Промышленный бизнес в Узбекистане: перспективы и особенности рынка
За девять месяцев 2024 года объём взаимной торговли между Россией и Узбекистаном достиг 679 млрд рублей — это на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Российские инвестиции в экономику республики также увеличились — на 17%. В Узбекистане представлено более 3 000 предприятий с российским участием — 22% от общего числа действующих компаний с иностранным капиталом. Такие данные озвучил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров на 25-м заседании межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между двумя государствами.
Одним из результатов встречи стало подписание плана мероприятий по развитию сотрудничества Дальнего Востока России с Республикой Узбекистан на период с 2025 по 2030 годы. Документ подписали заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Виталий Алтабаев и заместитель министра инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана Хуррам Тешабаев.
Стороны договорились о расширении объёмов торговли сельскохозяйственной продукцией и запуске новых инвестиционных проектов, развитии сотрудничества в сфере подготовки квалифицированных кадров и реализации совместных образовательных программ, внедрении инновационных технологий и обмене опытом в добыче и переработке полезных ископаемых, а также о комплексном развитии транспортно-логистической инфраструктуры и увеличении взаимного туристического потока.
На пленарном заседании межправкомиссии заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач рассказал о том, что на данный момент сформирована дорожная карта по наращиванию торговли между двумя странами. Документ содержит согласованные целевые показатели до 2030 года, согласно которым российский экспорт в Узбекистан за этот период планируется увеличить в 2,7 раза, до 18,2 млрд долларов, а узбекский экспорт в Россию — в 3,6 раза, до 11,8 млрд долларов.
Незадолго до заседания межправкомиссии, в конце ноября 2024 года, делегация из восьми российских химических и фармацевтических предприятий посетила Узбекистан в рамках бизнес-миссии, организованной Российским экспортным центром. За два дня миссии компании провели 50 деловых встреч с потенциальными партнёрами. Есть планы и по развитию промышленности в республике с участием российских предприятий.
«В проработке — крупные проекты в промышленности, в том числе строительство медно-обогатительной фабрики на базе Алмалыкского горно-металлургического комбината в Ташкентской области, газохимического комплекса в Бухарской области и создание металлургического кластера на железорудном месторождении “Тебинбулак”», — сказано в материалах, опубликованных на сайте информационного агентства «Дуне» узбекистанского МИД накануне визита президента РФ Владимира Путина в республику в мае текущего года.
Также в ходе этой поездки поднимался вопрос об организации компанией «АвтоВАЗ» производства автомобилей линейки Lada в Узбекистане. Это подтвердил Денис Мантуров, который входил в состав делегации, отметив, что о конкретных сроках возможного запуска сборки пока говорить рано.
Пресс-служба российской компании «Арнест упаковочные решения», специализирующейся на выпуске упаковки для напитков, поделилась планами по строительству завода для производства алюминиевых банок в Узбекистане. Предполагается, что предприятие откроется в городе Навои. Реализация этого проекта позволит компании активнее поставлять продукцию в страны Центральной Азии.
Чем обусловлен такой всплеск интереса к Узбекистану и в чём его привлекательность для российских компаний? Какие нюансы следует учесть игрокам, которые планируют выйти на дружественный рынок?
Ответить на эти вопросы постарались участники онлайн-конференции «Бизнес в Узбекистане: использовать возможности, избегая риски», организатором которой выступило коммуникационное агентство MAAS.
Ранее в публикации, посвящённой трансферу российских технологий на международный рынок, управляющий партнёр агентства Евгения Шанская поделилась своим опытом работы в данной сфере. По её словам, ключевыми направлениями для экспорта в Узбекистан для российских компаний являются строительство и промышленное оборудование.
Наряду с традиционными отраслями, такими как сельское хозяйство, текстильная промышленность и туризм, сегодня активно развивается ИТ-сектор. Об этом в ходе онлайн-конференции заявил заведующий сектором Центральной Азии Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН Станислав Притчин. Причём развитие этого сегмента идёт при поддержке государства. Выступая на открытии III Международного инвестиционного форума в мае 2024-го, президент республики Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что за последний год экспорт IT-услуг и программной продукции в республике вырос в два раза.
