• ООО "Технограв" – поставка оборудования Senfeng и предоставление услуг, обеспечивающих его максимальную продуктивность.

    Реклама. ООО «ТЕХНОГРАВ», ИНН 7806269200
    erid: 4CQwVszH9pWwochFRN7
    Узнать больше
  • инструктаж по безопасности на производстве
    17 мая 2023
    Фото: freepik.com

    Имитация опасности

    Эксперты-практики по охране труда проводят регулярные тренинги, проверяют всевозможные техники и технологии в попытке повернуть сознание сотрудников в русло безопасного производства.

    С 2011 года в этой сфере появилась геймификация, которая по сей день набирает популярность на предприятиях. В какие «настолки» играют рабочие заводов и зачем это нужно охране труда?

    А почему бы не сыграть? Представьте, что на рабочем месте разгорелось пламя, ещё немного — и оно охватит ближайшее оборудование, стены. Что же делать? В первые секунды в голову ничего, кроме паники, не приходит. А что говорили на инструктаже? Не вспомнить, ведь было так скучно…

    Многочасовые лекции по охране труда давно наскучили сотрудникам и не воспринимаются так, как следовало бы. Поспать пару часов и подпись в журнале поставить — формально обучение пройдено, не придраться. Однако впоследствии такая небрежность может привести к ЧП с самыми разными исходами. Специалисты по охране труда давно заметили эту тенденцию. Если бы дело касалось только документальной части, а не жизни сотрудников и сохранности предприятий, на это можно было бы закрыть глаза. Однако пытливые умы промышленной безопасности начали думать, как сделать процесс обучения настолько интересным, чтобы знания наверняка закрепились в головах рабочих. Так появилась геймификация: настольные игры, виртуальная и дополненная реальность, квесты и другие практики. Но разве может обучение безопасности быть развлечением?

    Оказалось — ещё как может! На Всероссийской неделе охраны труда (ВНОТ) этому была посвящена целая конференция с экспертами этой сферы.

    инструктаж по безопасности на производстве
    Фото: freepik.com

    Что это такое и с чем это едят

    Основатель сообщества экспертов-игропрактиков в области охраны труда и промышленной безопасности Safety Games 360 Елена Козинец рассказала, в чём смысл геймификации и почему она лучше классического обучения. Секрет игрового формата — эмоции. Именно за счёт получаемых в процессе такого обучения эмоций знания усваиваются эффективнее. Более того, во время реальной ЧС навыки, полученные в игре, вспоминаются гораздо быстрее. Это происходит потому, что в игровом режиме сотрудник уже пережил похожую ситуацию, и ему осталось только повторить все те же действия.

    Г-жа Козинец отметила также уникальную возможность поиграть от лица вымышленного персонажа. Что в этом хорошего? Таким образом ошибки и поражения обучающиеся воспринимают легче. Лёгкость — одно из основных преимуществ геймификации. С помощью игры сотрудникам намного проще погружаться в сложную тему. Например, бухгалтеров на предприятии необходимо обучить электробезопасности. Само собой, эти специалисты, вероятнее всего, далеки от электрики, и поэтому ждут очередную скучную лекцию, после которой большая часть информации вылетит из головы под грузом очередных многостолбцовых отчётов в Exel. Какова же будет их радость, когда инструктор вместо семинара объявит развлекательную программу с разбором различных интересных ситуаций!

    По словам экспертов, некоторые специалисты считают, что минус геймифицированных практик — это невозможность проводить их несколько раз. Игру бесполезно проходить заново, если участники после первого же раза усвоили и запомнили все правильные ходы: дальше уже не интересно. Однако Елена Козинец уверена, что это касается не всех практик, ведь почти в каждой можно менять условия. Кроме того, всё зависит от компетентности специалиста по охране труда.

    инструктаж по безопасности на производстве
    Фото: freepik.com

    Сможет ли он переформулировать готовый материал и подать его по-другому? Например, настольную игру можно переиначить в виде квеста или оформить в онлайн-формат с помощью приложения. При этом специалисту не нужно быть экспертом в развлекательных практиках, которые, по словам спикера, являются скорее наложением на уже имеющиеся знания. Это интересная возможность эксперта проявить своё творческое видение, чтобы сделать охрану труда более привлекательной.

    Слишком неформальный подход

    Не каждый руководитель предприятия, инструктор по безопасности и сотрудник понимают и принимают подход, построенный на веселье, в настолько ответственной сфере производства. Особенно если это люди с большим стажем и советской закалкой. Какие могут быть игры, если речь идёт о жизни людей?

