• Han's Laser - мировой производитель и поставщик лазерного промышленного оборудования: 2D и 3D резка, лазерные труборезы, станки раскроя с рулона, лазерная сварка, системы автоматизации.

    СТМ - эксклюзивный партнер Han’s Laser в России

    Реклама. ООО "СТМ", ИНН 7719844990
    erid: F7NfYUJCUneLr2pRTbHY
    Узнать больше
  • техническое обслуживание промышленной электроники
    20 мая 2024
    Фото предоставлено ООО «Инженерная компания 555»

    «Лечить нельзя игнорировать»: ставим запятую в ТО промышленной электроники

    Опытные автовладельцы знают, что через каждые 60 или 90 тыс. км пробега (в зависимости от модели машины) нужно менять ремень ГРМ. Даже самые качественные ремни надёжных брендов невозможно эксплуатировать долго без риска их обрыва. Пренебрегать этой рекомендацией не стоит, ведь такая поломка может привести к дорогостоящему ремонту, а то и к полной замене двигателя. Та же ситуация с промышленной электроникой: если не обновить вовремя вентилятор в системе охлаждения, то частотный преобразователь будет нагреваться, пока не выйдет из строя. А конденсатор в аналогичной ситуации может и вовсе взорваться, повредив другие элементы прибора.

    «Как долго сможет прожить человек, который не посещает врачей и не лечится? Это зависит от того, какие „надёжность и ресурс” в него были заложены природой, от среды его обитания и образа жизни. Так же и с электроникой: может работать долго без вмешательства со стороны, а может периодически сбоить, приводя к простоям, недовыпуску продукции, потере данных и, как следствие, финансовым затратам.

    Плановое техническое обслуживание не гарантирует безаварийную работу на 100%, однако регулярное обслуживание техники помогает видеть её состояние не только в момент проведения работ, но и в динамике. Это позволяет отслеживать значения контрольных параметров и своевременно производить замену комплектующих при выходе этих значений из допустимой зоны», — отмечает руководитель сервисного направления ООО «Электрорешения» (EKF) Алексей Растатуев.

    «В первую очередь срок и качество работы промышленной электроники зависят от условий её эксплуатации, квалификации персонала, используемых комплектующих и качества сборки. Проводить обслуживание очень важно — чистить радиаторы и заменять вентиляторы в преобразователях частоты, чтобы продлить их срок службы и предотвратить выход из строя из-за перегрева вследствие ухудшения теплоотвода.

    Регулярный анализ отказов позволит выявить „слабые места” оборудования и своевременно предотвратить его выход из строя. С другой стороны, игнорирование планового технического обслуживания и диагностики несёт риски снижения срока службы оборудования, непланового выхода из строя и, как следствие, может приводить к простою производственных участков и линий, повышению расходов на ремонт и замену достаточно дорогостоящих элементов промышленной электроники», — подчёркивает руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО «Оптимус Драйв» Денис Марченко.

    техническое обслуживание промышленной электроники
    Фото предоставлено ООО «Инженерная компания 555»

    Очевидное, но не всегда вероятное

    Несмотря на очевидную значимость проведения технического обслуживания промышленной электроники, далеко не все пользователи её осознают. К такому выводу пришли специалисты ООО «Инженерная компания 555», исходя из опыта своей работы, и поэтому пару лет назад решили провести целую серию вебинаров, чтобы напомнить инженерам и технологам предприятий об этом важном этапе работ.

    Директор по развитию компании на одном из таких онлайн-­семинаров отметил, что понятию «техническое обслуживание» уже много десятилетий, оно старо, как сама промышленная электроника. И всё же до сих пор содержание этого термина для многих размыто. Отечественные инженеры ещё с советского периода владели колоссальной базой знаний в этой области, однако со временем эти компетенции были утрачены. В немалой степени этому способствовало тесное сотрудничество с зарубежными производителями оборудования и электронных компонентов, которые не только поставляли свою продукцию заказчикам в России, но и оказывали услуги по её техобслуживанию и техническому аудиту.

    «Российские промышленные предприятия отправляли к ним инженеров для обучения и повышения квалификации. Тем самым часть оборудования они обслуживали сами, а другую часть — вендоры и производители, у которых на территории нашей страны были представительства и сервисные бригады.

    Но в 2022 году ситуация изменилась. Приезжая на предприятия, мы видим, настолько сильно была заточена система их работы на сервисные службы вендоров. И сегодня далеко не всегда у инженеров хватает компетенций, чтобы заглянуть внутрь частного преобразователя или стабилизатора напряжения.

    Часто производственные линии останавливают, потому что не знают, как работать с элементами промышленной электроники. Раньше вышедшее из строя оборудование можно было просто заменить, но сейчас зачастую нет такой возможности, если речь идёт об импортной продукции. Пользователям приходится искать доступные аналоги или специалистов, которые имеют представление о повреждённом устройстве и о том, как его восстановить», — поясняет директор по развитию «Инженерной компании 555».

