Сварочный полуавтомат
20 сентября 2022
Фото: freepik.com

Полуавтоматы способны на многое

Сварщики любого уровня: профессионалы с крупных предприятий и любители, обращающиеся к сварке при необходимости создать что-нибудь в гараже, – единогласно выбирают среди прочих полуавтоматические аппараты. Вовсе не инверторные, которые проще, и не автоматические, что удобнее и быстрее. Почему МИГ/МАГ получил такую популярность в России? Достаточно ли предложений для актуального спроса на это оборудование?

Полуавтоматы не всегда были у потребителей фаворитами. Аппараты МИГ/МАГ в арифметической прогрессии стали распространяться по предприятиям и частникам только в течение последних лет. Менеджер по маркетингу и продажам ООО «Магмавэлд Спб» Андрей Шихов утверждает, что полуавтоматическая сварка позволяет выполнять работу с большей производительностью при сохранении качества соединений, чего непросто добиться, используя другие типы аппаратов.

Крупнейшие предприятия задали ускорение спроса среди потребителей. Применяя преимущественно сварку МИГ/МАГ, они обусловили тенденцию к выбору этого оборудования и на остальных российских предприятиях сегмента. Рядовые же потребители, по мнению г-на Шихова, обращаются к полуавтоматам из-за возможности использования самозащитной порошковой проволоки. Она позволяет производить сварочные работы без применения защитных газов, то есть при помощи только электрогенератора.

Сварочный полуавтомат
Фото: Анастасия Семёнова

Аппарат универсальный

Сварка автоматом интуитивно кажется удобнее полуавтоматической. К тому же вторая требует присутствия оператора, что не соответствует нынешнему стремлению автоматизировать производство. Почему же популярностью пользуются именно полуавтоматы? Эксперты объясняют причину выбора зависимостью от сложности и объёма работ. Так, полуавтоматическая сварка подходит тогда, когда изделие небольшое и не требует долгосрочных сварочных процессов. Поэтому даже при наличии автоматов этот способ ещё долго будет актуален. К тому же автоматические агрегаты требуют особых навыков специалиста и дорого стоят.

Ещё примечательнее то, что в полуавтоматах потребители-практики часто видят универсальное решение на все случаи, поэтому мысли об использовании автоматов и инверторов даже не возникают. Поэтому к таким аппаратам выдвигают ряд требований для возможных модификаций. Например, эксперты уверяют: у новейших моделей, представленных на рынке, есть масса плюсов.

«Основным преимуществом при использовании полуавтоматов для рядового потребителя является простота самого процесса сварки и лёгкость в эксплуатации. Крупный промышленный потребитель выбирает данный метод сварки из-за качественного сварочного шва, отсутствия шлака, высокой производительности», — добавил Андрей Шихов.

Сварочный аппарат с полуавтоматическим действием, по сути, напоминает тот же инверторный, но первый гораздо функциональнее. С его помощью можно заниматься работой МИГ/МАГ-, ТИГ-, ММА, сваркой с дуговой стружкой, угольными и покрытыми электродами и газом при необходимости.

Такие возможности, по словам экспертов, дают высокую точность при сварке с малыми толщинами и большую производительность при работе с толстостенными изделиями. Каждый из факторов делает процессы лёгкими, удобными и убирает потребность всё время использовать разные аппараты.

Сварной шов
Фото: freepik.com

Беспроблемная эксплуатация

Сварщик, эксплуатирующий полуавтомат, способен выполнять практически любые работы, входящие в его специфику, варить металлы разной сложности и габаритов.

Кроме того, блок управления полуавтоматов, как правило, имеет до нескольких сотен технологических наборов и программ, отработанных специалистами. Это позволяет предприятиям снизить требования к подготовке операторов, а частным потребителям обойтись без большого багажа знаний.

