Про роботов: как внедрить их на производство?
Промышленные роботы давно уже не являются чем-то футуристическим, а роботизация, казалось бы, уже не такое уж новое направление. Эффективность умных машин на производстве уже доказана многими предприятиями, внедрившими их в свои процессы.
Кроме того, промышленной роботизации требует президент России Владимир Путин, а потому тренд постепенно трансформируется в необходимость. Вот только отрасль эта достаточно узкая, а потому купить робота и поставить его на завод, как, например, блендер на кухню, к сожалению, не получится. Слишком уж много нюансов: нужно чётко составить цели, определиться с участком, где он будет трудиться, рассмотреть возможности интеграции машины с другим оборудованием и многое другое.
К тому же есть всё же у рынка робототехники схожесть с рынком бытовых приборов: предложений так много, что без глубокого анализа не прогадать с выбором — задача со звёздочкой.
Как найти качественного продавца, производителя и интегратора роботов? Как выбрать оптимальное для производства решение? Каких рисков ожидать от внедрения? И как в итоге понять, что выбор удачный? На эти вопросы ответили эксперты роботизации.
Выбираем поставщика
Производители по разным причинам решают роботизировать свои цеха: это модно, это повышает производительность, или, например, купить робота становится проще, чем найти сотрудников.
Представим такую картину: промышленность справилась с вызовами последних лет, спрос на продукцию в условиях санкций растёт с непомерной скоростью, а мощностей на заводе не хватает. Можно было бы купить станки, но с людьми рабочих профессий в России туго. Кто будет управлять новым оборудованием? Директору на ум приходит идея о покупке робота. Поскольку большая часть отраслевых выставок пестрят предложениями, и уже не только зарубежных, но и российских производителей, кажется, что решить эту задачу будет просто.
Как бы не так. Рынок наводнён поставщиками, интеграторами и разработчиками. Разобраться бы, к кому из них обращаться. По словам генерального директора ООО «ТЕХНОРЭД» Артёма Лукина, к выбору поставщика и производителя робототехники нужно относиться очень и очень внимательно.
«Безусловно, сегодня множество фирм, которые выросли как грибы после дождя. Продают и поставляют роботов все кому не лень. Если сделать ошибку в выборе производителя и поставщика, вы вместо желаемого результата можете только потерять деньги», — пояснил свою точку зрения эксперт.
По каким критериям отсеивать предложения?
Г-н Лукин считает: при выборе поставщика важно обратить внимание на то, чтобы компания специализировалась на продаже роботов и робототехники. При этом желательно, чтобы роботы были практически единственным продуктом, поскольку невозможно иметь глубокую экспертизу, разрываясь на сотни направлений.
Кроме того, эксперт уверен, что хороший показатель качества для поставщика — если в компании работает 50 и больше сотрудников, а стаж на рынке составляет не менее трёх лет.
Заместитель директора ООО «Робовизард» Роман Тимофеев рекомендует обращать внимание на следующие факторы:
- компетенции и опыт;
- возможность обучения.
По словам эксперта, необходимо принять во внимание одно очень важное различие между роботом и, например, станком с ЧПУ — первый не является носителем технологии обработки материала и даже инструментом.
«Робот — это манипулятор, запрограммированный на определённое движение и сам по себе бесполезен без инструмента. А робот плюс инструмент — это робототехнический комплекс. Поэтому при выборе партнёра по внедрению роботизированной технологии важно обратить внимание на опыт, которыми обладает поставщик этого самого решения», — объясняет г-н Тимофеев.
Спикер считает, что не лишним будет запросить у потенциального поставщика референс-лист по реализованным проектам. Это позволит узнать, внедрял ли этот интегратор (компания, которая занимается разработкой и внедрением роботизированных решений) проекты, подобные нужным предприятию, и знаком ли он с технологией, куда планируется внедрить робота.
Даже если компания имеет большой стаж разработки и внедрения разных типов решений под всевозможные условия, на этой оценке лучше не останавливаться.
«Нельзя вот так вот просто взять и поставить робота на производство и ждать чудес. Как и любую технологию, робототехническое решение следует адаптировать под конкретное предприятие. Здесь важным фактором является обучение», — поясняет эксперт, говоря о втором критерии выбора.
Целесообразно убедиться в том, что интегратор готов обучить специалистов безопасной работе с роботом и его программированию. А также узнать, какую поддержку он оказывает, предоставляет ли сервисное обслуживание и гарантии.
К слову, о сервисном обслуживании. «Скупой платит дважды», — высказал на этот счёт мнение Артём Лукин.
