Ценный кадр – робототехник
Если сравнить российский рынок робототехники с пациентом, то тот скорее жив, чем мёртв, и даже демонстрирует ежегодный прирост до 10%. Однако рынку явно не хватает вливания «свежей крови», то есть квалифицированных специалистов. В этом сегменте уже давно ощущается нехватка кадров, особенно сейчас, на фоне разрыва отношений с зарубежными партнёрами. Как готовят отечественных робототехников в 2022 году?
Показатель плотности роботизации
в нашей стране не доходит до среднемировых значений: в 2021 году в России на 10 тыс. работников приходилось 6 роботов при среднемировом количестве 126 роботов (у лидера Южной Кореи — 932!).
Но и со специалистами в области робототехники ситуация обстоит не лучше. Уровень конкуренции в этой сфере крайне невелик по стандартным меркам: 4 резюме на одну вакансию, по данным 2020 года. А ведь от высококвалифицированных кадров напрямую зависит развитие российской робототехники!
Состояние рынка робототехники
Ситуация на отечественном рынке робототехники осложняется и тем, что в феврале 2022 года зарубежные компании приостановили поставки техники в Россию. А, по данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), около 90% продаж промышленных роботов в РФ приходилось как раз на зарубежных производителей.
Однако, как сообщила член правления НАУРР Алиса Конюховская в августовском интервью РИА «Новости», компании адаптируются к новым условиям. По словам эксперта, на российском рынке робототехники не произошло массовой релокации, как, к примеру, в секторе IT.
После ухода некоторых иностранных компаний подорожала логистика. При этом
в страну стали завозить больше компонентов из Китая, а некоторые поставщики из других стран соглашаются поставлять детали при помощи параллельного импорта. Также теперь на рынке стали обращать больше внимания на отечественных производителей комплектующих.
Поэтому в 2022 году вопросы импортозамещения и подготовки квалифицированных кадров становятся как никогда актуальными. Эксперты НАУРР считают, что потребность в специалистах в ближайшие годы будет только увеличиваться. По их прогнозам, для промышленного сектора робототехники в 2025 году потребуется более 40 тыс. работников, а к 2030 году эта цифра увеличится до 66 тыс. человек.
Конечно же, хороших специалистов нужно обучать, поэтому во многих странах наблюдается тенденция к внедрению в вузах, колледжах, школах и даже дошкольных учреждениях образовательных программ в области робототехники. А как с этим обстоят дела в России, мы выяснили у экспертов, давно работающих в этой области.
Вспомним опыт прошлого
Генеральный директор группы компаний «Руна» Александр Ларин не понаслышке знает о связи производства и образования. Он управляет вологодской производственной компанией «Руноробот», занимающейся автоматическими системами обработки металлов, и Московским образовательным центром «Руна».
Этот центр молодёжного инновационного творчества поддерживают такие партнёры, как оператор Минтруда, Российский государственный социальный университет, а также движение «Абилимпикс», занимающееся проведением конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ОВЗ.
По словам г-на Ларина, основной проблемой развития российской робототехники является разрыв между инженерами советского поколения, большинство из которых уже вышло на пенсию, и специалистами, пришедшими в индустрию в начале 2010-х. Как подчёркивает специалист, в СССР технологии создания роботов весьма успешно перенимали у союзных государств.
После распада СССР, по его словам, роботизация закончилась ТУР-10 и ТУР-15 роботами. Большая часть специалистов уехала работать в Европу, и отрасль в нашей стране замерла. С того времени, по мнению г-на Ларина, в России так и не установилось чёткого понимания, как работать в сфере робототехники и не потерять её.
Заместитель декана факультета робототехники университета «Синергия» Константин Шафранский, говоря о робототехнике времён позднего СССР, отмечает, что тогда была сформулирована целостная программа по подготовке инженеров-робототехников для всех профильных направлений развития промышленности.
Однако в период 1990-х и «нулевых» годов масштаб использования робототехнических и мехатронных систем в промышленности практически не увеличился. То есть в нужное время в России не заложили основу для массового распространения робототехники, что привело к отставанию от других стран.
Связь образования и промышленности
«Образование в стране до сих пор живёт отдельно от бизнеса», — так Александр Ларин обозначает ещё одну проблему отечественной робототехники. Чтобы решить её, образовательный центр «Руна» развивает сотрудничество с компаниями-производителями роботов FANUC и KUKA.
Стороны считают, что обучение детей должно давать результат, а именно трудоустройство специалистов на промышленных предприятиях.