В современных полуавтоматах также часто устанавливают программы самонастройки на оптимальные режимы: оператор задаёт аппарату вид и диаметр сварочной проволоки, защитный газ, а аппарат самостоятельно выбирает подходящий для них режим сварки. Такая функция делает этот тип агрегатов похожим на автоматический, когда качество сварки меньше зависит от навыков сварщика.

Обязательным эксперты считают и наличие у аппаратов регулировки статочной длины вылета сварочной проволоки. Но специалисты также отмечают, что ряд аппаратов, представленных на рынке, не имеют такой функции, что делает невозможным встраивать их как ячейку в автоматизированную линию. Отсутствие регулировки вылета может повлечь непоправимое: проволока будет ввариваться в токоподводящий наконечник либо в изделие, приводя иногда к тяжёлым последствиям.

Главное требование, которое предъявляют потребители к полуавтоматам, таково: они должны встраиваться и сочетаться с различными механизированными устройствами, которые делают постоянными определённые режимы сварки. Крайне важно, чтобы современный сварочный полуавтомат, который приобретает предприятие, можно было впоследствии встроить в автоматизированную ячейку и сделать из него полноценный автомат. Например, если к полуавтомату добавить самоходную каретку, производительность труда увеличится на 40%. И это, утверждают эксперты, возможно уже при такой малой механизации.

Каретка в полуавтомате

Механизация — это отдельный вопрос, отношение к которому у всех участников совершенно различное. Устанавливать каретку или нет? На практике это дополнение, позволяющее перемещать сварочную горелку без оператора, создаёт такую производительность, будто на аппарате работают два сварщика, и один из них бесплатно. Каретка в полуавтомате также делает этот процесс близким к автоматизированному, но при этом сохраняя преимущества присутствия сварщика.

Когда уместна механизация? Ответственный за стандартную автоматику в ООО «Эсаб» Николай Матюшенко отметил, что, механизируя сварочный процесс, предприятие снижает действие человеческого фактора. Кроме того, установка каретки поможет снизить затраты на сварочные материалы, энергетические расходы, а также время и финансы на подготовку кадров.

Г-н Матюшенко не отрицает: многие сварщики воспринимают подобную автоматизацию в штыки, но на самом деле модификации улучшают операторам работу. Поэтому усовершенствования ни в коем случае не нивелируют важность труда профессионалов.

Рассмотрим подробнее, как наличие каретки повышает производительность. Представьте: сварщик после завершения работы над каждым участком меняет местоположение аппарата. И чем длиннее шов, тем больше остановок, которых можно избежать с кареткой. Таким образом, сократив рабочий цикл, предприятие может увеличить скорость сварки.

«Зачастую можно увеличить скорость сварки и кареткой проварить на такой скорости, на которую сварщик физически просто не способен», — уверяет Николай Матюшенко.

Эффективность работы повышается и за счёт фактора горения дуги, например, когда у сварщика –35%, то при механизации 50% и больше. Отсюда увеличение производительности в два раза, только потому что у сварщика без использования каретки дуга горит меньше.

Сварка
Фото: freepik.com

По словам эксперта, значительно повышается и качество сварки. Так как чем меньше остановок и запусков, тем меньше замков шва, в которых дефекты наблюдаются чаще всего. Тогда со сварщика снимается и задача зачистки каждого замка при перемещении, что тоже отнимает время.

Следующим важным преимуществом механизации сварки являются более безопасные условия работы операторов. Так, используя каретку, сварщик уже не находится слишком близко к дуге и, следовательно, не получает сильного воздействия от аэрозолей и излучений.

Отдельное место в перечне преимуществ механизации занимает экономия сварочных материалов. Как обычно происходит установка катета сварщиком? Если допуск составляет 8 мм, оператор, например, выдерживает 7,5 мм, но почему не 5? По словам г-на Матюшенко, сварщики обычно не задумываются об экономии, но они понимают, что если в процессе выйдут за допуск, то образуется такой дефект, ремонт которого займёт большое количество времени. Проще, конечно, работать по максимальному пределу.

