TIG и её место в современности
Трансформация процессов сварки началась в середине 1990-х годов, а очевидные изменения и новинки появились в отрасли за последние 15 лет. Лазерные технологии, новые виды газов, автоматизация перевернули привычное понятие о сварке. Как развивается рынок оборудования для аргонодуговой сварки?
Модификации в отрасли произошли «по всем фронтам» — повышаются требования к уровню надёжности и качества сварки, и к её скорости и технологичности. Сильно влияют на сварочное направление развивающиеся страны с глубокой индустриализацией и урбанизацией.
Всё так и продолжалось бы активно, если бы не пандемия в 2020 году, которая стала причиной того, что рынок Европейского союза относительно 2019 года упал почти на 20%. Несмотря на это, аналитики утверждают, что объём оборудования для дуговой сварки уже оценивается в 950 млн евро. Если говорить о крупнейшем рынке отрасли, то им считается Германия, после неё выделяют Италию и на почётном третьем месте Россию.
К концу прошлого года сфера уже начала оправляться. Но это статистика, фактически же на рынке появилось множество новых решений и их поставщиков. Например, лазерные технологии выглядят внушительными и, кажется, могут выместить другие традиционные способы сварки, ту же TIG. Но компании, которые уже заявили о себе, не собираются сдавать позиций и приспосабливаются к новым реалиям.
О хорошем
Посмотрим на отрасль производства сварочного оборудования в России глазами отечественных представителей. Говорят, в стране осталось всего 3 компании, которые так или иначе разрабатывают и собирают аппараты на своём предприятии.
И вот те, кто занимаются производством до сих пор, видят в сварке TIG полезную технологию и не бросают попыток её улучшить.
«Технология TIG всегда стояла особняком, однако это не значит, что этот вид сварки не развивается и не совершенствуется. Основные изменения, конечно, касаются источников питания. Они становятся легче, мобильнее и стабильнее в работе. Если 10 лет назад использовали аппараты трансформаторного типа, то сейчас это сварочные инверторы», — заявила руководитель Сибирского филиала ООО «СМТ» (CRPROBOT — Сибирь) Евгения Ямщикова.
Совершенствования самые различные, но всегда основаны на оптимизации процессов.
«Аргонодуговая сварка — что это? Неплавящийся электрод. Неудобно ведь, когда у сварщика в одной руке горелка, а в другой присадочный материал. Поэтому мы совместили источник и подающий механизм, и теперь одна рука всегда остаётся свободной», — рассказал ведущий специалист коммерческого сектора отдела маркетинга завода «Технотрон» Александр Галкин.
Такое решение родилось у компании путём совместной с «Газпромом» научно-исследовательской работы. По словам г-на Галкина, технология делает медленную ручную сварку TIG намного быстрее и производительнее. Отметим, что на российском рынке этой технологией пока никто, кроме завода «Технотрон», похвастаться не может. Потому-то разработки компании внедряются в таких крупных организациях, как «Газпром», «Транснефть» и на объектах судостроения и машиностроения.
Что касается производителей из других стран, которые уверенно работают на российском рынке, то появившиеся за последнее десятилетие технологии повлияли на их оборудование. Например, руководитель направления дилерских продаж «Кемппи Россия» Антон Шишлаков говорит, у Kemppi за несколько лет произошёл прорыв в линейке TIG-аппаратов. А если говорить о технологиях, то компания разработала функции, облегчающие работу сварщику. Например, функция WeldAssist позволяет детально настроить подходящие параметры сварки: силу тока, напряжение, тип электрода, диаметр электрода, и этим помогает экономить время и материалы. Также на аппараты добавили TFT-дисплей, который делает настройку сварочного аппарата ещё более простой и понятной.
Г-н Шишлаков не обошёл и тему появления новой модели полуавтомата FastMig Х5 и обновления линейки аргонодуговых источников.
«Наши клиенты и дилеры ждали появления мощного и производительного TIG-аппарата, и в конце 2021 года у нас вышла новая модель MasterTig 535 ACDC», — заявил Антон Шишлаков.
По его словам, в новом аппарате улучшенные характеристики дуги, которые облегчают работу сварщика и повышают качество шва. На этом оборудовании как раз установлена функция WeldAssist.