То есть мы снова можем вспомнить пример СССР, когда к образовательному учреждению было прикреплено конкретное производство, куда направляли работать выпускников. Тогда, по словам г-на Ларина, было понятно, сколько специалистов требуется отрасли. На данный момент рынок постоянно меняется, и у тех, кто обучается робототехнике, нет чёткого видения, куда идти работать.
Однако и в наши дни есть учебные организации, которые сотрудничают с производителями.
Например, Ростовский колледж технологий машиностроения. На выставке «Металлообработка-2022» преподаватель колледжа Александр Захарченко рассказал о том, как их педагоги готовят специалистов в области инжиниринга, робототехники, металлообработки и механостроения.
По словам эксперта, недавно в образовательном учреждении модеризировали модель учебно-производственного инкубатора. Теперь колледж выпускает технологов полного цикла. Как поясняет г-н Захарченко, обучение проходит по следующему плану: создание виртуального проекта в качестве 3D-модели, виртуальное производство (написание управляющих программ для станков с ЧПУ) и цифровой двойник технологического процесса.
«Только после апробации технологического процесса на цифровом двойнике может получиться реальный продукт. Мы предоставляем это не только в рамках обучения, но и под заказ для наших компаний-партнёров. Образование должно идти впереди промышленности», — подчёркивает эксперт.
Г-н Захарченко упоминает об одном из ключевых партнёров колледжа — ООО «КЗ «Ростсельмаш». По словам специалиста, сотрудничество выгодно всем сторонам. Студенты колледжа проходят производственную практику на заводе, а после получения диплома трудоустраиваются в «Ростсельмаш».
«А что это даёт нашим партнёрам? Во-первых, они сокращают сроки проектирования за счёт использования наших возможностей. Во-вторых, могут планировать затраты.
И в-третьих, получают на выходе уже обкатанный на цифровом двойнике технологический процесс, который максимально будет приближен к идеальному», — рассказывает специалист.
Механизм перехода к «цифровой» модели промышленного предприятия изучают и студенты факультета робототехники московского университета «Синергия», где преподаёт Константин Шафранский. Будущие специалисты знакомятся со значением робототехнических и мехатронных систем в процессе перехода к цифровой модели производства на курсе «Робототехнические комплексы применительно к машиностроению, авиастроению и точному приборостроению». Помимо этого, студентам предлагается программа «Мехатроника и робототехника как основные инструменты перехода к цифровой экономике» (к слову о том, где и как преподают робототехнику в вузах).
О педагогах и этапах обучения
Однако в образовательных учреждениях, которые занимаются подготовкой специалистов в области робототехники, есть системная проблема оплаты труда педагогов.
«Средняя зарплата мастера в колледже в регионе составляет 30 тыс. рублей, в Москве — 85 тыс. рублей. Раньше зарплата у инженера KUKA была 250 тыс. рублей. Очевидно, что ему проще идти на производство, а не работать с детьми. Тогда каких специалистов мы будем получать в перспективе?» — задаётся вопросом Александр Ларин.
Константин Шафранский обозначает смежную проблему, связанную с уходом преподавателей в более выгодные места работы. В частности, он говорит об иностранных производителях Siemens и Fanuc, активно внедрявших свои разработки в России при помощи корпоративных центров подготовки робототехников.
«Почти во всех крупных городах были организованы представительства, которые занимались организацией курсов по подготовке специалистов по основным направлениям деятельности этих компаний. В отличие от государственных технических вузов, эти центры были обеспечены оригинальными учебными методическими материалами, классами и пособиями, разработанными по заданиям компаний-производителей», — подчёркивает г-н Шафранский.
Естественно, возможности зарубежных компаний по выплатам заработной платы превосходили возможности государственных вузов, поэтому преподаватели предпочитали переходить на работу в частные образовательные центры. По словам эксперта, такой массовый уход квалифицированных преподавателей заметно сказался на уровне обучения в государственных технических университетах. И после закрытия подобных корпоративных центров подготовки проблему кадрового обеспечения не смогли решить, поскольку преподаватели не захотели возвращаться в вузы.
Г-н Шафранский выделяет следующие этапы обучения робототехников в стране: получение базового образования по специальностям, в названиях которых упоминаются слова «робототехника» и «мехатроника»; затем индивидуальная или групповая дополнительная подготовка в учебных центрах компаний-производителей или в компаниях, занимающихся интеграцией робототехнических комплексов.
Эксперт называет такой путь подготовки специалистов в сфере робототехники паллиативом. По мнению Шафранского, в России нужно ввести новый метод обучения, который будет цельным, т. е. коснётся не отдельных направлений деятельности, а даст полноценное понимание, чем может заниматься молодой специалист-робототехник.
