• ООО "Технограв" – поставка оборудования Senfeng и предоставление услуг, обеспечивающих его максимальную продуктивность.

    Реклама. ООО «ТЕХНОГРАВ», ИНН 7806269200
    erid: 4CQwVszH9pWwochFRN7
    Узнать больше
  • ru.freepik.com
    20 марта 2024

    Основные тенденции логистики: что прочат 2024 году?

    В современном мире логистика играет ключевую роль в эффективной организации процессов доставки товаров и в пополнении рынка современными решениями не только внутри страны, но и за её пределами.

    С каждым годом требования к логистическим системам становятся всё более сложными, а компании стремятся быть на шаг впереди своих конкурентов. В 2024 году эксперты и игроки рынка ожидают значительных изменений в сфере логистики, которые повлияют на принципы работы и требования к логистическим операциям. Отрасль проходит череду трансформаций, которые вызваны как внутренними, так и внешними факторами.

    Мы компилировали мнения аналитиков и пришли к выводу, что 2024 год станет для логистики годом масштабного внедрения автоматизированных и роботизированных решений, а также более осознанного отношения к экологической ответственности.

    Знание этих тенденций поможет компаниям и профессионалам области оптимизировать свои цепи поставок, усовершенствовать инвентаризацию и увеличить общую производительность.

    В этой статье предлагаем вам рассмотреть направления логистики внутри страны и на международном уровне.

    Цифра следит за перевозками

    Судя по взглядам экспертов, в текущем году у логистических компаний ожидается бум на внедрение систем управления складом (WMS) и транспортировкой (TMS). Благодаря этим технологиям организации планируют в несколько раз повысить уровень отслеживания движения продукции и уменьшить время её транспортировки.

    TMS: контроль от и до

    Как отмечает директор по развитию бизнеса Umbrella IT Алексей Феофанов, датчики IoT позволят перевозчикам создавать более удобные маршруты, в которых будут учитываться расход топлива и трафик.

    Поскольку о складе мы поговорим далее, давайте рассмотрим, как такой диджитал-инструмент, как TMS-система, помогает компаниям в процессе транспортировки.

    В первую очередь перевозчик может отслеживать всю информацию о грузовиках, которые перемещают товар: техническое состояние, объём топлива в баке, скорость перевозки, остановки и пр. Благодаря этому водители, например, уже не смогут слить себе в канистру несколько литров бензина и остаться при этом безнаказанными.

    ru.freepik.com
    Фото: ru.freepik.com

    Вот ещё пример с расчётом маршрута. Эта функция TMS возможна опять же благодаря тому, что система умеет анализировать обстановку на дорогах: пробки, трафик, аварии и погодные катаклизмы. Если, например, на каком-то участке проложенного заранее маршрута произошли прорыв водопровода или камнепад, система построит для водителя новый оптимальный путь.

    Следующие возможности этого инструмента можно свести к одному преимуществу: менеджер или ответственное лицо отправителя всегда знают, где находится груз. Система отслеживает каждый пройденный машиной километр — от дверей склада отправления до заказчика, поэтому сторона получателя может в любой момент справиться о его местонахождении и примерном времени доставки.

    Сюда же можно отнести ещё одно направление логистики — интеграцию искусственного интеллекта и машинного обучения. По данным Алексея Феофанова, к началу 2024 года доля логистических компаний, использующих ИИ, во всём мире составляла лишь 14%. Изменить ситуацию может стремление к экономии средств и повышению эффективности бизнеса, которое диктуется осложнёнными экономическими условиями.

    Собственно, многие из существующих систем способны на глубокий анализ именно благодаря ИИ.

    Эта повестка может широко развернуться в логистической отрасли, в частности ввиду повышенного внимания к нейросетям со стороны правительства и бизнеса в общем. Например, напомним: недавно Россия попала в список 10 стран с самой большой популярностью ИИ в разных секторах экономики. Кроме того, в начале 2023 года вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко заявлял, что отчисления компаний, применяющих ИИ-решения, к 2025 году могут достигнуть 2%.

    Помимо этого, власти сформировали национальную стратегию, направленную на развитие этой области до 2030 года. Она, конечно, сопровождается мерами поддержки разработки и применения ИИ на предприятиях. Правительство планирует создавать научные центры, выделять гранты для разработчиков ПО, а также инвестировать в образование и инфраструктуру по этому направлению.