«В будущем планируем довести этот показатель до 5 млрд долларов. Ожидаем увеличения числа резидентов IT-парка в 10 раз, создания 100 тыс. рабочих мест», — заявил глава государства.
Он также сообщил, что для привлечения иностранных компаний на базе IT-парка будет создан Международный центр цифровых технологий. В республике уже есть первый технологический «единорог» — цифровая экосистема Uzum. По данным Forbes, компания, в которую входят e-commerce-сервисы, финтех- и банковские проекты для физлиц, малого и среднего бизнеса, привлекла более 100 млн долларов инвестиций, по итогам сделки её стоимость достигла 1,1 млрд долларов.
Рынок Узбекистана становится открытым
Станислав Притчин в своём выступлении отметил, что перспективным для развития бизнеса является не только ИТ-сектор, — страна привлекательна для предпринимателей из различных отраслей по целому ряду факторов. И ключевым из них является то, что в настоящее время республика переживает серьёзную политическую трансформацию, которая влечёт за собой изменения в экономике. Начался этот этап в 2016 году, когда президентом Узбекистана стал Шавкат Мирзиёев, до этого в течение 13 лет занимавший должность премьер-министра.
«Это был во многом революционный переход, потому что Ислам Каримов, предыдущий президент, придерживался консервативной политики. Узбекистан был одним из самых закрытых государств и сравним по многим показателям с Туркменией, которая до сих пор остаётся terra incognita. Узбекистан же за последние семь лет сделал мощный рывок в сторону открытия. И во многом эта трансформация обусловлена внутренними потребностями, потому что Исламу Каримову удалось сохранить диверсифицированную экономику и большую часть секторов, которые были созданы в советское время.
Но закрытая модель экономики не позволяла открывать новые рынки, торговать и взаимодействовать с партнёрами. Шавкат Мирзиёев как человек, который занимался всеми вопросами промышленного развития и экспорта, понимал все слабые стороны, и его первые шаги были направлены на выстраивание взаимоотношений с соседями. Буквально за несколько месяцев Узбекистан из страны, разъединяющей Центральную Азию, превратился в страну, соединяющую её», — пояснил Станислав Притчин.
На уже упоминавшемся Международном инвестиционном форуме 2024 года президент республики подчеркнул, что главной целью считает превращение Узбекистана в надёжного и долгосрочного партнёра для иностранных инвесторов.
«Раньше существовали серьёзные ограничения для инвесторов. Например, они должны были получать разрешение на конвертацию валюты, причём это требование носило закрытый, неформальный характер. Нужно было иметь кого-то в партнёрах из генералов Службы национальной безопасности, чтобы иметь возможность конвертировать хотя бы часть прибыли, заработанной на рынке Узбекистана, и по не очень выгодному курсу. Всю прибыль вывезти не удавалось, настолько были жёсткие ограничения. Конечно, в таких условиях рассчитывать на серьёзный приток инвесторов и развитие экономики не приходилось», — описал недавнюю ситуацию г-н Притчин.
Сегодня Узбекистан — одно из самых динамично развивающихся государств, и не только в Центральной Азии. По данным ИМЭМО РАН, рост экономики республики по итогам 2023 года составил 6%, рост ВВП примерно на том же уровне, инфляция — в пределах 10%. Добиться этого позволила либерализация условий для ведения бизнеса.
«На первом этапе ставка была сделана на успешных узбекистанцев, которые работали в России, — они стали проводниками крупных инвестиций. Это хорошая стратегия в условиях слабого доверия институциональных и иностранных инвесторов к рынку, которая позволила реализовать достаточно крупные проекты. Постепенно Узбекистан стал развивать работу с иностранными инвесторами, и сейчас это одна из наиболее продвинутых сфер в Центральной Азии. Существуют официальные агентства, которые привлекают инвесторов, обновлено до мировых стандартов законодательство по их защите, сменился омбудсмен, всё работает в режиме 24/7.
Конечно, это потребовало колоссальной перестройки. Ставка была сделана на молодые кадры, которые получили образование на западе. Естественно, для них приоритетом были западные инвесторы. А с учётом того, что страна находится далеко, институциональные показатели не очень хорошие с точки зрения западных компаний, объективно интерес этих игроков к Центральной Азии в целом и Узбекистану в частности достаточно ограничен. Здесь был определённый просчёт, ставку нужно было делать на российских бизнесменов. Сейчас эта работа перестраивается, есть понимание, что инвесторы из РФ будут перспективнее», — подчеркнул Станислав Притчин.
