Промышленные БПЛА сегодня: от общих тенденций к конкретным моделям и их применению
16 декабря 2024

Промышленные БПЛА сегодня: от общих тенденций к конкретным моделям и их применению

Прошёл год с тех пор, как мы обсуждали растущую популярность промышленных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Уже тогда было ясно, что правительство планирует взяться за эту отрасль основательно: создавали госпрограммы, проекты, а также открывали и планировали запускать научные центры.

Дронология развития беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) стремительно нарастает, и они становятся не только частью военных операций, но и важным инструментом в коммерческих и промышленных секторах.

В правительстве прогнозировали, что в 2024 году российские компании произведут свыше 18 тыс. БПЛА. А в ноябре текущего года первый вице-премьер РФ Денис Мантуров заявил, что к концу десятилетия объём выпускаемых в России беспилотников вырастет аж в пять раз.

В этой статье мы рассмотрим текущее состояние рынка промышленных БПЛА, какие сдвиги в отрасли произошли в 2024 году, а также проанализируем популярные модели и их применение в разных отраслях.

Сфера БПЛА растёт

Промышленные дроны или БПЛА — это беспилотные летательные аппараты, предназначенные для конкретных применений в промышленных условиях. Эти дроны обычно обладают функциями, которые делают их хорошо подходящими для таких задач, как инспекции, наблюдение и картографирование. ВРЕЗКА

Чтобы лучше понимать, откуда в России такой высокий интерес к этим машинам, стоит отметить функционал БПЛА. Эти машины обладают следующими качествами:

  • Полезная нагрузка: возможность нести специализированное оборудование или датчики для различных промышленных целей.
  • Длительное время полёта: увеличенное время автономной работы для длительных полётов в воздухе.
  • Надёжная конструкция: прочные материалы и модульная конструкция упрощают сборку и ремонт.
  • Усовершенствованные датчики: высококачественные камеры, тепловизоры и другие датчики для сбора данных.
  • Большая дальность: способны покрывать большие территории или расстояния за один полёт.

Таким образом очевидно, что сфера их применения может быть достаточно широкой, а значит, из года в год их популярность будет только увеличиваться. Подкупает также и экономическая выгода. На практике компании Skanska выяснилось, что автоматизация процесса строительства с помощью дронов позволяет сократить затраты на инспекцию на 30-40% и повысить рентабельность до 20%.

С начала 2024 года в стране заработал национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС). В рамках его реализации власти ожидают того, что отрасль будет расти самостоятельно. Для этого государство выделило 696 млрд рублей до 2030 года, с уверенностью, что объём выпуска дронов через шесть лет будет составлять 180 тыс. единиц.

Что касается мирового рынка БПЛА, то, по данным аналитического агентства Mordor Intelligence, в текущем году в денежном выражении он достигнет 35,3 млрд долларов, а к 2029 году увеличится почти в два раза и составит 67,6 млрд долларов.

В России ситуация несколько отличается темпами развития, но сфера всё же действительно показывает положительную динамику. Так, ещё до запуска нацпроекта в 2023 году сфера гражданских БПЛА выросла на 63% и достигла 8 млрд рублей. Предполагается, что по итогам этого года она превысит 13 млрд рублей, а в 2028-м — 81 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что развитие рынка происходит благодаря улучшению законодательной базы, созданию необходимой инфраструктуры и увеличению вложений со стороны крупных корпораций.

Однако рынок всё же ограничен запретами на использование беспилотных летательных аппаратов во многих регионах России. В прошлом году это привело к уменьшению доходов от услуг с использованием беспилотных аппаратов на 34%. Имеет ли это влияние на область промышленного использования дронов, сказать сложно.

При этом эксперты подчёркивают, что российский рынок гражданских БПЛА активно формируется. Об этом, например, свидетельствует ежегодно растущее число участников учений БПЛА. Которое, в свою очередь, говорит не только о распространении дронов в промышленности, но и кадровом росте потенциала их применения.

