• Компания «Технограв» - генеральный партнер научно-технического объединения Jinan Senfeng Technology в России.
    Все оборудование полностью отвечает российским требованиям и законодательству. Элементы управления и сопутствующее программное обеспечение русифицировано. Лазерные станки для металлообработки можно купить с доставкой в любой город или населенный пункт.

    Реклама. ООО «ТЕХНОГРАВ», ИНН 7806269200
    Erid: F7NfYUJCUneRGyycLBYV
    Узнать больше
  • Экология
    7 марта 2025

    У «Экологии» появился преемник: как трансформировался нацпроект и какую роль в нём будет играть бизнес?

    Нацпроект «Экология», запущенный в 2018 году, обозначил амбициозные цели по оздоровлению окружающей среды. За прошедшие годы удалось добиться определённых успехов:

    • сократить количество несанкционированных свалок;
    • увеличить площадь восстановленных лесов;
    • уменьшить объём вредных выбросов с предприятий в 12 городах на 12% и другое, о чём мы расскажем дальше. 

    Вместе с тем в проект вложили колоссальные суммы средств. По данным ВНИИ «Экология», из федерального бюджета с 2019 по 2023 год в реализацию направлено 1,4 трлн рублей. Ещё 700 млрд поступило со стороны бизнеса.

    В начале реализации проекта планировалось осуществить 11 федеральных программ, общий бюджет которых составлял 4 триллиона рублей. Однако в процессе работы над проектом и согласования его целей с ожидаемыми результатами количество программ было сокращено до десяти.

    Этого оказалось недостаточно — масштаб задач требует новых подходов, более активного участия предпринимателей и больших финансовых вложений.

    Поэтому на смену «Экологии» приходит проект «Экологическое благополучие», акцент в котором смещается на вовлечение частного сектора. Предполагается, что бизнес станет драйвером инноваций в сфере экологических технологий, внесёт существенный вклад в модернизацию очистных сооружений и развитие «зелёной» экономики.

    Какие результаты у национального проекта «Экология»?

    Мы неоднократно поднимали тему реализации этой государственной инициативы, Например, говорили о том, как вредны для экологии промышленные выбросы и как предприятия должны за них отвечать. Рассказывали о содержании и реализации федпроекта «Чистый воздух» и его мотивационной составляющей для бизнеса.

    Разумеется, за время реализации нацпроекта было выявлено множество нарушений, а методики, штрафы и поведение бизнеса стали предметом многочисленных споров. Например, в 2020 году Счётная палата выяснила, что власти не могут наладить работающую систему мониторинга уровня выбросов в воздухе. А та, которой они пользуются уже давно, устарела и неэффективна.

    Ещё один пример несложившейся инициативы: строительство очистных сооружений, которые должны были уменьшить количество вредных выбросов в Волгу, Байкал и другие водоёмы. Планировалось, что их возведение позволит в три раза сократить объём загрязнённых стоков. Однако к установленному сроку показатели были достигнуты лишь на шести из 121 запланированного объекта. Провал обернулся громким скандалом.

    На заседании комитета Госдумы по экологии и вовсе выяснилось, что Минприроды не справилось с шестью из десяти задач нацпроекта «Экология». По мнению депутата Жанны Рябцевой, его реализацию можно охарактеризовать как беспредел, диверсию и саботаж.

    Впрочем, разве есть такие глобальные проекты, которые не сопровождаются трудностями? Эксперты, видимо, считают, что нет, поэтому оценили итоги нацпроекта «Экология» на 7,2 балла из 10. Такой результат они озвучили в рамках заседания Общественного совета при Минприроды России. Примечательно, что в 2022 году их оценка, выраженная в баллах, была на 56% ниже. 

    Экология

    Тысяча и одно нарушение

    По мнению общественности, в рейтинге федеральных проектов лидируют: 

    • «Сохранение биоразнообразия и развитие экологического туризма».
    •  «Сохранение лесов».
    •  «Сохранение уникальных водных объектов». 

    Самым неудачным оказался федеральный проект «Чистая страна». Было не выполнено два мероприятия и три показателя, а кассовое исполнение за год составило всего 95,4%. 

    Однако почти по всем остальным федеральным проектам ситуация была более позитивной.

    Тем не менее в рамках федпроекта «Чистый воздух» было заявлено о сокращении выбросов опасных загрязняющих веществ на 20% в 12 промышленных городах раньше срока. 

    Но, как показали данные Росгидромета, уровень загрязнения воздуха в Новокузнецке и Челябинске, где этот показатель был достигнут ещё в 2023 году, остаётся очень высоким, а Роспотребнадзор фиксирует риски для здоровья населения. Выходит, что от критического уровня выбросов предприятия не остановили даже квоты.

    Как заявил представитель Генеральной прокуратуры Юрий Александров, в ходе реализации национального проекта было выявлено более 20 тысяч нарушений законодательства. По результатам проверок было возбуждено 151 уголовное дело.

    В числе наиболее распространённых нарушений: 

    • отклонение от проектно-сметной документации;
    • завышение стоимости работ; 
    • предоставление ложных сведений;
    • случаи ненадлежащего планирования мероприятий государственными органами.

    Посчитав, что начало экологическим преобразованиям положено, правительство решило трансформировать нацпроект. У него появился преемник — «Экологическое благополучие», который будут строить на ошибках прошлого.

    Проект «Экологическое благополучие»

    Ещё до того, как власти опубликовали паспорт нацпроекта, стало известно, что на следующие два года правительство заложило на его реализацию 281 млрд рублей. Из этой суммы планируют направить:

    •  87 млрд  рублей (31%) – на управление коммунальными отходами и создание экономики замкнутого цикла.
    • 53 млрд рублей (18,8%)—на ликвидацию накопленного вреда. 
    • 38 млрд рублей (13,55%) —на реализацию «чистого воздуха».

