Маркировка СИЗ: новый регламент
Закон в России гласит: группы средств индивидуальной защиты нужно маркировать. Да не абы как,
а по техническому регламенту. Приказ о маркировке принят почти 10 лет назад. Однако в 2018 году появился новый закон, который обязывает производителей не просто наносить код, но и отчитываться об этом в системе «Честный знак». Как реализуются нормы регламента и нового закона в 2023 году?
Технический регламент 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» устанавливает, что маркировка — это обязанность производителя или его представителя. Она уведомляет конечного пользователя о характеристиках продукции, её составе и т. д. Как рассказал руководитель направления СИЗ ООО «ПромМаш Тест» Андрей Осипов, государство обязало производителей и поставщиков маркировать продукцию для контроля их качества.
С ним согласен генеральный директор компании ООО «Проконтрол» Станислав Сидоров. Он считает, что прозрачный товарооборот, обеспеченный таким образом, не только пресекает нелегальные поставки, но и помогает соблюдать права потребителей и безопасность труда.
Однако теперь у производителей появилось ещё одно обязательство.
Федеральный закон № 488 от 19 декабря 2018 года обязывает маркировать группы товаров, а участников товарооборота — отчитываться об этом в цифровой системе «Честный знак». До принятия закона участие производителя в этой программе было добровольным, но крайне полезным, ведь потребители часто обращают внимание на символы, указанные на товаре или его упаковке.
Рутинная работа
Несмотря на то, что правила маркировки по регламенту в стране существуют почти десяток лет, предприятия по-прежнему сталкиваются с трудностями. В первую очередь они связаны с необходимостью переоснащения и модернизации процессов производства и логистики.
«Для продукции необходимо подбирать соответствующие маркировочные устройства: для металлических изделий это будут штампы, для тканевых изделий — термопечать. Символы знаков «EAC» или «CE» должны быть нанесены определённым шрифтом и в определённых пропорциях. За соблюдением этих стандартов также должен следить производитель», — объяснил г-н Осипов.
Так как продукция поступает на склад потребителя в упаковке, то инструкцию по эксплуатации производитель должен либо нанести прямо на пакет или коробку, либо напечатать отдельным вкладышем. Андрей Осипов также отметил, что такое приложение содержит от 14 до 21 позиций информации. Более того, если СИЗ отправится на рынок Таможенного союза, то все приложенные инструкции необходимо перевести на несколько языков.
«Проблемы возникают, когда маркировку нужно наносить на небольшие по размеру товары. Например, на карабин для промышленного альпинизма — там просто негде разместить
20 параметров маркировки. Тогда задача изготовителя становится не только производственной, но и творческой: как упаковать карабин, чтобы себестоимость маркировки не превысила себестоимость производства карабина?» — поделился опытом руководитель направления средств индивидуальной защиты ООО «ПромМаш Тест».
В целом г-н Осипов считает, что рынок уже решил ключевые проблемы, связанные с маркировкой продукции. Вопросы возникают только у тех производителей, кто только начинает выводить свои товары на рынок и ещё не до конца выстроил технологии изготовления и реализации средств защиты.
«Техническому регламенту уже около десяти лет. Процессы, касающиеся маркировки СИЗ, налажены, а инфраструктура создана. Так что производители не имеют проблем с технической реализацией задачи. Даже новые участники рынка, которые впервые сталкиваются с вопросами нанесения кодов, получат уже готовые решения», — заявил Андрей Осипов.
Теперь строже
Как подчеркнул Андрей Осипов, условия «Честного знака» гораздо шире, чем требования, установленные регламентом. Основной целью внедрения учёта данных по спецодежде была борьба с контрафактом и недобросовестными участниками рынка. Как это происходит на практике?
«Товары российского производства с указанием количества единиц реализуемой продукции отражаются в системе «Честный знак», где происходит сверка по выпуску, налогам
и сертификатам качества. С помощью системы отслеживается количество товара, который реализуется на территории России и за её пределами. Таким образом, можно проверить каждую единицу продукции, подлежащую маркировке», — сообщила руководитель технологического отдела «Обувь» ГК «Энергоконтракт» Софья Байчурина.
Процесс маркировки товара для «Честного знака» имеет более сложную структуру, чем по регламенту. Начинается он с того, что специалисту нужно составить карточку товара, запросить и получить код GTIN (часть кода маркировки), затем зафиксировать за изделием коды цвета, размера и состава материалов. Далее по каждой единице товара этого цвета и размера сотрудник запрашивает в системе «Честный знак» уникальную часть кода для товаров. После чего для каждого изделия печатается стикер с QR-кодом, который специалист клеит на упаковку или само изделие.
Иногда нанести код на изделие невозможно чисто физически. В таком случае производителю или поставщику придётся покупать узкоспециализированное оборудование либо в крайнем случае передать эту задачу подрядчикам. А отсюда дополнительное повышение итоговой стоимости товара на рынке.
Далее единица товара вводится в оборот через систему «Честный знак». На следующем этапе при продаже СИЗ производители выводят её из оборота.
Г-н Сидоров отметил, что компаниям пришлось интегрировать своё ПО с системой маркировки, покупать специальное оборудование и обучать персонал нанесению кодов. Ко всему прочему проблемой стали и способы отображения информации на СИЗ.
