Промышленные БПЛА: развитие в России и реализация федпроекта
За последние пару лет в рамках достижения технологического суверенитета многие направления экономики в России вышли на первый план. Чем вызвано такое стремительное продвижение сферы беспилотных летательных аппаратов? Как стратегия поможет отрасли достичь высоких результатов? Какие меры по её развитию уже приняты? В этих и других вопросах разбираемся далее в статье.
Дроны во всех отраслях
Несмотря на то что популярность БПЛА в гражданской авиации начала расти лишь в последнее десятилетие, молодая отрасль успела глубоко проникнуть и в сферы геодезии, сельского хозяйства, доставки и мониторинга.
В государственной стратегии развития даже приведены данные о лидирующих по объёмам использования дронов областях. Согласно им, наиболее часто БПЛА применяют предприятия энергетического сектора, строительные компании и сельхозучреждения: с помощью дронов измеряют площадь земли и составляют карты, патрулируют ответственные промышленные объекты и проводят воздушную видео- и фотосъёмку.
С годами и ходом реализации стратегии спрос на БПЛА только увеличивается. Например, по официальной оценке, потребность в дронах до 2030 года в денежном эквиваленте составит около 1 трлн рублей.
По словам заместителя главы Минпромторга Василия Шпака, на сегодняшний день БПЛА и комплектующие к ним производят свыше 90 компаний. В своём интервью ТАСС г-н Шпак рассказал, что отечественные предприятия до конца 2023 года смогут выпустить более 6 тыс. аппаратов различных видов. В их число входят не только дроны, но и беспилотные самолёты, вертолёты и другие системы в области гражданской авиации.
По данным аналитики Московского авиационного института, российские производители таких систем пока могут удовлетворить лишь 4% спроса отечественных потребителей.
Из прогнозов экспертов следует, что силами существующих предприятий объём выпуска БПЛА в следующем году может превысить 18 тыс. аппаратов. Дальше производство будет расти соразмерно спросу и до конца 2030 года достигнет свыше 30 тыс. аппаратов в год.
Государственная стратегия: в чём её польза для отрасли?
С целью удержания тенденции к использованию и производству БПЛА власти разработали национальный проект: в рамках программы государство планирует предоставлять предприятиям скидки на покупку дронов, возмещать затраты на полёты, финансировать проведение НИОКРов, а также адаптировать грантовую программу реверс-инжиниринга комплектующих для беспилотных систем.
Первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов подчёркивает, что ключевой идеей национального проекта является федеральный проект, направленный именно на разработку и серийное производство БПЛА. По словам вице-премьера, особенность программы в том, что она подразумевает не обыкновенную господдержку компаний. Её основная цель — развитие разных слоёв отрасли. Так, на первом уровне находятся непосредственные изготовители, на втором — все сегменты производственной кооперации, а на третьем — разработчики технологий.
При всех намерениях поднять отрасль правительство планирует сделать это с максимальной пользой для технологического суверенитета России. Например, Минпромторг уже даже продумал, как перевести отечественные БПЛА на балльную систему оценки «российскости», чтобы их можно было с чистой совестью допустить к госзакупкам. Так, дрон признают российским, если на нём будет установлено отечественное программное обеспечение.
Согласно данным с официального сайта правительства, к концу лета власти уже успели решить, в каком порядке БПЛА могут применяться в сельскохозяйственной отрасли, упростили порядок сертификации аппаратов и сформировали классификатор по видам экономической деятельности (ОКПД-2).
Одним из глобальных событий для отрасли стало создание Федерального центра беспилотных авиационных систем на территории индустриального парка «Руднево» в ОЭЗ «Технополис Москва». Там организованы сразу три площадки для выпуска беспилотников, а также зоны для испытаний и тестирования дронов и аппаратов других типов.
В будущем году в стране планируют запустить четыре региональных научно-производственных центра. По словам пресс-службы «Платформы НТИ», ещё через год в России их может появиться целых 15, а до 2030 года — и вовсе 48. Первый такой центр уже зарегистрирован в Самарской области.
А как же кадровый голод?
Вопрос, который в текущих реалиях может возникнуть совершенно справедливо: специалистов в стране не хватает, кто же будет способствовать процветанию отрасли?