    Руководитель ЧОУ ДПО «Учебный центр «Охрана труда» г. Кирова Андрей Воротников убеждён: главное правильно преподнести информацию — помочь открыть глаза на процесс защиты здоровья рабочих. Пробить закостенелый взгляд на инструктажи будет непросто: десятилетиями культура безопасности была одинакова. Для чего предприятиям нужна охрана труда? Тут, как правило, причин немного: зачастую инструктажи проводят, чтобы выполнить формальные требования и не получить штрафы. А как обычно проходит обучение? После пандемийных лет и без того незаинтересованные сотрудники привыкли к дистанционному режиму, где уснуть под скучную лекцию можно без зазрения совести и незаметно для инструктора. Следовательно, собрать рабочих на очное обучение стало куда сложнее. Кроме того, сниженный интерес к процессу связан и с традиционным подходом к самой презентации: множество слайдов с огромным количеством текста попросту не читаемо. В итоге все просто ждут, когда это мучение закончится.

    Для чего столько информации? По словам г-на Воротникова, с помощью четырёхчасовых лекций специалистов подготовить не получится. Более того, нет такой необходимости. Задача обучения на предприятии — поменять отношение человека к охране труда. Как заинтересовать и вдохновить сотрудников? Эксперт предложил сравнить геймификацию с удобрением.

    «Представьте, что культура безопасности — это зерно, которое нужно посадить в благодатную почву (сознание сотрудников) и ждать первых ростков-результатов. С геймификацией всходы появляются быстрее», — заявил Андрей Воротников.

    Как же убедить сотрудников и руководителей в том, что этот вид обучения им необходим, и побороть возражение: «Мы серьёзные люди, в детстве наигрались»? Лайфхак от эксперта-практика: не нужно никого спрашивать. Достаточно просто заложить развлекательный формат в программу обучения и поставить рабочих перед фактом. Отказаться у них не получится, придётся смириться и участвовать. Результат, как правило, положительный — ни одного негативного отзыва. Г-н Воротников уверяет, что люди после подобного обучения наконец понимают, что такое охрана труда на самом деле, и отказываются от традиционных методов.

    VR-обучение охране труда
    Фото: freepik.com

    Начать с малого

    У кировского учебного центра первая попытка перевести занудное обучение в игровой формат началось с идентификации опасностей. Обычная процедура, где на рабочих местах сотрудники должны проставить галочки в многочисленных списках рисков, превращается в нечто интересное.

    Эксперт разбирает каждую опасность вместе с обучающимися, при этом интегрируя их на конкретный участок предприятия — это максимально приближает ситуацию к реальности.

    Работники могут рассмотреть опасный случай со стороны: подумать, чего не хватает для того, чтобы снизить риски. Первое такое обучение прошло настолько успешно, что заказчик заключил с учебным учреждением договор на целый год.

    После этого ЧОУ ДПО «Учебный центр «Охрана труда» совместно с центром «Мой бизнес» выиграл контракт на обучение 80 предпринимателей. Тогда, несмотря на то, что для преподавателей-практиков это было бесплатно, учреждение решило усилить и расширить игровую составляющую и купило игру «Матрица спасения». Она интегрируется после тренингов по оказанию первой помощи: на стол выкладывается манекен, и эксперт вызывает из числа слушателей желающих продемонстрировать знания. Взаимодействие с аудиторией и возможность проявить себя на практике образует «вау-эффект». По словам г-на Воротникова, даже организаторы этого мероприятия прекратили свою работу, чтобы прийти и посмотреть на представление. Оказание первой помощи манекену по методике центра обучения охране труда происходило в форме соревнования между двумя командами. Шквал эмоций и впечатлений превратили сухой семинар в состязание, после которого каждый участник теперь наверняка знает, как делать непрямой массаж сердца.

    Ещё одна игра, которая произвела фурор, — «В погоне за главным». Её кировский центр использовал уже позже. Как считает спикер, изначально такой формат показался даже чересчур нетрадиционным: в нём важна не победа, а участие. Так, игра в основном состоит из общения.

    Каждый сотрудник получает роль подрядчика, который собирается заключить контракт с крупным предприятием. Для этого он должен пройти вводный инструктаж, найти главного инженера и т. д. В процессе достижения каждой цели игрокам выдаются тематические задания, например, вспомнить опасную ситуацию из жизни и её решение. К обсуждению подключаются другие участники, вспоминают свои случаи и путём совместного анализа приходят к выводам. В результате у каждого сотрудника, так или иначе, меняется отношение к безопасности.