    В бюджете также обозначена архитектура «Экологического благополучия» — он будет состоять из шести федеральных проектов: 

    1. «Генеральная уборка».
    2. «Экономика замкнутого цикла».
    3. «Вода России».
    4.  «Чистый воздух».
    5. «Сохранение лесов».
    6. «Сохранение биоразнообразия и развитие экологического туризма».

    Задачи национального проекта изменились незначительно: 

    • необходимо достичь стопроцентной сортировки коммунальных отходов, сократить долю их захоронения до 50%; 
    • вовлечь в хозяйственный оборот 25% отходов; 
    • ликвидировать 50 объектов накопленного вреда.

    До 2036 года: 

    • вдвое сократить выбросы в самых загрязнённых городах;
    • уменьшить сброс сточных вод в водные объекты;
    • утилизировать не менее 50% отходов I и II классов опасности.

    Также известно, что цели федпроекта «Чистый воздух» будут достигаться до 2036 года в рамках эксперимента по квотированию опасных выбросов, основанного на результатах сводных расчётов. Это уже третья система нормирования состояния окружающей среды, применяемая в России.

    Примечательно, что к эксперименту добровольно присоединились города Стерлитамак и Салават, что может привести к распространению практики квотирования на всю страну. Для регионов это открывает новые возможности для привлечения бюджетных средств на покупку электромобилей, отказ от угольного отопления домов и другие меры. 

    А для промышленных предприятий это означает новые обязательства по модернизации производства, установке систем автоматического контроля и очистки выбросов.

    ESG

    Роль бизнеса и ESG-повестки в реализации нацпроекта

    Глобальный тренд нового нацпроекта сфокусирован на участии бизнеса в реализации ESG-принципов.

    • Компонент E (Environmental) ставит перед собой задачи по снижению негативного влияния на окружающую среду, восстановлению природных ресурсов и решению проблемы обращения с отходами.
    • Компонент S (Social) охватывает вопросы, касающиеся демографии и уровня доходов населения.
    • Компонент G (Governance) нацелен на решение актуальных управленческих проблем, таких как темпы экономического роста, инвестиции, экспорт, развитие малого и среднего бизнеса, а также цифровая трансформация.

    Важно отметить, что большинство городов с высоким уровнем ESG-развития расположены в промышленных регионах. Это означает, что внимание к экологическим проблемам в этих территориях значительно выше, чем в других субъектах Российской Федерации.

    Задолго до запуска нового нацпроекта, в мае 2024 года, устойчивое развитие и использование принципов ESG в производственно-хозяйственной деятельности были объявлены национальными целями развития России на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. Этот шаг должен подкреплять показатели национального проекта и стимулировать его более эффективную реализацию.

    Однако, как отмечает технический директор компании РОКВУЛ Денис Романов, главная проблема состоит в том, что внедрение ESG-решений, особенно в производственных компаниях, обходится недёшево.

    Даже если предоставить 1% налоговой льготы или снизить процентную ставку по кредиту, это не станет достаточным стимулом для принятия решения об инвестициях в модернизацию производства. Ведь на другой чаше весов — ключевая ставка Банка России, которая уже превысила 20%, отмечает г-н Романов.

    Таким образом, основная работа по внедрению принципов ESG на производстве ложится на плечи наиболее прогрессивных представителей бизнес-сообщества.

    Некоторые российские девелоперы, проявляя инициативу, активно внедряют принципы ESG в свои проекты. Это способствует сохранению окружающей среды и привлекает клиентов, которые выбирают недвижимость, построенную с использованием качественных и экологически чистых материалов.

    Однако реализация проектов, направленных на охрану экологии и переработку отходов, может столкнуться с трудностями из-за несовершенства законодательства. По словам эксперта, во многих регионах России размещение мусора на полигонах обходится дешевле, чем инвестиции в переработку. Это затрудняет широкое внедрение технологий рециклинга.

    К сожалению, из-за недостаточной проработки законодательной базы принципы эффективного управления не всегда реализуются на практике или применяются лишь частично.

    Новый нацпроект будет исправлять ошибки прошлого

    Помимо пробелов в области ESG, с запуском «Экологического благополучия» властям предстоит решить ряд проблем, которые возникли во время реализации прошлого проекта.

    В первую очередь — отсутствие координации между федеральными и региональными органами власти. Также стоит упомянуть недостаточное научно-методическое обеспечение национального проекта и другие ошибки, которые привели к неверному определению приоритетных направлений.

    Ещё в сентябре прошлого года на заседании Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации участники обратили внимание на серьёзную проблему. Национальный проект «Экология» был разработан для того, чтобы ликвидировать последствия экологического ущерба, в то время как нужно было сосредоточиться на предотвращении природных потерь.

    Это произошло потому, что власти не приняли во внимание научно обоснованные методы. В результате разработчики проекта не смогли установить истинные причины ухудшения состояния окружающей среды.

    Во время заседания председатель Общественного совета при Росгидромете Вадим Петров подчеркнул важный и, возможно, основополагающий момент, который будет играть ключевую роль в реализации национального проекта в ближайшие годы. По его словам, для достижения намеченных целей необходимо уделить особое внимание научной составляющей и активизировать экспериментальные научно-методические подходы.

    Автоматизация
    Рекомендуем
    Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
    Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
    Популярное на сайте
    Бизнес-кейсы
    Индустрия 4.0
    Подпишитесь на Телеграм-канал