И тут всё у властей, кажется, схвачено. Во всяком случае, в план реализации нацпроекта входят такие шаги, как разработка образовательных программ по беспилотникам и их внедрение в учреждениях общего и среднего профессионального образования. В следующем году правительство планирует запустить обучающие дисциплины в 4 450 организациях.
Конечно, намерения вызваны потребностью игроков рынка БПЛА. Весной этого года ассоциация «Аэронекст» предложила данную идею Минтрансу. Гендиректор ассоциации Глеб Бабинцев считает, что дети могли бы получать базовые знания по направлению на уроках такого учебного предмета, как «Технология». Тогда в школах ученикам должны преподавать типы конструкций и программное обеспечение для обработки данных с аппаратов.
По словам эксперта рынка НТИ «Аэронет» Виталия Мунирова, обучение станет более эффективным, если дети будут ознакомлены с настоящими образцами дронов и ПО.
Руководитель отдела образовательных проектов компании «Геоскан» Михаил Луцкий считает: важно донести до школьников, что беспилотники применяются во многих отраслях промышленности, а не только для фото- и видеосъёмки.
В вузах по направлению БПЛА обучается уже 30 тыс. студентов (по мартовским данным Минобрнауки). В частности, они постигают мехатронику, робото- и электротехнику, системы управления и двигатели.
Для того чтобы напитать новую перспективную отрасль, специалистами даже разработан федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем» сроком до 2030 года. На его реализацию ведомство планирует выделить 57,7 млрд рублей. По данным пресс-службы министерства, в 2024 году по направлению беспилотников в вузах будет обучаться до 40 тыс. человек, а к 2030-му их число может достичь 180 тыс.
В качестве примера участия учебных заведений в проекте можно привести такие вузы, как СПбПУ Петра Великого и СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. Весной они объявили о запуске новых программ обучения в области БПЛА. По словам директора Центра технологических проектов СПбПУ Алексея Майстро, студентам будут доступны не только теоретические знания, но и возможность участия в проектах.
Что ещё сделано для того, чтобы дроны стали частью промышленности страны?
Отрасль БПЛА для России относительно новая, но, несмотря на это, за небольшой период во многих её аспектах уже заметно продвижение: кадровый вопрос начали решать ещё на стадии принятия госпрограммы развития, разработчики страны активно стараются делать собственные комплектующие, а у владельцев дронов возникла своя радиочастотная полоса.
Например, в мае появилась новость о том, что специалисты Самарского университета создали поршневой двигатель для БПЛА, при этом, со слов инженеров, в мире ему почти нет аналогов.
Буквально на днях стало известно, что в Самаре же начали испытывать компактную газотурбинную силовую установку МГТД-22 под названием «Колибри». Её можно будет применять для оснащения высокоскоростных отечественных систем с большой грузоподъёмностью. Более того, в ближайшем будущем инженеры университета планируют выпустить более мощные двигатели МГТД-40 «Чайка» и МГТД-100 «Орёл».
Под конец года начали появляться и новые разработчики самих аппаратов. В ноябре о запуске серийного производства дронов «Ветер» заявило санкт-петербургское АО «Котлин-Новатор». По словам начальника лаборатории беспилотных летательных аппаратов компании Владислава Удальцова, системы в основном предназначены для разведки, но их можно применять и в гражданских целях, например в промышленности.
Производством БПЛА планируют заняться и на Калужском электромеханическом заводе.
Кроме того, за дроны взялся центр «Сколково», который предоставил разработчикам специальный участок для тестирования беспилотников.
Отметим также: несмотря на то что объём выпуска дронов только начинает расти, в будущем году в стране уже планируют создать маркетплейс, предназначенный исключительно для продажи беспилотников. Этим займётся Государственная транспортная лизинговая компания.
Эксперты считают: всё, что происходит в отрасли, является положительным следствием принятия Стратегии развития БАС. По словам генерального директора группы «ТехноСпарк» Олега Лысака, программа стала частью тренда в рамках Индустрии 4.0. Она также позволит создать в стране больше бизнеса с низким порогом входа.
Соучредитель ООО «Летающие машины Тюринга» Сергей Васильев уверен, что в ходе реализации стратегии в России сформируются такие условия, которые будут стимулировать спрос на применение и повышение объёмов производства российских беспилотных систем.