    К 650-летию г. Кирова центр обучения решил адаптировать к культуре безопасности известную настольную бизнес-игру «Монополия». Бизнес и охрана труда, по мнению Андрея Воротникова, — вещи неразделимые. По задумке игрок, попавший на поле «Центр охраны труда», имеет выбор: купить учреждение и предотвратить несчастный случай, а вдобавок получить за это вознаграждение, или не пресекать риски и потерять деньги. Также в игре есть поле с кировской тюрьмой, где отбывал наказание экс-губернатор области Никита Белых. Желающие тоже могут посидеть. «Интересно, игра же», — добавил спикер.

    Как работники на заводе риски ловили

    Нефтегазовая отрасль в России считается одной из самых прогрессивных. Потому и геймификация в эту сферу проникла уже довольно глубоко. Руководитель программ по развитию ПАО «Газпромнефть» Айгуль Галлямова поделилась сразу несколькими форматами, которые использует компания. Но прежде она отметила, что средства виртуальной реальности, настольные и компьютерные игры — это далеко не все инструменты игрового обучения.

    Один из часто используемых на предприятии форматов — квест «Код безопасности». Процесс расследования происшествия в производственной безопасности очень сложен, он подчиняется стандарту и в нём участвует специальная комиссия. Члены группы расследования проходят двухдневное обучение, которое состоит из подробных лекций в первый день и восьмичасового квеста во второй. Какие условия игры? Группа делится на две команды, им необходимо пройти пять этапов обучения, на каждом из которых есть тематическое задание. Цель команды — набрать как можно больше баллов за выполненную практику. В процессе обучения основой мотивации является дух соревнования, но параллельно игроки учатся настраивать контакт и совместно решать опасные случаи. При этом тренер от начала до конца находится рядом и может подсказать в случае затруднений.

    «Геймификация позволяет максимально вовлечь людей в процесс обучения. Они больше не сидят в телефонах на задних рядах и не ждут, когда уже закончится эта лекция», — поделилась г-жа Галлямова.

    Формат квеста предприятие использует уже пять лет, при этом меняется в игре только кейс — конкретное реальное происшествие внутри компании. Каждый раз используется настоящее расследование, на примере которого участники могут погрузиться в охрану труда.

    В обучении компания также использует формат конкурсов. Их, как и викторины, специалисты запускают тогда, когда практика нужна огромному количеству людей в короткий срок. Все сотрудники дочерних обществ и подрядных организаций проходят тренировку по особой методике выявления опасных действий. Игроки получают от организаторов фотографии, на которых за ограниченное время нужно найти большее количество критических условий. Чтобы закрепить эти знания, на предприятии используют инструмент поддержки — мобильное приложение «Сканер». Каждый работник может фиксировать с его помощью любую потенциально опасную ситуацию, для того чтобы её можно было оперативно устранить.

    Такие конкурсы на разные темы компания устраивает по нескольку раз в год. Несмотря на то, что участие добровольное, в игру вовлечены уже порядка 30% работников. Откуда такой интерес? Для привлечения внимания отлично срабатывает результат первого этапа. Кроме того, некоторых сотрудников мотивирует награждение, публикация имени и портрета или звание «лучшего охотника». Объявление о конкурсах и викторинах размещается на портале, где каждый может его увидеть и прочитать условия. А дальше — по сарафанному радио.

    Айгуль Галлямова отметила, что, прежде чем предприятие запустило тот или иной формат, оно попробовало разные варианты. Каждую экспериментальную игру специалисты по охране труда отправляли коллегам, чтобы те дали обратную связь, что работникам понравится, а что их оттолкнёт.

    Люди любят истории

    Руководитель ООО «АОТ» Наталья Ионова считает, что геймификация помогает развить в сотрудниках осознанное безопасное поведение. Свой игровой подход эксперт строит по трём основным принципам. Первый — люди любят слушать истории. Второй — они любят истории про себя, свою компанию и профессию. И третий принцип — условия практики должны быть простыми и понятными для всех, начиная от генерального директора и заканчивая каждым руководителем.

    В начале обучения специалист просит участников собрать пазл по охране труда, который состоит из шести мероприятий. Уже после этого, как правило, игроки интересуются, а продолжатся ли конкурсы и дальше. И тут г-жа Ионова показывает участникам деревянную фигурку и задаёт вопрос: «Кто это и почему он плачет?».