    Алексей Растатуев подтверждает, что сервисно-­ориентированная модель бизнеса в большей степени характерна для западных компаний и в России пока не очень прижилась. Предприятия, приобретая оборудование, в большей степени ориентируются на изначально заложенную в нём надёжность. В двух словах этот подход можно описать так: «Я купил, оно должно работать долго».

    техническое обслуживание промышленной электроники
    Фото предоставлено ООО «Инженерная компания 555»

    «Тем не менее присутствие большого количества зарубежных компаний-­производителей на российском рынке промышленной электроники в своё время помогло сдвинуться с мёртвой точки, и сейчас всё больше российских специалистов понимают важность своевременного и достаточного сервисного обслуживания оборудования.

    Кто будет его осуществлять, зависит от сервисной политики производителя и эксплуатирующей организации. Это могут быть и специалисты предприятий, и компании­партнёры, и собственный инженерный состав компании-­производителя», — отмечает Алексей Растатуев.

    Что делать, если предприятие столкнулось с отказом производителя осуществлять техподдержку своего изделия или это невозможно по причине санкционных ограничений? Руководитель сервисного направления компании EKF напоминает, что у большинства производителей промышленного оборудования есть сервисные партнёры, которые занимаются его обслуживанием.

    «Мало кто из них осуществляет подобную поддержку единолично. Если компания отказывается от своих обязательств, то первым делом стоит обращаться к партнёрам, у них есть свои технические специалисты, отлаженные каналы поставки запасных частей и комплектующих в обход самих производителей. Если и партнёров не осталось, то стоит рассмотреть другие организации, осуществляющие сервисное обслуживание подобной техники», — рекомендует Алексей Растатуев.

    техническое обслуживание промышленной электроники
    Фото предоставлено ООО «Инженерная компания 555»

    Денис Марченко советует сразу обращаться к крупным компаниям — поставщикам аналогичного оборудования. По его словам, очень часто в таких организациях сервисные центры достаточно универсальны и способны ремонтировать продукцию конкурентных брендов, имеют отлаженную логистику поставки запчастей, которая позволяет получать детали сторонних брендов или использовать их аналоги из своей номенклатуры. Специалисты таких центров умеют считывать настроечные параметры вышедшего из строя изделия и переносить их в аналогичное оборудование.

    Сам сломал — сам починил?

    В то же время участники нашей заочной дискуссии не отрицают, что российские предприятия могут самостоятельно обеспечивать качественное техническое обслуживание промышленной электроники. Но при одном условии — если персонал обладает должной квалификацией.

    «Поддержка сотрудников специализированных сервисных центров может потребоваться для обновления прошивки (например, при модернизации или оптимизации работы оборудования), сложном ремонте, требующем специальных настроечных стендов, и т. п.

    Следует учитывать, что оптимальные результаты техобслуживания своими силами зачастую достигаются всё‑таки в кооперации и благодаря консультациям с сервисными специалистами. Важно отметить, что некоторые сервисные центры проводят семинары по обучению и повышению квалификации специалистов, занятых техобслуживанием оборудования в условиях эксплуатации», — подчёркивает Денис Марченко.

    техническое обслуживание промышленной электроники
    Фото предоставлено ООО «Инженерная компания 555»

    «Предприятия могут самостоятельно обеспечить качественное ТО промышленной электроники, некоторые из них успешно с этим справляются. Особенно те, которые вкладываются в обучение сотрудников у производителя. Регламентные работы в рамках ТО, как правило, несложные и в большинстве случаев сводятся к визуальному осмотру оборудования, очистке от пыли и посторонних предметов, проверке контактов, считыванию и анализу лог-файлов.

    А вот там, где требуется детальная диагностика, сложный ремонт или работа с программным обеспечением, без специалиста производителя или его сервисного партнёра, скорее всего, не обойтись», — дополняет Алексей Растатуев.

    Специалисты «Инженерной компании 555» напоминают, что самостоятельный ремонт электроники подразумевает большие риски. В погоне за экономией можно окончательно потерять дорогостоящий блок без шансов на восстановление. Чтобы избежать этого, они рекомендуют следовать двум основным правилам: не допускать некомпетентного вмешательства в конструкцию оборудования и максимально подробно запомнить обстоятельства, при которых произошёл сбой оборудования, чтобы рассказать об этом сервисным специалистам.

    Какими же компетенциями должен обладать инженер, чтобы грамотно выполнять техобслуживание промышленной электроники? Руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Оптимус Драйв» убеждён, что в первую очередь он должен быть электронщиком, знать внутреннее устройство и элементную базу компонентов, принципы построения схем и систем автоматического управления производственными процессами. Денис Марченко также отмечает, что существует дефицит таких кадров, как и по многим другим инженерным специальностям.

    Однако рост интереса абитуриентов к этому направлению, по его мнению, позволяет надеяться на снижение дефицита кадров и омоложение инженерно-­технического состава в промышленности в будущем.