С механизацией можно сразу поставить нижний предел и иметь стабильный катет, а это позволят почти в два раза сократить расходы предприятия на проволоку.

Таким образом, крупинка за крупинкой предприятие сокращает расходы, просто используя каретку на полуавтоматах. Применение меньшего количества проволоки позволяет тратить меньше электроэнергии и экономить на логистике, ведь доставка материалов тоже стоит денег. Уже не так сильно изнашиваются контактные наконечники: их сопла не засоряются брызгами. Кроме того, отсутствие брызг существенно продлевает эксплуатационный вид и спецодежды оператора.

Новые игроки и сложности

По производителям таких аппаратов в стране ситуация неоднозначная.

Андрей Шихов говорит, что, так как в России развита тяжёлая промышленность, это привлекало огромное количество иностранных компаний. Поэтому ещё в начале 2022 года доля зарубежных производителей на внутреннем рынке была существенно больше, чем российских. Каково соотношение компаний сейчас, сказать сложно, тем не менее эксперт отметил и то, что в течение последних лет доля участия отечественных неуклонно увеличивается.

На этом рынке есть место и азиатским компаниям: специалисты считают, что
к 2023 году их доля ещё достаточно вырастет. К тому же весомые изменения в этом сегменте начали происходить ещё с начала года, и весьма разнообразные.

«Со стороны западных компаний наблюдается невозможность обеспечивать производства необходимыми расходными элементами. Это приводит к возникновению существенных сложностей в бесперебойности функционирования предприятий. Происходящие отключения от систем мониторинга и сервисного обслуживания усложняют существующие бизнес-процессы внутри компаний, что отражается даже на контроле качества итоговой продукции», — рассказал о неприятных для рынка моментах г-н Шихов.

Однако есть и положительные тенденции. Например, эксперт отметил усиление фокуса на взаимодействии с отечественными предприятиями. Это позволяет им развивать как производственные, так и научно-технические отделы. Также эти перемены позитивно влияют и на перспективы локализации компаний-представителей восточного и азиатского рынков.

Двусторонние ограничения

Импортные возможности в стране сократились, а вместе с ними сократилось и производство. Основными проблемами отрасли в режиме нынешних ограничений стали невозможность обеспечения комплектующих и запасных частей в нужном объёме, значительное увеличение плеча и сроков поставки. По словам Андрея Шихова, часть таких компонентов невозможно заменить на аналоги соответствующего качества, что приводит к долгосрочному выходу оборудования из строя.

В целом, конечно, объём проводимых сварочных работ в РФ уменьшился не существенно. А это, считают эксперты, значит, что если потребности сегмента сохранятся на уровне 2020-2021 годов, то рынок станет потреблять больше отечественных сварочных аппаратов и материалов.

Более того, в сварочном направлении после ухода зарубежных производителей остались даже победители. Их оказалось два: отечественные или локализованные в РФ предприятия, получившие возможность расширить охват своего рынка; и компании, изготавливающие или же поставляющие с доступного международного рынка аналоги компонентов и запчастей для оборудования.

Таким образом, отрасль переживает изменения по-разному. Одна часть предприятий увеличивает производство для обеспечения возросших потребностей, другие, наоборот, сокращают объёмы для сохранения ликвидности.

«Сейчас все очень внимательно следят за изменениями спроса и предложения, а также общей экономической ситуации. Я же со своей стороны желаю коллегам по сварочной отрасли крепкой и надёжной команды, что поможет добиться поставленных задач и результатов», — добавил в заключение г-н Шихов.

Важно, чтобы современный сварочный полуавтомат, который приобретает предприятие, можно было впоследствии встроить в автоматизированную ячейку и трансформировать в автомат

Текст: Анастасия Семёнова

Этот материал опубликован в журнале
Промышленные страницы №5, 2022.
Смотреть другие статьи номера
Автоматизация
Рекомендуем
Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
Популярное на сайте
Бизнес-кейсы
Индустрия 4.0