А борьбы-то и нет
Так как, по словам экспертов, в России не так много истинных производителей аргоновых аппаратов для сварки, то и конкурировать им внутри страны не с кем. Особенно тем, кто владеет редкими и нужными предприятиям предложениями. Например, компания «Технотрон» изготавливала уникальные аппараты для «Росатома» и других крупных предприятий. Александр Галкин отметил, что, несмотря на высокую стоимость таких разработок, это единичные изделия с узкой областью распространения. Есть у компании и аппараты, которые по всему миру встречаются только у двух компаний, поэтому и конкуренция у «Технотрона» существует только с европейскими и американскими компаниями.
«Кемппи» также не озабочена конкуренцией, Антон Шишлаков считает, что ключевые компоненты в этой борьбе: качество, цена и репутация, а последнее у компании на хорошем уровне. «Кемппи» была первым импортным производителем сварочного оборудования, начавшим поставки в СССР в 1980-е гг., и за это время успевшим доказать уровень надёжности.
Менеджер по развитию группы компаний «Сварог» Андрей Семёнов поделился точкой зрения на порядок вещей в отрасли.
«Не знаю, как это происходит в мире больших огромных холдингов и корпораций. Но в целом мы как-то мирно сосуществуем, хоть и толкаемся. Конкуренция заставляет не сидеть на месте и постоянно держать нос по ветру. Стоит немного притормозить, как несколько компаний уже продвинутся далеко вперёд», — сообщил эксперт.
И добавил, что любой компании важно быть в первую очередь профессионалами своего дела и неустанно совершенствоваться.
Патовая ситуация
Как и во многих других сферах, производство аппаратов в России не отличается полным патриотизмом. Хотя программа импортозамещения своих требований не отменяла, соответствовать ей сложно и поставщикам, и предприятиям, которые нуждаются в оборудовании.
Антон Шишлаков считает, что отечественные аппараты пока не достигли уровня оборудования европейских производителей.
«Думаю, дело в НИОКРах, исследованиях физики и динамики сварочной дуги и т. д. Это зависимость с финансированием и заинтересованностью производителей сделать конкурентоспособное сварочное оборудование», — сообщил г-н Шишлаков.
По этой причине среди российских предприятий в сегменте аргонодуговой сварки по популярности лидируют аппараты иностранного производства. Но есть и компании, которые могут похвастаться самостоятельностью в плане независимости от поставщиков компонентов.
«У нас полный цикл — сами разрабатываем, сами производим, сами продаём и обслуживаем оборудование самостоятельно», — сообщил г-н Галкин.
Хотя, конечно, резисторы и транзисторы покупать приходится у узкопрофильных компаний, добавил специалист коммерческого сектора отдела маркетинга завода «Технотрон».
Сквозь проблемы
За невозможностью импортозамещения тянется череда и других нюансов, которые не дают компаниям раскрыться и удовлетворить потребность российских предприятий. Так мы вернулись к вопросу об отсутствии в стране производителей транзисторов, микросхем и других подобных компонентов для сборки аппаратов.
Александр Галкин отметил, что тумблеры в России можно купить у ставропольского завода, но там слишком большие цены, что делает эту покупку неоправданной. Отсюда для российских производителей вытекает ещё одно отягчающее обстоятельство — из-за того, что элементарную базу нужно возить из-за рубежа и платить таможенную пошлину, цены на оборудование приходится поднимать. Возникают барьеры и жёсткая конкуренция.
Также г-н Галкин добавил, особенно конкуренция существует с американскими компаниями, которые поставляют на отечественные предприятия уже готовые аппараты, не подлежащие таможенной пошлине.
Пандемия наложила свой отпечаток на всё, что происходит в мире, и особенно пострадала логистика. Негодуют компании, которые зависят от поставок из-за границы. Андрей Семёнов считает, что такие события дают понять, что правительству нужно задуматься и приложить все усилия для того, чтобы действительно начать производство исключительно на базе российских предприятий.
«Всё упирается в то, что у нас в стране либо нет технологии, либо никто не умеет производить запрошенный продукт, и, конечно, должны быть налажены технологические цепочки. Можно заметить редкие исключения в области сварки, которые производят на территории России, но все они крайне неконкурентоспособны», — заявил г-н Семёнов.
Пандемия заморозила работу многих компаний и в целом повлияла на сварочную отрасль.
Представитель «Сварога» вспоминает, когда только ситуация с ковидом начала набирать обороты, представители отрасли будто бы замерли и не знали, чего ждать от завтрашнего дня. И так около двух месяцев компании находились в состоянии неопределённости. К лету 2020 года началось оживление, но осенью вскрылись логистические сложности в Европе.