    техническое обслуживание промышленной электроники
    Фото предоставлено ООО «Инженерная компания 555»

    «Для грамотного технического обслуживания нужен сотрудник со знаниями в соответствующей области и релевантным опытом. В текущих обстоятельствах такие специалисты на вес золота. Кадровый голод присутствует во многих отраслях, но в инженерно-­технической сфере он ощущается особенно сильно. В ближайшее время наплыва специалистов ожидать не стоит.

    Выходом из сложившейся ситуации должна стать плотная работа производителей оборудования с учебными заведениями: отбор заинтересованных и толковых студентов, проведение для них практик и стажировок, а также иные формы взаимодействия, направленные на привлечение выпускников на инженерные специальности. Эту работу крайне необходимо проводить уже сейчас, и тогда лет через пять мы сможем преодолеть дефицит кадров», — считает Алексей Растатуев.

    Когда замена — самый логичный шаг

    По наблюдениям экспертов, чаще всего в процессе эксплуатации электроники страдает «железо», которое подвергается воздействию многих внешних факторов: механических, электрических, климатических или химических.

    «Человеческий фактор также не стоит исключать. Значительный процент выходов из строя приходится на некорректный монтаж оборудования, его настройку и режимы эксплуатации. На долю программной части приходится гораздо меньше неисправностей, так как она отлаживается ещё на стадиях производства и тестирования оборудования, а на стадии ввода в эксплуатацию проводится её финишная „полировка”», — поясняет руководитель сервисного направления EKF.

    Денис Марченко, в свою очередь, отмечает, что при поломке «железа» может быть потерян доступ к программному обеспечению (невозможность запуска ПО, считывания или записи данных и т. д.). Программную же часть можно повредить случайно или в результате неквалифицированных действий персонала. А при наличии лицензии на ПО его достаточно легко восстановить.

    Как мы уже говорили в начале, заменить отдельные компоненты оборудования, в том числе элементы промышленной электроники, сегодня бывает непросто. Однако в некоторых ситуациях это единственно возможный выбор, чтобы заставить станок или устройство работать. По словам представителя компании «Оптимус Драйв», решение этого вопроса лежит скорее в финансовой плоскости, нежели технической.

    техническое обслуживание промышленной электроники
    Фото предоставлено ООО «Инженерная компания 555»

    «Если стоимость восстановления устройства составляет более 60–70% от стоимости нового, то производители рекомендуют полную замену. При этом затраты на ремонт складываются из стоимости не только комплектующих, но и нормо­часов инженеров и других накладных расходов», — подчёркивает Алексей Растатуев.

    «Полная замена промышленной электроники целесообразна, если вышедшие из строя модели уже сняты с производства и запчасти или данное оборудование недоступны со складов. В этом случае оборудование лучше полностью заменить на современные модели. Многие серьёзные поставщики оказывают помощь в подборе комплекта продукции на замену старых компонентов», — напоминает Денис Марченко.

    Исходя из своей практики проведения ремонтных работ, специалисты «Инженерного центра 555» выделяют несколько случаев, когда оборудование неремонтопригодно. Например, это датчики, в которых вышел из строя чувствительный элемент, не подлежащий замене; или устройство, которое невозможно разобрать без необратимых разрушений корпуса или элементов конструкции. Также сервисные мастера напоминают, что чаще всего оборудование не подлежит восстановлению после некомпетентной попытки самостоятельного ремонта.

    Ещё один пример неремонтопригодного оборудования — образцы, собранные из нескольких неисправных узлов от аналогичных приборов. Таких «франкенштейнов» опытные сервисные специалисты ремонтировать не возьмутся, поскольку они не имеют истории: где работали эти элементы, сколько раз ломались и по какой причине, какие именно дефекты возникали? Всё это остаётся тайной, а без истории эксплуатации и поломок, не зная «историю болезней» устройства, и «оживить» его не получится.

    «Сложность представляет ремонт оборудования, которое не является самостоятельным и работает в составе комплекса сопряжённых устройств. Зачастую отдельно платы «на столе» полноценно запустить не получится. Запитать можно, но глубина проверки будет невысокой. Мы не увидим её конечной функциональности, не сможем проверить подавляющее большинство компонентов на дефектность/недефектность. Соответственно, можем не заметить дефекты, связанные с работой микропроцессоров», — рассказывает директор по развитию «Инженерной компании 555».

    Если стоимость восстановления устройства составляет более 60-70% от стоимости нового, то производители рекомендуют полную замену. Также целесообразно заменить прибор, если вышедшая из строя модель снята с производства.

    Текст: Мария Кармакова. Фото предоставлены ООО «Инженерная компания 555».

    Этот материал опубликован в журнале
    Промышленные страницы №3, 2024.
    Смотреть другие статьи номера
    Автоматизация
    Рекомендуем
    Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
    Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
    Популярное на сайте
    Бизнес-кейсы
    Индустрия 4.0
    Подпишитесь на Телеграм-канал