    «Это специалист по охране труда, а плачет он потому, что в организации все считают, что только он обязан выполнять охрану труда и только на нём лежит ответственность. Но на самом деле это не так. Обязанность и ответственность распределяется на все уровни управления», — отвечает сам эксперт.

    Такие деревянные фигурки тренер раздаёт игрокам и просит назначить ответственных. Работники, в свою очередь, узнают в куклах своих коллег и понимают, как распределить обязанности. Участники, таким образом, сами составляет структуру управления охраной труда, и её остаётся только перенести на бумагу. Особенно игра полезна для новых работников: так они знакомятся с коллегами и узнают, с кем и по какому поводу нужно взаимодействовать. После этого тренер читает лекцию, даёт теоретическую часть, которая впоследствии закрепляется другой настолкой под названием «Эффективная система управления охраной труда».

    Игра основана на реальном кейсе одного завода. Наталья Ионова рассказала, как однажды работала специалистом по охране труда на предприятии, где часто происходили несчастные случаи. Так вот, игра включает несколько этапов.

    Первый из них — это первый год работы на этом заводе. В условиях ограниченности ресурсов игрокам предлагается выбрать всего лишь одно мероприятие по охране труда. Соответственно, когда происходит несчастный случай или проверка, компания платит штрафы. На втором этапе происходит немногим больше мероприятий. Работники могут принять больше решений и за это получают деньги и бонусы. На этой стадии игра начинает налаживаться. Здесь уже становится очевидно, как охрана труда влияет на экономические показатели компании. На третьем этапе участники анализируют свои действия: что сделали правильно, а что лучше переиначить.

    «На одном предприятии я разделила команды на две категории. И в одной, и в другой команде был один специалист по охране труда и сотрудники рабочих профессий. Перед тем как начать, игроки первой группы приняли решение нанять специалиста, который по задумке организует безопасность.

    А во второй команде работники устроили забастовку: «Не начнём работать пока вы не обеспечите нас СИЗ!».

    И это очень повлияло на дальнейший ход игры», — поделилась опытом г-жа Ионова.

    И вот процесс пошёл. После первого же хода, как только игроки бросили кубики, случилось происшествие — тяжёлый несчастный случай. Причиной тому было отсутствие средств защиты у работников первой команды, за что те получили внеплановую проверку и штраф 150 тысяч рублей. Для первого этапа это достаточно большая сумма денег. Команда, настоявшая на специалисте по безопасности, проиграла.

    А их соперники, стоявшие на своём и знающие правила безопасности, ликовали. По словам спикера, участники говорили, что благодаря настольной игре узнали о новых мероприятиях по охране труда и поняли, что выполнять их очень важно. Также они запомнили суммы штрафов и в целом легко усвоили теоретический материал.

    Весь соревновательный процесс подразумевает три этапа, однако останавливаться на этом числе не стоит, особенно если игроки заинтересованы в продолжении истории. Например, один из игровых подходов г-жи Ионовой заключается в историях электрогазосварщика по имени Василий Деревянный. Представим, что он решил испытать свою костюм на огнестойкость, облил штанину керосином и поджог. На примере Василия специалисты рассматривают все кейсы настольной игры и выполняют с обучающимися практические задания. Они могут попробовать поискать вариант решения ЧП, обсудить причину произошедшего и то, как предотвратить его в будущем.

    Сначала лучше спросить

    Игровые форматы — настолько гибкий и творческий инструмент, что узнать и рассказать про каждый существующий попросту невозможно. Уже только из перечисленных методов при большом интересе можно создать несколько новых практик.

    Андрей Воротников советует внедрять геймификацию в процесс обучения, поставив участников перед фактом. Однако что касается игр и конкурсов, которые происходят долгосрочно, то тут эксперты не рекомендуют вводить их внезапно, не спросив работников. Для начала специалисты советуют провести опросы, показать обзоры опыта других предприятий и посмотреть на реакцию, будет ли это действительно интересно. Можно разработать демоверсии игр и протестировать их на нескольких сотрудниках.

    А уже после начать внедрять, разрабатывать и покупать новые решения. Главное помнить: процесс этот не быстрый, но если начать сейчас, то уровень безопасности на предприят и станет выше уже через пару лет.

    Текст: Анастасия Семёнова

    Этот материал опубликован в журнале
    Промышленные страницы №3, 2023.
    Смотреть другие статьи номера
    Автоматизация
    Рекомендуем
    Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
    Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
    Популярное на сайте
    Бизнес-кейсы
    Индустрия 4.0
    Подпишитесь на Телеграм-канал