«Если вам нужен надёжный, проверенный продукт — а робототехника является системой, от которой покупатели ждут работы 24/7, — выбирайте в первую очередь надёжный сервис.
Ломается всё, даже самые надёжные механизмы. При поломке вы не должны остаться со своей проблемой один на один. Вам должны рассказать, как и с помощью чего эту проблему можно решить», – заявил эксперт.
К вопросу о выборе поставщика отнесём и не менее важный, а зачастую и основообразующий вопрос о том, сколько стоит роботизация и как определить подходящее соотношение цены и качества.
Г-н Тимофеев считает, что если посмотреть на кривую добавленной стоимости, то производство будет самым низкомаржинальным этапом из-за целого ряда факторов. Но здесь важно найти оптимальное сочетание затрат, рисков и выгод.
«Не всегда дорогое — лучшее, но дешёвого однозначно лучше избегать», — убеждён эксперт.
Кроме того, по его мнению, роботизацию лучше начинать с одной простой операции, а не внедрять роботов сразу на всех участках завода. Другими словами, даже при большом желании роботизировать и сварку, и резку, и упаковку стоит сначала купить робота, например, для сварочного участка. Это поможет поближе познакомиться с роботом и подготовить персонал для работы с ним.
Для того чтобы сразу не потратить круглую сумму на неэффективных роботов, эксперты рекомендуют использовать простые «коробочные» решения. С одной стороны, они имеют весьма бюджетную стоимость, поскольку включают компоненты серийного производства, а с другой — уже отработаны.
Как внедрять?
Даже определившись с поставщиком умной машины, торопиться покупать первое приглянувшееся решение не стоит.
Некоторые представители рынка предлагают клиентам два варианта для заключения сделки: купить типовые роботизированные системы для серийного производства, о которых мы говорили выше, или заказать индивидуальную проектную разработку.
В первом случае покупатель сразу видит, что из себя представляет роботизированный комплекс, оплачивает покупку и уже через несколько дней получает её на своём производстве.
Что касается второго способа, то, по словам г-на Лукина, спецпроект — это более сложный путь. Компания разработает для заказчика уникальную и, вероятнее всего, дорогую эксклюзивную систему. Для этого предприятию нужно пригласить специалистов, они приедут на предприятие и сделают необходимые расчёты, которые позволят понять, подходит ли роботизация для производимого продукта или технологий, применяемых на заводе.
Роман Тимофеев отмечает, что если необходимость внедрения подтвердится, то предприятию придётся вносить изменения либо в технологию производства, либо в производственную цепочку, либо в конструктив производимого изделия. В этом тоже поможет технический специалист компании-интегратора.
Без специально обученного специалиста купить и поставить робота не получится. Этот вопрос прокомментировал основатель и СЕО ООО «Мирей Роботикс» Андрей Наташкин. По его словам, предприятиям, которые не направлены на серийное производство, не подойдут, допустим, стандартные роботизированные решения, которые были разработаны под серийный выпуск. Или другой пример — сварочные работы.
«Мы понимаем, что сварка — это крайне распространенный вид работ. Её применяют в возведении зданий, строительстве автомобильных дорог, сборке автомобилей. Кроме того, этот процесс не назвать безопасным для рабочих. Было бы логично заменить человека, занимающегося сваркой металлов, на робота. Но не всё так просто. Потому что для сварки металлических рамок нужен один робот, для контейнеров — другой. Под каждый вид работ нужно отдельное решение, а человек универсален. Поэтому до сих пор в сварке роботы не заменили людей», — поясняет г-н Наташкин.
Для того чтобы разобраться с нюансами конкретного предприятия, и нужен опытный интегратор.
«Специалист выявит особенности, от которых будет зависеть успех роботизированных нововведений, и подскажет возможные шаги для получения максимального эффекта от внедрения робототехнического комплекса», — говорит г-н Тимофеев.
Уже после этого можно проанализировать полученную информацию, в том числе о затратах на внедрение, сроках и возможных результатах, и принять взвешенное решение о целесообразности внедрения робота.
Потенциальные риски
Как и любая дорогостоящая покупка, приобретение роботов сопровождается массой рисков, которые могут проявиться как в самом начале эксплуатации, так и со временем. По мнению г-на Лукина, в роботизации разнообразных угроз великое множество, избежать их сложно, однако облегчить последствия можно путём профессиональной подготовки.