Промышленные БПЛА сегодня: от общих тенденций к конкретным моделям и их применению

Сфера БПЛА в 2024 году

В прошлом году в России появилось три площадки для производства дронов. Все они размещены на территории индустриального парка «Руднево» в ОЭЗ «Технополис Москва». Там же ведётся не только выпуск этих машин, но также проводятся испытания и тестирования БПЛА и подобных аппаратов.

В этом году в России планировали открыть четыре научно-производственных центра (НПЦ) в регионах. А В период с 2025 по 2026 год их число может вырасти до 15.

Так и произошло, в 2024 году НПЦ открылись в Москве, Томской и Самарской областях. Более того, по словам начальника отдела сопровождения деятельности НПЦ департамента регионального развития в сфере БАС АНО «Платформа НТИ» Виктора Изирушева, в создании таких же центров оказались заинтересованы ещё 66 регионов страны.

В июне стало известно о создании производственной площадки в Новосибирске. В центре разрабатывают и производят компоненты для дронов, а также автоматические зарядные станции и специальные решения для экстремальных условий эксплуатации.

Осенью тоже не обошлось без обновлений в отрасли. Сфера действительно развивается. Так, например, саратовские учёные работали над повышением безопасности дронов и создали соответствующий софт

Кто применяет

По мнению генерального директора компании «Геоскан» Алексея Юрецкого, государство формирует рынок для отечественных разработчиков и производителей, делая его более привлекательным для инвестиций. Он считает, что государственная инициатива стимулирует другие предприятия активнее интегрировать дроны в свои бизнес-процессы.

По данным АО «ГЛОНАСС» и НТИ, первой по применению беспилотников в следующее десятилетие может оказаться сельскохозяйственная отрасль. Более того, эта сфера была одним из основных потребителей промышленных БПЛА в 2023 году.

В рамках исследования компания опросила 1200 руководителей компаний. Из них 26% считают, что лидером станет сельскохозяйственное направление. При этом ещё 17% считают, что беспилотники будут популярны в грузовой логистике на отдалённых и труднодоступных территориях, а 15% — в сфере мониторинга инфраструктуры.

Помимо агросектора, БПЛА находят применение в нефтегазовой отрасли, энергетике и строительстве.

По словам генерального директора Gaskar Group Игоря Афанасьева, в коммерции почти 90% использования беспилотных авиационных систем (БАС) связано с автоматизированным мониторингом, который позволяет эффективно оценивать состояние земной поверхности с помощью разнообразных сенсоров. В отличие от спутниковых данных, БПЛА предлагают высококачественные изображения и дают возможность составлять более точные карты местности. Кроме того, инспекция объектов осуществляется дистанционно и в режиме реального времени, что позволяет продолжать работы без задержек и прерываний.

Например, сегодня дроны активно используются для мониторинга инфраструктуры такими гигантами, как «Газпром», «Газпром нефть», «Роснефть» и НОВАТЭК. По словам эксперта Игоря Афанасьева, внедрение БАС в промышленность позволяет минимизировать риски, связанные с работой в опасных условиях — будь то съёмка с высоты или работа в сложных природных ландшафтах.

В частности, по данным «Газпрома», использование беспилотников позволяет сократить время обследования магистральных газопроводов на целых 70%. При этом стоимость работ снижается в три раза, а время на обнаружение возможных нарушений на трубопроводах сокращается с дней до всего лишь нескольких часов.

«Газпром нефть» активно применяет БАС для геофизических исследований, внедряя беспилотный транспорт различных типов на протяжении более трёх лет. Среди технологий, которые представляют наибольший интерес для бизнеса, выделяются оптимизация складских операций и доставка грузов.

В пресс-службе компании отметили: «В 2021 году мы первыми в нефтегазовой отрасли запустили регулярные перевозки промышленных грузов с использованием беспилотного наземного транспорта». В 2022 году, в партнёрстве с другими организациями, компания успешно протестировала первую в России систему дистанционного управления речными судами.