Регистрация иностранных компаний, которые приходят в Узбекистан, максимально упрощена. Оформить её можно через «одно окно» — центр государственных услуг при Министерстве юстиции страны. Процедура занимает до трёх дней, отметила аудитор, налоговый консультант, член Общественного Совета при Государственном Налоговом комитете и Общественного Совета при Президенте Республики Узбекистан Светлана Голосова. Есть лишь один нюанс: устав компании должен быть написан на узбекском языке.
«После регистрации данные автоматически передаются в налоговый орган. Можно объявить уставный капитал и сформировать его в течение года, требования о первоначальном взносе нет. Если предприятие заходит с большим объёмом инвестиций, то его регистрация осуществляется по постановлению кабинета министров. Предприятие берут на контроль, ему оказывают особое внимание», — пояснила Светлана Голосова.
По её словам, всё нормативное законодательство республики постепенно обновляется: недавно вышел новый Трудовой кодекс, а обновлённая редакция Налогового кодекса действует с 2020 года. Причём в подготовке этого документа самое активное участие принимали российские эксперты.
«Поэтому на 80% это российский налоговый кодекс со всеми его плюсами и недоработками. В системе налогового администрирования мы по максимуму используем цифровые технологии, где-то опережая российское администрирование. Когда предприятие регистрируется в налоговый орган, автоматом у него открывается кабинет налогоплательщика, и вся информация проходит через него.
Что касается бухгалтерского учёта, здесь мы использовали опыт Казахстана: все крупные предприятия (банки, акционерные общества и т. д.) обязаны переходить на Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), а малые ещё вправе пользоваться национальными стандартами бухгалтерского учёта, строить по ним свою налоговую политику и формировать отчётность. Сейчас идёт перестройка и, к сожалению, нормативка в этой части не успевает за пожеланиями правительства. Пока не утверждены сами формы отчётности, сохраняется неопределённость. Например, как и в России, налог на прибыль в Узбекистане компании выплачивают до 1 марта. При этом финансовая отчётность по национальным стандартам должна быть сдана до 15 февраля. А отчётность по МСФО — до 15 июня. Происходит разрыв и возникают трения с налоговыми органами», — пояснила консультант.
По её словам, правительство Узбекистана старается максимально уходить от налоговых льгот, чтобы уравнять всех инвесторов и налогоплательщиков на территории республики. На уже упоминавшемся Международном инвестиционном форуме была озвучена информация о том, что государство взяло на себя обязательства по обеспечению прав инвесторов в судах. Также было объявлено о введении нового судебного органа — Международного коммерческого суда, который должен стать для инвесторов местом разрешения споров в Узбекистане. Созданы и административные суды, которые будут следить за тем, чтобы любые юридические неясности между госучреждениями и частными инвесторами интерпретировались в пользу последних.
На одной из сессий форума Шавкат Мирзиёев объявил ещё об одном новшестве — отмене ограничений на срок действия особых экономических зон (ОЭЗ) в Узбекистане. Кроме того, срок аренды земли для иностранных инвесторов будет увеличен вдвое — с 25 до 49 лет. В каждой зоне свои условия для резидентов в части административных и финансовых льгот. Поэтому, если российская компания захочет стать участником такого проекта, стоит изучить их заранее.
«В Узбекистане сейчас активно развиваются свободные экономические зоны, на сегодняшний день их уже более 20 во всех регионах республики. При этом созданные при российском участии технопарки имеют все преференции, полагающиеся резидентам ОЭЗ, но, к примеру, не ограничены минимальным объёмом инвестиций для их получения. Это, в частности, очень актуально для представителей малого и среднего бизнеса, которые не имеют значительного капитала для локализации», — рассказал в интервью ТАСС торгпред РФ в республике Константин Злыгостев.
Он также отметил, что позитивные примеры создания промышленных технопарков в Узбекистане при участии российской стороны способствовали дальнейшему масштабированию этого направления. Первый такой проект был реализован в 2022 году в Ташкентской области — химико-индустриальный технопарк «Чирчик». В апреле 2023 года аналогичный объект открыли в Джизакской области. По словам Константина Злыгостева, в настоящее время ведётся работа по созданию индустриальных парков на территории Навоийской и Бухарской областей.
