойную работу, внедрение технологий не будет столь широким.

«Выставка «TransRussia», которая ранее не была объединена с выставкой «Складтех», теперь является единой. Это означает, что логистика и складирование товаров выстраиваются одновременно.

Искусственный интеллект и автоматизация могли бы стать необходимыми инструментами в руках государства и логистических компаний в качестве высокотехнологичных методов отслеживания груза, но пока мы видим, что геополитическая ситуация не может позволить этому развиться в данный момент времени», — объяснил свою точку зрения эксперт.

Генеральный директор LAMACON Дмитрий Красилов, в свою очередь, также отмечает, что ИИ поможет в рутине, но не решит всех задач.

«Ряд прикладных задач в логистике можно решать с помощью искусственного интеллекта, например, при инвентаризации складов или маршрутизации транспорта. Однако в решении оптимизационных задач (где оптимально открыть новый склад?) машинный разум проигрывает математическим методам», — говорит г-н Красилов.

«Да, есть системы, которые помогают анализировать оптимизацию маршрутов, прогнозирование спроса, управление запасами, но эти глобальные задачи ИИ пока не может закрыть полноценно, необходима рука человека», — подтверждает вышесказанное директор по логистике ГК «ЕТЕ» Евгений Школьный.

Ну а пока автоматизация не может справиться со всеми логистическими задачами лучше человека и традиционных математических методов, она будет развиваться, а процессы будут становиться всё более точными и эффективными. Так считает руководитель проектов группы ИТ-компаний TeamIdea Александр Покрашевский.

Тренды логистики в 2025 году: роль ИИ и компетенции

Потребительские предпочтения тоже меняются

 В основном эксперты говорят, что этот аспект во многом будет зависеть от экономической ситуации.

Однако уже сейчас, как говорит г-н Зверев, известно, что «Вайлдберриз», например, будет сотрудничать напрямую с Китаем, что позволит компаниям вести более низкую ценовую политику. 

А вот сервис «СДЭК.Шопинг», который, казалось бы, должен набрать популярность и более активно запустить работу с Америкой и Гонконгом, вероятно, не будет таким востребованным из-за покупательских возможностей граждан, считает эксперт.

Кроме того, он отмечает, что такие категории товаров, как одежда, электроника и косметика, сохранят свою популярность. Но основные закупки будут касаться не готовых товаров, а сырья и комплектующих, поскольку уже в этом году заметно увеличилось число новых отечественных предприятий.

«Для крупных B2B-компаний ситуация не изменится. Они будут продолжать импортировать запасные части к станкам. Есть риски замедления экономики, что снизит объёмы в целом, но тут очень сложно предугадать ситуацию», — добавил Артём Зверев.

Рост интереса со стороны потребителей к онлайн-покупкам вынуждает компании продолжать работать над созданием локальных распределительных центров, считает г-н Покрашевский.

Об этом же говорит и коммерческий директор NOVELCO Тимур Савельев. Он обратил внимание на то, что с ростом популярности онлайн-покупок наблюдается резкое увеличение спроса на быструю и эффективную доставку. Это приводит не только к созданию большего количества распределительных центров, но и к необходимости оптимизации сервиса «последней мили».

«Новые условия требуют от логистических операторов не только высокой оперативности на локальном уровне, но и способности справляться с увеличенной нагрузкой в международной перевозке. Постоянные простои становятся неприемлемыми, компании должны адаптироваться к новым реалиям, в том числе меняя привычные для себя логистические цепочки», — рассказал г-н Савельев.

Кроме того, эксперт считает, что компании должны быть готовы к изменению своей бизнес-модели, чтобы удовлетворить потребность клиентов в индивидуализированном опыте и сохранить конкурентоспособность.

Потребители также нуждаются в ускоренной доставке товаров, что уже становится стандартом, но продолжает ставить перед логистическими операторами новые задачи.

«Многие клиенты, ранее обращавшиеся за услугами ЖД-сборки, теперь всё чаще выбирают АВИА TIR, что свидетельствует о стремлении находить более быстрые и эффективные решения. В ответ на эти изменения логистика должна будет адаптировать свои маршруты и процессы», — отмечает Тимур Савельев.

«Компаниям следует повышать экспертность сотрудников через обучение и привлечение сильных, опытных, но одновременно с этим «живых», «горящих» идеей кадров», — считает эксперт по логистике, экспорту и ВЭД, продажам нефтехимии компании-производителя моторного масла Relynolli (ООО «ТД Технохим Групп») Диана Шевцова.