«Уже год происходит транспортный коллапс. Логистические услуги выросли в три-пять раз. Спрос на них существенно превышает предложение, и это прямое следствие пандемии. В логистике произошли нарушения, которые создали серьёзные проблемы, и касается это не только сварочной отрасли. Сейчас из Китая сложно привезти любой вид товара, будь это ватные диски или оборудование», — добавил г-н Семёнов.
Есть будущее?
Спрос на новые технологии определяет рынок сварочной отрасли и влияет на выбор поставщиков предприятий. Одним из конкурентов сварке TIG является лазерная сварка, она быстрая и менее вредная. Отражается ли это на успехе работы компаний? Ведь некоторые из них специализируется лишь на оборудовании для аргонодуговой сварки.
«Работая с нашими клиентами, мы такой тенденции не наблюдаем. Это связано с тем, что для этих процессов используется разное оборудование. К тому же лазерная установка для сварки требует точной настройки параметров, в отличие от аргонодуговой сварки», — сообщил Антон Шишлаков.
И в самом деле, несмотря на скорость сварки лазером, эта технология прихотлива к точности и не допускает повторного наплавления. Но главная причина того, что повода переживать нет, в том, что у каждого метода свой потребитель.
«Лазер, конечно, модный. Но в России лазерщики есть во Фрязино, а Вышемирский — это главный сварщик «Газпрома». Нам предлагали объединить автоматическую систему с лазером, но мы отказались, так как не видим в этом практического смысла», — поделился Александр Галкин.
Для работ, отличающихся особенностями, разрабатывают полуавтоматические аппараты для разных видов сварки, в том числе и TIG. Например, компания ESAB провела широкий опрос среди потребителей и создала универсальный для сварщиков аппарат. Он включает MIG-MAG и TIG, и ММА, строжку и угольные электроды.
Полная автоматизация аргонодуговой сварки, по мнению Евгении Ямщиковой, не имеет смысла, так как не ускоряет процесс, который требует кропотливой работы. Однако она однозначно может помочь достичь стабильного качества сварного соединения, снижая человеческий фактор. Кроме того, автоматизация помогает решать производственные задачи в условиях острого дефицита кадров, например, один оператор контролирует 2–3 сварочных робота.
Это говорит о том, что аргонодуговая сварка не теряет актуальности и только продолжает модернизироваться, несмотря на ощутимую небезопасность для сварщиков. На эту проблему компании тоже создают усовершенствованные решения. Компания «Кемппи», например, предлагает маски-хамелеоны с принудительной подачей воздуха.
Это подтверждает также и спрос на сварку TIG у крупных предприятий, которые не отказываются от метода, а используют модернизированное оборудование.
«У аргонодуговой сварки своё назначение. Нельзя сказать, что её популярность растёт или снижается. Там, где есть потребность и возможность перейти на MIG/MAG, люди переходят. А вот там, где этой возможности нет, остаётся TIG-сварка. Она заточена под определённый спектр задач», — сообщила г-жа Ямщикова.
Главный сварщик «Метровагонмаш» компании «Трансмашхолдинг» Александр Мак-Мак на пленарной сессии выставки Weldex-2021 рассказал, что сварочное производство на машиностроительных предприятиях имеет большое значение. Завод занимается кузовным производством и изготовлением различных мелких узлов. А сварка занимает большой объём от общего производства, только в одном вагоне может быть сделано 400 швов.
А применяют на заводе преимущественно полуавтоматическую дуговую сварку в защитных газах.
Руководитель Сибирского филиала ООО «СМТ» (CRPROBOT — Сибирь) Евгения Ямщикова
«Принципиально новых разработок в сфере аргонодуговой сварки нет, т. к. данное оборудование стоит особняком, как вид сварки. Оно решает задачу, и все новшества, скорее, касаются удобства процесса. Например, документирование данных, применение автоматизаций (роботов, кареток и т. п.)».
Метод TIG-сварки достаточно кропотливый, поэтому автоматизация с применением не ускоряет процесс. Но так или иначе она однозначно помогает получать стабильное качество сварного соединения, при этом снижая человеческий фактор. Кроме того, автоматизация помогает решать производственные задачи в условиях острого дефицита кадров, так как один сварщик-оператор может контролировать 2-3 сварочных робота.
Текст: Анастасия Семёнова