В частности, в ноябре генеральный директор Камского индустриального парка «Мастер» Фарид Закиров презентовал президенту Узбекистана проект специального промышленного парка «Навоийский комплекс развития промышленности». Как сказано на портале индустриальных парков России, первая очередь площадей уже заполнена резидентами, открытие промпарка запланировано на 2025 год.
«В Навои иностранные инвесторы и местные предприниматели сформировали более 100 проектов общей стоимостью 26,8 млрд долларов», — говорится на сайте.
Навоийская область — самый индустриальный регион Узбекистана после Ташкента, убеждён генеральный директор Свободной экономической зоны «Навои» Хабиб Абдулаев. Это, кстати, одна из крупнейших в стране промышленных площадок с льготными режимами для резидентов и оптимальными условиями для размещения производственных проектов.
«Ещё несколько лет назад российские компании вообще не смотрели в сторону Узбекистана: репутация была не лучшая, да и перед ними стояли более актуальные задачи. В связи с текущей ситуацией они начали больше присматриваться к возможностям республики. Узбекистан сегодня — страна возможностей, но они не везде одинаковые. По моим ощущениям, следующий год будет годом массированного притока российского бизнеса. Это во многом связано и с тем, что Узбекистан достаточно стабильно будет сохраняться в орбите российских интересов», — подчеркнул Хабиб Абдулаев в ходе онлайн-конференции.
Одним из стимулов развития партнёрских отношений между странами гендиректор СЭЗ «Навои» считает энергетическую проблему, решение которой в республике вряд ли возможно без участия России.
Ограничения и нюансы бизнеса
По словам Станислава Притчина, развитием энергетического сектора правительство Узбекистана не занималось долгое время. И хотя сегодня эта работа активизирована, есть сомнения по поводу приоритетов.
14 декабря 2024 года президент Шавкат Мирзиёев принял участие в торжественной церемонии, посвящённой запуску энергетических мощностей и началу строительства новых объектов. Общая стоимость всех проектов составляет более 7 млрд долларов. А за последние пять лет в сферу энергетики Узбекистана привлечено около 20 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, подчеркнул глава государства. Он также поделился планами развития энергосектора республики: до 2030 года будут построены дополнительные «зелёные» мощности на 19 тыс. МВт, доля возобновляемой энергии будет увеличена до 54%. Уже к 2025 году планируется ввести 18 солнечных и ветровых станций мощностью 3,4 тыс. МВт, а также системы хранения энергии на 1,8 тыс. МВт. Это увеличит объёмы производства «зелёной» энергии до 12 млрд кВт·ч в следующем году. Также в течение двух лет совместно с частными партнёрами будет реализована масштабная программа по созданию более 2000 малых и микрогидроэлектростанций. Средства на реализацию этих планов также планируется привлекать от иностранных инвесторов.
«В рамках стратегии обозначено, что основным вектором развития будет «зелёная» энергетика, но это вызывает вопросы по опыту запада. Даже те климатические условия, которые есть в Узбекистане, не позволят системно решить вопрос с дефицитом электроэнергии. Большая ставка была сделана в своё время на атомные электростанции, но вместо полноценной крупной АЭС мощностью более 4 ГВт было принято решение построить шесть небольших по 55 МВт. В идеале нужно строить как минимум две мощные атомные электростанции, потому что потребность в электроресурсах в стране очень большая. Узбекские проектные институты говорят, что к 2030 году она удвоится», — акцентировал внимание на проблематике Станислав Притчин.
Также он напомнил о том, что существующая система генерации находится не в лучшем состоянии, из-за чего уже не раз в республике возникали серьёзные энергетические кризисы. Например, в январе 2022 года случился масштабный блэкаут, когда в результате сбоя оказался обесточен весь Узбекистан.
«Энергетика — одно из тех направлений, в которых нужно системно работать. И не всегда «зелёная» энергетика, на которую власти делают ставку, позволит разрешить ситуацию. Это сдерживающий фактор для крупных промышленных проектов. Проблемы с их реализацией могут возникнуть уже в краткосрочной перспективе», — подытожил г-н Притчин.