    Машинное обучение в ответе за аналитику и прогнозы

    Логистические компании и торгующие организации начинают всё чаще пользоваться алгоритмами машинного обучения (ML). Как отмечают эксперты, они способны анализировать огромные объёмы данных и делать точные прогнозы спроса, что, в свою очередь, помогает компаниям оптимизировать свои запасы и улучшать управление поставками.

    Другим важным направлением становится «умное» спутниковое наблюдение. В какой-то степени он решает те же задачи, что и TMS-системы, поскольку тоже позволяет отслеживать передвижение груза и контролировать транспортировку — от сохранности перевозимых товаров до стиля вождения водителя.

    Машинное обучение и «умное» спутниковое отслеживание переосмысливают подходы к управлению запасами и логистике, обеспечивая компаниям новые возможности для оптимизации своей деятельности и улучшения обслуживания клиентов. В результате эти инновации помогают снизить издержки, повысить эффективность и улучшить конкурентоспособность бизнеса в целом.

    Цифровые технологии
    Фото: ru.freepik.com

    Электронная документация

    Менее инновационным, но ничуть не менее полезным направлением логистики в 2024 году станет расширение ввода электронных сопроводительных документов.

    По мнению игроков рынка, в цифровой вид будут переводиться все документы, которые необходимы для отслеживания грузов и подтверждения транспортных расходов. Речь идёт о договорах-заявках, путевых листах, ТТН, заказ-нарядах и сопроводительных ведомостях, причём Федеральная налоговая служба приступила к разработке нового формата и планирует вскоре его закрепить.

    Как утверждает руководитель направления B2B-маркетинга сервиса «Грузовичкоф» Алексей Собольков, тенденция позволит обелить рынок, а вместе с тем — улучшить экологию. Это обосновано тем, что в электронные документы сложно внести несогласованные правки, да и бумаги будет использоваться гораздо меньше.

    Обобщая, можно сказать, что поставщикам и перевозчикам проще общаться и обмениваться данными с помощью электронных платформ. В таком режиме можно гораздо быстрее проводить тендеры и бронировать тайм-слоты для разгрузки и погрузки товаров.

    Блокчейн и кибербезопасность

    Уже судя по вышеописанным тенденциям становится очевидно, что логистика всё больше обрастает цифровыми данными. В связи с этим у компаний появляется новая задача — обеспечить безопасность и непрерывность операций, которые могут оказаться под ударом из-за атаки киберпреступников.

    Чтобы исключить утечку данных, компании используют блокчейн-технологию шифрования и хранения. Это ещё одно направление в логистике 2024 года. По словам г-на Феофанова, посредством блокчейна данные передаются в зашифрованном виде, при этом открыть файл может только указанный отправителем получатель.

    Особенность технологии в том, что при всей прозрачности операций и транспортировки товаров информация недоступна для мошенников и хакеров.

    Отметим: по данным аналитики компании Positive Technologies, в 2023 году транспорт попал в десятку отраслей, на которые чаще других нападают хакеры. В отчёте организации также отмечается, что при взломе ИТ-систем операторов железнодорожного, авиационного, морского и автомобильного транспорта в прошлом году киберпреступники использовали вирусные программы в 35% случаев.

    Тенденции складской логистики

    Новых взглядов или более высокого внимания к технологиям эксперты ожидают и в области интралогистики.

    Мы уже отмечали: как в области транспортировки, так и в сфере хранения товара уже который год набирают популярность автоматические системы управления. Так, в 2024 году предприятия продолжат внедрять на своих складах WMS, без которого уже сложно представить учёт и хранение.

    Такие системы обычно интегрируются с другой, не менее популярной, программой — ERP, которая позволяет планировать ресурсы предприятия.

    Как отмечают эксперты, благодаря установке датчиков на каждую упаковку или паллету предприятия могут отслеживать местонахождение и перемещение любого груза на складе. Так можно не только предотвратить потерю и кражу товара, но и оптимизировать рабочий процесс.

    Кроме того, российские компании стараются быть гибкими и адаптивными к условиям рынка, что обусловлено усилением санкций и изменением логистических маршрутов. Они активно разрабатывают и внедряют свои ИТ-решения для управления складской логистикой. В этом процессе ключевую роль играет развитие интернета вещей (IoT) на складах. За сбор данных о товарах также отвечают сенсоры и устройства, что помогает оперативно реагировать на изменения спроса и эффективно управлять запасами.