«Высокоточная и высокоскоростная техника требует специальных знаний, компетенций и умений. Проблема большинства предприятий, что они с робототехникой раньше не сталкивалась. Можно сравнить с ситуацией, когда человек долгое время ездил на лошади и вдруг купил автомобиль. Проблем может появиться масса! Мы рекомендуем, прежде чем что-то покупать, поучиться», — объясняет свою точку зрения генеральный директор компании «ТЕХНОРЭД».
Предприятия, внедрившие робота, склонны допускать одну наиболее распространённую ошибку —ожидать, что он способен решить любую проблему. Однако это, к сожалению, отнюдь не так.
«Как любят говорить роботизаторы, если у вас на производстве бардак, то, поставив робота, вы не избавитесь от него. Просто бардак у вас будет роботизированный», – высказался г-н Тимофеев.
Он также объяснил: роботы, как правило, помогают увидеть все слабые места производства и обнажить скрытые проблемы. В ряде случаев внедрение робота становится началом изменений на всех участках производства, начиная с заготовительных участков и заканчивая поставщиками тары и упаковки. Но сама по себе эта технология не обладает способностью к импровизации, как человек, и не способна тут подогнуть, там подстучать, здесь повернуть. А потому заготовки, с которыми работает робот, должны быть идеальны, цикл операции не должен нарушаться.
А куда пойти учиться?
Раз уж мы заговорили об обучении, стоит разобраться и в этом вопросе. Неужели сотрудников придётся отправить в вузы? Можно и так, но игроки рынка роботизации предлагают другие пути решения.
Один из них — это нанять специалистов, которые уже имели опыт взаимодействия с роботами. Есть и другой: выбрать компанию — интегратора роботизированных решений, которая наряду с внедрением этих самых роботов также обучает персонал не только управлению роботами, но и их программированию.
«Большинство компаний, внедряющих роботизированные технологии, периодически проводят бесплатные курсы или интенсивы по работе с роботами. Кроме того, в некоторых технических вузах есть центры промышленной роботизации, которые помогут подготовить персонал с требуемыми знаниями. Такие центры есть, например, при питерском политехе Петра и Уральском федеральном университете. Ну и, наконец, в сети есть онлайн-курсы по безопасному управлению и программированию роботов. Правда, в этом случае знания будут чисто теоретическими», — рассказал заместитель директора ООО «Робовизард».
Как понять, приносит ли робот пользу?
Представим, что умные машины уже вовсю трудятся на сварочном участке, а может быть, и сразу на всех. Подходит к концу первый год после внедрения, пора собирать первые плоды, а точнее, подсчитывать, что предприятие от этой роботизации получило. Поставщики ведь обещали большие цифры на показателях: высокую производительность, экономию ресурсов, сокращение времени выпуска продукции, а на фоне всего этого — быструю окупаемость. Как узнать, соответствуют ли ожидания реальности?
По словам Артёма Лукина, критериев для оценивания эффективности внедрения роботов достаточно. Например, можно посчитать, сколько предприятие стало экономить на фонде оплаты труда (ФОТ), или посмотреть на проценты повышения производительности труда и повышения качества продукции. Или такой вариант: учитывать увеличение номенклатуры выпускаемой продукции и прибыльность.
Роман Тимофеев, в свою очередь, говорит о том, что для подсчёта экономической эффективности существует множество разных формул. Толковый экономист выберет любую из понравившихся. Однако эксперт считает, что ждать от внедрения значительной экономии на ФОТ не стоит, поскольку роботизация — это не про экономию, а в первую очередь про повышение эффективности и производительности.
«Коллеги из ПАО «КАМАЗ» проводили большое исследование и выяснили, что при внедрении роботизированных технологий экономия на ФОТ составляет всего 10–15%. Далее за счёт повышения качества и его стабильности можно повысить экономическую эффективность производства на 15–20%. Но наибольший экономический эффект достигается за счёт повышения производительности автоматизированного оборудования, и это составляет от 60 до 70%», – объясняет г-н Тимофеев.
Робот, прежде всего, влияет на минимизацию влияния человеческого фактора: удерживает определённый уровень качества выпускаемой продукции, сокращает время производственного цикла, помогает увеличить загрузку производственного участка. А уже исходя из этих критериев можно посчитать следующее: экономию на отсутствии брака, эффективность при сокращении производственного цикла и увеличение производительности при полной загруженности.
Таким образом, мы представили вам базовые рекомендации по внедрению роботов. Помните: каждый случай индивидуален!
Читайте также по теме: Как сократить отставание в области роботизации промышленности России?
.