Кадры, банки и долги
Заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН напомнил о значительном размере внешнего долга Узбекистана, который считает результатом консервативной политики предыдущего главы государства.
«Сегодня внешний долг республики превысил 50% ВВП. В стратегии «Узбекистан — 2030» прописаны параметры по ограничению внешнего долга, но они уже превышены. Поэтому любые инвестиции извне — это серьёзная нагрузка для бюджета страны с точки зрения выплат по внешним кредитам», — пояснил спикер.
Существуют нюансы и в работе банковской системы республики, которые следует учитывать российским предпринимателям, стремящимся выйти на рынок Узбекистана.
«Политика правительства всё ещё достаточно консервативна. Оно заинтересовано в приходе внешних игроков, но с ограничением ниш, чтобы не лишить местные банки возможности развития. Есть доминирование государства в экономике, решающее слово будет всегда оставаться за пулом крупных внутренних игроков. Это нужно учитывать, планируя выход на данный рынок», — порекомендовал Станислав Притчин.
Существует в республике и проблема занятости населения. На данный момент официальная численность жителей Узбекистана составляет 37 млн человек, и ежегодно этот показатель прирастает на 1 млн.
«Трудовые ресурсы в стране избыточные. Но есть и обратная сторона — качество этих ресурсов. Образовательная система не справляется с таким количеством обучающихся. В вузах числится около 1 млн студентов, то есть в среднем на год приходится около 200 тыс. человек. А на рынок труда ежегодно приходит около полумиллиона соискателей. Сложная ситуация с колледжами и среднеспециальным образованием: мощности около 185 колледжей и профессиональных техникумов не позволяют обучить и подготовить такое количество людей. В этих условиях единственный механизм — экспорт трудовых ресурсов, и Россия является основным направлением. Но, опять же, государство ничего не делает, чтобы повысить качество экспорта этих услуг. В провинции подготовить ребят, владеющих русским языком настолько, чтобы они могли занять какие-то приемлемые ниши на российском рынке труда, невозможно», — подытожил Станислав Притчин.
Хабиб Абдулаев был более оптимистичен в своих оценках. Он подтвердил, что в стране существуют все те сложности, о которых рассказал представитель ИМЭМО РАН, и даже некоторые аспекты, о которых он не упомянул.
«В Узбекистане главная проблема — информационная закрытость. Трудно понять ёмкость рынка, оценить платёжеспособность клиентов. И даже если ты это понял, сложно пробиться к ним, особенно если это государственные компании. Но проблемы с платежами, поставкой комплектующих и обостряющаяся нехватка кадров заставляют российские компании всё чаще рассматривать Узбекистан как площадку для производства продукции, которая впоследствии будет ввозиться в РФ», — пояснил глава СЭЗ «Навои».
Как и во всех сферах, здесь свои нюансы. Главный из них в том, что использовать Узбекистан как транзитный пункт для ввоза товаров из «недружественных» стран в Россию на получится. Мало просто переклеить этикетку, нужно сделать так, чтобы товар мог считаться выпущенным на территории республики.
«Для компаний, которые хотят ввозить продукцию в Россию, хороший выход — собрать площадку в Узбекистане, получить сертификат Made in Uzbekistan и уже без каких-либо ограничений транспортировать товары в Россию. Потому что в Узбекистане экспорт — это священная корова. Ограничений по ТН ВЭД нет, можно даже металлообрабатывающий станок вывезти в Россию, но при условии, что он Made in Uzbekistan. Получить сертификат несложно: если у вас меняется одна из четырёх цифр кода ТН ВЭД, то можно считать, что вы удовлетворяете требованиям. Например, завозят в страну разобранные, но не полностью комплектные насосы, и какие-то элементы заказывают у местных предприятий. Так что российским инженерам надо лишь определиться, что они могут доверить узбекским партнёрам. Возможности у них достаточно широкие: есть и литьё, и точная мехобработка, и другие технологии», — поделился секретами успешного бизнеса Хабиб Абдулаев.