Впрочем, не все компании сталкиваются с такими трудностями. Всё зависит от уровня оснащённости и ИТ-инфраструктуры. Например, наиболее автоматизированные предприятия справляются с внедрением маркировки без сложностей. По словам г-жи Байчуриной, компании «Энергоконтракт» всего лишь потребовалось интегрировать информационную систему «Честный знак» с программами для внутреннего учёта и заменить линейные штрих-коды двумерными QR-кодами.
«На этапе внедрения для этого потребовался ресурс IT-службы и других специалистов, но на сегодняшний день это часть ежедневной работы», — добавила спикер.
Однако Софья Байчурина не отрицает: добавились расходы на кадровый ресурс, который работает с системой «Честный знак». Дополнительная нагрузка появилась и у бухгалтерии.
Государство в деле
По словам г-жи Байчуриной, на первых порах после принятия нового закона в 2018 году Минпромторг собрал рабочие группы, в которые вошли основные производители, и провёл пилотные проекты для получения обратной связи от участников рынка. Тогда процесс воспринимался компаниями как должное. Однако теперь, когда систему начали внедрять в Беларуси и Казахстане, стало заметно, что государство действительно прислушалось к бизнес-сообществу. Спикер отметила: ярким примером тому является освобождение конечных пользователей СИЗ от работы с «Честным знаком».
«Предприятия, которые закупают спецодежду для непосредственного пользования, не регистрируются в системе и не являются её участниками. Требования маркировки предъявляются только к организациям, которые производят, продают или перепродают СИЗ. Для потребителей огромное облегчение, что коды маркировки выводятся из оборота на стороне продавца. Это результат диалога бизнеса с государством, который был достигнут ещё на этапе рабочих групп», – подчеркнула Софья Байчурина.
К слову, в Беларуси и Казахстане подобного обсуждения структуры учёта кодов между властями
и игроками рынка не было. Поэтому в этих республиках конечные пользователи по-прежнему вынуждены регистрироваться в общей системе и работать с кодами, в том числе выводить их из оборота.
Большая ответственность
Оборот немаркированной продукции, которая входит в список товаров, подлежащих маркировке, запрещён в нашей стране. И это относится к кодам, оформленным как по регламенту, так и в системе «Честный знак».
За нарушение правил маркировки законом предусмотрен административный штраф до 10 000 рублей для должностных лиц и до 300 000 рублей — для юридических. Более того, компания может лишиться продукции, промаркированной с нарушениями. Г-н Осипов отметил, что это существенный риск для изготовителя СИЗ, потому что изъятие больших партий продукции с рынка вызовет значительные расходы и может даже разорить производителя.
Что касается системы «Честный знак», г-жа Байчурина подчеркнула: на данный момент в России большая осведомлённость, и все достаточно исправно работают с QR-кодами.
«Возможно, на практике предприятие может закупить СИЗ у недобросовестного поставщика, который нарушает закон, например сбывает контрафакт, но вряд ли такой поставщик сможет долго работать на рынке», – добавила спикер.
В конечном итоге
Работодатель обязан обеспечивать своих работников средствами индивидуальной защиты, если того требуют условия труда. Регламент о безопасности СИЗ содержит 14 классов продукции. Например, спецодежда подразделяется на четыре класса: защита от загрязнений, термических рисков электрической дуги, поражений электрическим током, а также от воздействия статического электричества.
За тем, насколько серьёзно предприятие подходит к выдаче работникам СИЗ, следит Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Согласно п. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за отсутствие СИЗ у работников Роструд имеет право наложить штраф: от 20 000 до 30 000 рублей на сотрудника, уполномоченного за их выдачу, и от 120 000 до 150 000 рублей — на предприятие. При этом класс опасности не влияет на уровень ответственности, так как очень сложно предугадать, к каким последствиям приведёт использование продукции без маркировки.
«С немаркированным карабином человек может упасть с 20 этажа и не выжить. Или в диэлектрических перчатках работать с домашней проводкой и получить травмы», — объяснил Андрей Осипов.
Согласно п. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за отсутствие СИЗ у работников ответственное лицо получает штраф от 20 000 до 30 000 руб., а юридическое лицо — от 120 000 до 150 000 руб. Выдача работникам СИЗ ненадлежащего качества приравнивается к их отсутствию.
Андрей Осипов, руководитель направления СИЗ ООО «ПромМаш Тест»
«Технический регламент имеет прямое действие. В нём не сказано, что за информацией о продукте потребителя можно отправить на сайт или совершить ещё какие-то действия, чтобы её получить.
Никакие дополнительные приспособления или устройства не должны применяться. Поэтому все необходимые данные надо нанести непосредственно на продукт или на его упаковку.
Производители активно внедряют QR-коды, но их можно использовать для того, чтобы дать увеличенный объём информации на сайте производителя. Обязательные требования к маркировке надо выполнить. Нельзя заменить инструкцию к изделию QR-кодом».
Софья Байчурина, руководитель технологического отдела «Обувь» ГК «Энергоконтракт»
«Ответственность наступает только для тех, кто производит и сбывает товары без маркировки, а также хранит, перевозит или приобретает в целях перепродажи.
Работодатель, который приобрел одежду в целях использования для собственных нужд, не несёт никакой ответственности в случае, если к нему попала немаркированная продукция. Он не обязан ни проверять, ни устанавливать какое-либо оборудование для сканирования QR-кодов».
Текст: Анастасия Семёнова