Промышленные БПЛА сегодня: от общих тенденций к конкретным моделям и их применению

Отечественное производство

Исходя из данных «Стратегии развития беспилотной авиации РФ», в настоящее время в сфере БПЛА работает около 200 компаний. Каждый третий участник рынка занимается разработкой или производством беспилотных летательных аппаратов. А доля отрасли в валовом внутреннем продукте страны составляет менее 0,1%.

По оценкам экспертов, доля российских производителей в гражданском сегменте рынка составляет 22% от общего объёма потребления.

Среди участников рынка можно выделить такие компании, как «Финко» (группа компаний «Беспилотные системы»), СТЦ, «Аэродин», «Ирбис Скай Тех», «БАС Глори Эйр», «АВАКС-ГеоСервис», «Геоскан» и другие.

Как подчёркивают авторы «Стратегии развития отрасли», основная часть производителей БАС фокусируется на многоярусных летательных аппаратах — эти лёгкие коптеры способны зависать над объектами, осуществлять фронтальные съёмки для создания трёхмерных моделей и подниматься вертикально даже в условиях ограниченного пространства для взлёта и посадки. Однако у них есть ограничения в грузоподъёмности, времени полета и дальности действия.

Дроны, выполненные в форме самолёта, составляют 30% от общего числа производств отечественными корпорациями, а вертолётные дроны — только 7%. Именно в этих направлениях, благодаря достижениям в сфере беспилотных летательных аппаратов для государственной авиации, сформировались ключевые компетенции российских производителей.

Промышленные БПЛА сегодня: от общих тенденций к конкретным моделям и их применению

Вот лишь некоторые примеры российских дронов, применяемых в промышленности, информацию о которых мы узнали из разных источников:

БПЛА ZALA 421-16E5G (ZALA AERO)

Компания ZALA AERO, один из ведущих производителей беспилотных летательных аппаратов в России, предлагает модель ZALA 421-16E5G, которая находит применение в различных отраслях, включая нефтегазовый сектор. Этот дрон используется для мониторинга трубопроводов и нефтехранилищ, что позволяет обеспечить выявление возможных утечек и других аномалий.

  • Функции: тепловизионный контроль, 3D-картографирование, выявление утечек.
  • Преимущества: повышенная автономность полёта (до 6 часов), возможность работы при температурах от -30°C до +50°C, что делает модель универсальной в различных климатических условиях.
  • Эффективность: применение данного дрона позволяет сократить затраты на осмотр объектов на 30% и снизить количество аварий на 15%, благодаря более оперативному реагированию на возникающие проблемы.

БПЛА Геоскан 401 («Геоскан»)

Дрон Геоскан 401 активно используется в металлургической и горнодобывающей отраслях для повышения эффективности управления процессами. Этот аппарат предназначен для мониторинга состояния карьеров и создания цифровых моделей шахт.

  • Функции: контроль состояния карьеров, создание цифровых моделей и 3D-карт на основе полученных данных.
  • Применение: оценка объёмов добычи, контроль перемещения руды и мониторинг земельных участков.
  • Эффективность: сокращение времени на геодезические работы на 20% и экономия затрат до 50% благодаря автоматизации процессов сбора и анализа данных.

БПЛА Аэроскан S200 («Аэроскан»)

Аэроскан S200 разработан специально для применения в энергетическом секторе и на нефтеперерабатывающих заводах. Этот дрон обеспечивает высокую точность и надёжность в инспекциях.

  • Функции: инспекция линий электропередач, мониторинг выбросов, а также контроль состояния инфраструктуры.
  • Особенности: высокая точность обнаружения дефектов, достигающая 98%, что критично для предотвращения последствий отказов оборудования.
  • Преимущества: сокращение затрат на инспекцию ЛЭП на 30%, снижение экологических рисков и оперативное выявление потенциальных угроз в виде утечек или повреждений.
Автоматизация
Рекомендуем
Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
Популярное на сайте
Бизнес-кейсы
Индустрия 4.0
Подпишитесь на Телеграм-канал