Конкуренция с Китаем
Ещё одним камнем преткновения в развитии российско-узбекских отношений является логистика. В последние месяцы 2024 года наблюдались проблемы с транспортировкой товаров, связанные с усилением пограничного контроля Казахстана, что привело к задержкам и «пробкам» на границе. В связи с этим на «Транспортной неделе — 2024» министры транспорта двух государств Илхом Махкамов и Роман Старовойт провели встречу, в ходе которой обсудили перспективы использования новых транспортных коридоров через Каспийское море для обхода текущих логистических сложностей.
Что касается развития железнодорожной инфраструктуры, то и здесь есть нюансы. Ведётся строительство железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан», но Станислав Притчин выразил сомнения насчёт того, насколько при реализации этого проекта учитываются интересы всех сторон и нет ли перекоса в сторону КНР. Эти опасения продиктованы тем, что Китай на сегодня является значимым торговым партнёром для Узбекистана и по некоторым показателям опережает Россию.
Агентство статистики республики отчиталось, что на 1 декабря 2024 года на её территории действует 15 450 предприятий с участием иностранного капитала. Из них 3 372 образованы с привлечением китайских инвестиций, а доля компаний с российским финансированием насчитывает 3 067. По итогам 2023 года двусторонний товарооборот между Узбекистаном и КНР вырос на 50% и превысил 14 млрд долларов. Примерно в такую же сумму оцениваются китайские инвестиции в приоритетные сферы экономики республики.
«Если посмотреть внешнеторговую статистику всех среднеазиатских государств, то торговля с Китаем у всех просто запредельная. Но при этом есть понимание, что столько товаров местные экономики просто не могут переварить. По большей части это либо скрытый, либо «серый» импорт в Россию. С учётом того, что Узбекистан развивает свою промышленность, это вызывает вопросы. Нужно ли ему такое активное взаимодействие с Китаем?» — обозначил проблему представитель ИМЭМО РАН.
Он также напомнил о такой особенности китайских инвесторов, как активное привлечение кредитных средств, которые жёстко администрируются по возврату и предполагают привлечение китайских технологий.
«По сути, Китай субсидирует свои компании за счёт средств центральноазиатских государств. Как правило, эти страны рады китайским инвестициям, потому что не так много тех, кто готов вкладываться в такие ёмкие сектора, как транспорт, например. Но есть и обратная сторона. Можно привести в пример Таджикистан, где модернизация Душанбинской ТЭЦ привела к тому, что государство было вынуждено в счёт выплаты задолженности предоставить для освоения два золоторудных месторождения. К сожалению, эти риски в публичном пространстве не обсуждаются, хотя в кулуарах эксперты об этом поговаривают», — поделился сомнениями Станислав Притчин.
Их постарался развеять Хабиб Абдулаев, который выразил несогласие с тезисом о том, что среднеазиатские страны завозят много китайской продукции, непропорционально их экономическому росту.
«Узбекистан был очень аккуратен в этом. Когда мы говорим о китайском импорте для дальнейшего экспорта в Россию, к Узбекистану это мало применимо. Соглашусь в отношении китайских инвестиций, риски там есть, но руководство Узбекистана осознаёт их в полной мере. Конечно, существует ряд негативных примеров, но правительство сделало из этого выводы. Китайские деньги принимаются с определённой разборчивостью. Исходя из своей практики работы могу подтвердить, что китайцы очень не любят открывать производства. Их задача — купить сырьевые ресурсы и продать свои товары.
Есть некоторые исключения, и тоже не всегда радостные. Например, к нам пришла китайская компания, которая стала крупным экспортёром гранитной плиты в Россию и Казахстан. При этом она отодвинула практически всех местных производителей. Но есть и другие, позитивные примеры. Например, другая китайская фирма собирается выпускать у нас лопасти для ветрогенераторов. Привезти их из Китая невозможно, они слишком большие. Поэтому китайцы вынуждены локализовать их производство здесь», — рассказал глава СЭЗ «Навои».
Как сообщило издание UxDaily, Узбекистан и КНР намерены к 2026 году открыть в Ташкентской области новый индустриальный парк и 20 предприятий, выпускающих электротехнику, текстиль, стройматериалы, спецтехнику и фармацевтическую продукцию. А по данным издания Daryo, китайский университет Сидиан объявил о запуске в 2025 году спецпрограммы по развитию цифровых навыков у молодёжи Узбекистана. Кроме того, в университете озвучили планы о возможном открытии филиала в республике и создании центра ИТ-образования.