    Однако на одном учёте и контроле далеко не уехать, поэтому на российских складах всё чаще начинают использовать робототехнику, точнее автономные мобильные роботы (AMR). Как рассказал Алексей Феофанов, такие «умные» машины делают за людей тяжёлую и рутинную работу — сортируют, упаковывают, погружают, разгружают и перевозят товары. Таким образом, процессы на складе происходят с меньшим количеством несчастных случаев благодаря снижению действия человеческого фактора, а общая производительность повышается.

    Автоматизированный склад
    Фото: freepik.com

    Международная логистика

    Основные тенденции логистики внутри страны и склада мы рассмотрели, а «на десерт» предлагаем узнать, что прочат эксперты международным перевозкам.

    Так, согласно данным Российского экспортного центра (РЭЦ), в 2024 году международная логистика будет развиваться в тех же направлениях, что и в прошлом году. В числе тенденций отмечаются мультимодальные транспортные решения, логистический аутсорсинг и перевозки под ключ, которые позволят компаниям минимизировать санкционные риски.

    По словам руководителя проекта по развитию экспортной логистики РЭЦ Галины Эрендженовой, особенно популярными в этом году будут мультимодальные перевозки по восточным направлениям, в частности в страны Юго-Восточной Азии.

    Эксперт при этом отметила, что цены на контейнерные перевозки в страны Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии будут продолжать расти из-за нестабильности в Красном море. Возможно, некоторые грузы, не требующие срочной доставки, компании будут отправлять через коридор Север — Юг. Однако это станет возможным при условии конкурентоспособных тарифов и достаточной пропускной способности в странах транзита.

    Помимо этого, г-жа Эрендженова подчеркнула, что выросшая нагрузка, падение цен на контейнерные перевозки и проблемы в Аденском заливе, скорее всего, приведут к дефициту транспортных мощностей на Востоке.

    Кроме того, российские экспортёры всё плотнее начинают работать с африканскими странами, а из этого следует возможное появление новых направлений перевозок.

    По мнению представителей РЭЦ, экспортёры будут чаще обращаться за услугами к транспортно-логистическим компаниям.

    Эту тенденцию подметил и эксперт в области логистики и международных грузоперевозок Артём Лылык. Он считает, что у российских организаций в 2024 году есть причины для того, чтобы пользоваться сопутствующими услугами транспортных компаний, в частности финансовой логистикой.

    ru.freepik.com
    Фото: freepik.com

    Так, по словам эксперта, в связи с ужесточёнными требованиями к платежам после введения санкций не все российские импортёры могут самостоятельно оплатить доставку груза. В связи с этим логистические компании уже не первый год замечают растущий спрос на расчёты перевозок.

    Кроме того, ряд импортёров, которые потеряли прежних западных поставщиков, не всегда могут сами найти новых, поэтому логистические организации с готовностью предоставляют компаниям и такую услугу. Г-н Лылык считает, что тенденция сохранит свою актуальность в 2024 году.

    Экологические «нотки»

    Напоследок хочется добавить, что вместе с организационными и цифровыми тенденциями в логистике развивается и зелёная повестка.

    Так, на портале retail.ru со ссылкой на компанию «Айтоб» (разработчик решений для автоматизации транспортных компаний) говорят, что транспортные компании стали уделять больше внимания экологичным технологиям. Например, перевозчики инвестируют в электротранспорт. В целом интернет-вещей и ИИ, призванные оптимизировать маршруты, вносят неменьший вклад, поскольку от выбранного пути зависит и расход топлива.

    Более того, организации чаще внедряют стандарты управления отходами, например упаковки из переработанных и биоразлагаемых материалов. Растёт также популярность систем обратной логистики, которая позволяет возвращать продукцию для повторного использования или переработки.

    Государство при этом не осталось в стороне. Власти РФ вводят налоговые льготы и субсидии для поддержки экологически чистых логистических решений.

    В целом, экологическая ориентация становится не только вопросом корпоративной этики, но и ключевым фактором увеличения конкурентоспособности на рынке логистических услуг в России, что не может не радовать.

    Автоматизация
    Рекомендуем
    Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
    Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
    Популярное на сайте
    Бизнес-кейсы
    Индустрия 4.0
    Подпишитесь на Телеграм-канал