По её мнению, крайне важно сейчас с особой ответственностью подходить к выбору подрядчиков и стараться оказывать клиентам максимально полное количество запрашиваемых услуг. Если раньше рынок строго делился на линии, ж/д операторов, автоперевозчиков и брокеров, то сейчас самыми востребованными являются мультимодальные операторы, предоставляющие сервис по принципу «одного окна». Чем меньше при этом непосредственного взаимодействия между заказчиком и исполнителем услуги происходит вживую, тем более лоялен заказчик.

 «Дело в том, что зумеры и миллениалы активно захватывают рынок труда, а они гораздо более закрыты и интровертны относительно предыдущих поколений, поэтому так важно иметь услуги трекинга, размещения заявок на сайтах, электронного документооборота, чтобы клиент имел возможность избегать звонков и ожидания после направления личных запросов, а мог получить любую услугу и информацию в режиме реального времени», — объясняет г-жа Шевцова.

Впрочем, г-н Школьный не ожидает от будущего года серьёзных изменений в предпочтениях потребителей.

«По критерию финансового поведения клиентов можно поделить на два типа: те, кто откладывает все свои сбережения «на потом», и те, кто тратит все деньги сразу, руководствуясь принципом «сгорел сарай, гори и хата». Это влияет на нестабильность и непрогнозируемость потребительской корзины. Однозначно можно сказать, что когда первая группа людей решит «пустить в дело» свои средства, цены на логистику резко пойдут вверх», — аргументировал своё мнение Евгений Школьный.

Персоналу подготовиться!

Можно предположить, что такие повсеместные трансформации перевернут и рынок труда, а также и требования к сотрудникам, трудящимся в сфере логистики. Профессионалам в таких темпах развития отставать нельзя, хочешь не хочешь, а идти в ногу с технологиями придётся.

Мы спросили у экспертов и о том, какие навыки и знания будут наиболее востребованы у специалистов в области логистики в 2025 году.

Анализ ответов экспертов привёл к выводу, что персонал непременно должен обладать следующими компетенциями:

  • Способность к адаптации;
  • Коммуникабельность;
  • Аналитические и финансовые навыки;
  • Творческие способности;
  • Умения в области ИТ;
  • Знание иностранных языков.

«Наиболее востребованными у специалистов в области логистики будут такие нетривиальные навыки, как адаптивность к изменениям. Способность к адаптации — это навык, которому можно научиться и который важно сегодня развивать», — считает HRD NOVELCO Мария Щуплова.

С этим соглашается и г-н Зверев, он говорит, что логисты слишком часто вынуждены быстро перестраиваться и адаптироваться к новым клиентам, поставщикам и банкам, изучать номенклатуры товаров и услуг и способы работы с различными банковскими системами.

В связи с этим в сфере логистики продолжается тренд на перевес soft-skills над hard-skills у юных специалистов. В соискателях всё больше ценится не то, сколько дипломов и сертификатов у них за спиной, а то, как быстро они адаптируются под изменения рынка, насколько они коммуникабельны, бережливы к своему делу, отмечает Евгений Школьный.

Работодателям важно, чтобы сотрудники умели оперативно принимать решения, признавать свои ошибки и работать над ними. Кроме того, не лишними будут лидерские качества, творческий склад ума и исследовательские навыки.

В числе ключевых умений персонала г-н Байрамгалин выделяет гибкость в построении бизнес-процессов и способность разбираться в политических веяниях в мире, стране, компании.

«Профессия логиста перспективная, она развивается, молодеет, тренды в логистике имеют прямую связь с ИИ, кадры нужны, перспектив множество. Сейчас самое время заходить в эту нишу и развиваться в этом направлении», — подчёркивает Руслан Байрамгалин.

Ну и, конечно, куда в этом автоматизированном мире без навыков ИТ. Эксперт добавил, что цифровое управление на самом деле является одним из самых важных навыков в условиях, когда все процессы цифровизируются, движение товара становится всё более прозрачным.

«Ценными окажутся знания, как управлять IoT и платформами управления цепями поставок, и аналитические навыки для работы с большими данными и прогнозирования», — добавил Александр Покрашевский.

Руководитель отдела продаж и маркетинга компании «Транссертико» убеждён в том, что в будущем году сотрудникам не обойтись без финансовых  компетенций. Желательно, чтобы они умели открывать счета и знали иностранные языки, в частности английский. Также важно понимание международного и местного законодательства.

«Особенно востребованы специалисты, владеющие английским и китайским языками, поскольку прямое общение с поставщиками и клиентами на их языке даёт огромное преимущество компаниям», — говорит г-н Зверев.  

Автоматизация
Рекомендуем
Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
Популярное на сайте
Бизнес-кейсы
Индустрия 4.0
Подпишитесь на Телеграм-канал