О популяризации робототехники
Что же предлагает правительство страны для развития робототехники? Эта отрасль называется одним из «формирующихся рынков будущего» в Стратегии развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года.
В части ключевого направления «Кадры» стратегия предусматривает следующее:
- повысить привлекательность отрасли для профессиональных кадров и молодёжного кадрового резерва;
- привлечь в отрасль сотрудников, обладающих необходимыми технологическими компетенциями;
- обеспечить подготовку, развитие и управление кадрового ресурса отрасли с приоритетом перспективных для будущих изделий и рынков специальностей;
- обеспечить актуализацию, разработку и дальнейшее развитие системы профессиональных и образовательных стандартов и пр.
О том, как выполняется первая из указанных установок стратегии, которую можно назвать одним словом «популяризация», рассказал эксперт Александр Ларин. Он вместе со своими партнёрами развивает робототехнику в стране, участвуя в организации чемпионатов WorldSkills.
Вместе с FANUC и KUKA компания «Руноробот» создала новую компетенцию для этих профессиональных состязаний — «Роботизированная сварка». Кстати, Ростовский колледж технологий машиностроения, о котором шла речь выше, выступает одной из площадок для проведения чемпионатов.
Настоящим прорывом своей деятельности г-н Ларин считает создание кафедры по роботизированному производству на базе Московского колледжа современных технологий, с которым «Руноробот» сотрудничает с 2016 года.
«В СПО раньше не было специализации 15.02.11 — «Обслуживание роботизированного производства», мы фактически её завели. До этого обучали наладчиков КИПиА, операторов станков ЧПУ, сварщиков, а роботизация как бы объединяет это всё в новом формате с программированием», — рассказывает эксперт.
По его наблюдениям, количество желающих заниматься робототехникой выросло примерно в 4 раза с 2016 года. В частности, на данный момент в чемпионатах WorldSkills стало принимать участие порядка 8 регионов РФ. Интерес к профессиональным состязаниям проявляют не только вузы, но и школы.
«Школы тоже стали подтягиваться, некоторые учреждения Москвы в рамках Worldskills закупили площадки по несколько десятков миллионов рублей, где стоят роботы KUKA и FANUC», — подчеркнул г-н Ларин.
О внедрении робототехники в целом
Как мы видим, меры для развития интереса к отечественной робототехнике принимаются. Но если говорить о более глобальной проблеме внедрения робототехники во все сферы жизни, которую затронул Константин Шафранский, то здесь всё сложнее.
По мнению эксперта, робототехника становится доступной только в тех странах, где созданы условия для непрерывного творческого развития прикладных технологий. Добиться такого развития можно при помощи государственных вложений в технологические решения крупных корпораций.
А корпорация, в свою очередь, будет инвестировать в обучение высококвалифицированных специалистов, в том числе в дополнительные программы переподготовки.
К примеру, оптимальный сценарий для повторения, по словам г-на Шафранского, — это опыт китайских организаторов и инженеров в области робототехники, а именно корпорации Estun Robotics (она ведёт отсчёт своей деятельности с 1993 года и включает в состав несколько промышленных производств из Европы; у корпорации есть свои разработки для производства приводных компонентов промышленных роботов).
Итоги
«Роботы напоминают мне рынок мобильных телефонов. Как только он появился, все говорили, что побалуются и бросят. На самом деле этот рынок быстро набрал обороты.
Я думаю, что здесь будет такая же ситуация, так как с каждым годом люди всё меньше хотят работать руками и стараются роботизировать производство».
А как скоро ситуация на отечественном рынке робототехники «наберёт обороты», покажет только время. Но, чтобы догнать зарубежные компании, потребуется не только время, но и немало государственных инвестиций, прежде всего в подготовку высококвалифицированных специалистов-робототехников. Для этого, конечно же, труд педагогов должен достойно оплачиваться. И не стоит забывать о популяризации этой сферы, что уже даёт некоторые результаты», — резюмирует Александр Ларин.
Итак, наши эксперты сошлись во мнении, что образование должно идти рука об руку с производством. Перспектива отрасли на данный момент видится главным образом в налаживании коммуникации между бизнесом, образовательными учреждениями и государством.
К слову
«Образование должно идти впереди промышленности», — считает Александр Захарченко.
Сказано
«Робототехника становится доступной только в тех странах, где созданы условия для непрерывного творческого развития прикладных технологий», — уверен Константин Шафранский.
Текст: Дарья Ципотан. Фото: ru.freepik.com