• ООО "Технограв" – поставка оборудования Senfeng и предоставление услуг, обеспечивающих его максимальную продуктивность.

    Реклама. ООО «ТЕХНОГРАВ», ИНН 7806269200
    erid: 4CQwVszH9pWwochFRN7
    Узнать больше
  • утилизация промышленных отходов
    17 октября 2023
    Фото: freepik.com

    Экологическое законодательство: новое в 2023 году

    Экологическое законодательство России хотят «связать» в один обязывающий или рамочный документ. О необходимости такого шага заявила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова в ходе X Невского международного экологического конгресса в Санкт-Петербурге. По её словам, Совет Федерации неоднократно выступал за то, чтобы принять Экологический кодекс, и сейчас время для этого настало.

    А пока такого документа нет, специалистам приходится самим собирать информацию о действующих законодательных требованиях в области природопользования и охраны окружающей среды, а также отслеживать обновления в этой сфере.

    «Вторичка» и «побочка»

    Одно из основных нововведений, вступивших в силу в марте 2023 года, касается обращения со вторичными ресурсами. Оно регламентировано Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации”».

    В этом документе закреплены определения понятий «вторичные ресурсы» и «вторичное сырьё». Вторичные ресурсы — это отходы, которые были получены в ходе производства либо в результате раздельного накопления, сбора и обработки. Их можно использовать повторно для изготовления товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии посредством сжигания. Просто вывезти и захоронить вторичные ресурсы нельзя, их обязательно нужно отделять от других видов отходов и грамотно утилизировать, либо самостоятельно, либо с привлечением специалистов.

    К вторичному сырью относится продукция, полученная из вторичных ресурсов как с помощью технологических процессов, так и без дополнительной обработки. Это вторсырьё, в свою очередь, можно использовать для производства другой продукции и иной хозяйственной деятельности.

    Чтобы производителям было проще определять, какие именно виды отходов относятся к вторичному сырью, как их можно получать и использовать, планируется разработать информационно-технические справочники, в которых будут систематизированы данные в этой области. А чтобы промышленники активнее вовлекали вторичные ресурсы в хозяйственный оборот, законопроект устанавливает перечни видов товаров и работ, выполнение которых допускается только с использованием определённой доли вторичных ресурсов.

    «Правительством предусмотрены различные меры поддержки из федерального бюджета.

    Территории могут получить субсидию до 95% сметной стоимости строительств. Но без нормативной базы эта работа не принесёт значимый результат. Очевидно, что регуляторика, определяющая, что такое вторичный материальный ресурс, должна быть. Ведь чем больше мы будем вводить оборот, соответственно, будет меньше захоронений, меньше свалок», — подчеркнул министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

    Ещё один термин, содержание которого важно понимать, — «побочные продукты». К ним можно отнести отходы, образовавшиеся при производстве основной продукции, а также в процессе выполнения работ или услуг. Они не являются конечным продуктом производства, но пригодны для потребления либо их можно использовать в качестве сырья. Пример такого побочного продукта в производстве — зола и опилки.

    Примечательно, что в соответствии с законом юрлица и индивидуальные предприниматели могут самостоятельно отнести образовавшиеся в результате производства вещества и предметы к отходам либо к побочным продуктам (подробнее это описано в новой статье 51.1 Федерального закона № 268). Также закон обязывает их отражать в программе экологического контроля сведения об образованных в ходе деятельности побочных продуктах производства: их видах, объёмах, дате образования, планируемых сроках использования в собственном производстве либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции, а также о результатах такого использования.

    В связи с закреплением понятия «побочные продукты производства» Минприроды обновило форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

    В документ внесли новый раздел 3.2 «Расчёт суммы платы за размещение, в том числе складирование, побочных продуктов производства, признанных отходами».

    Сдавать декларацию обязаны компании, вносящие плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). К их числу относятся организации и ИП, которые загрязняют атмосферу или водные объекты, а также ведут деятельность, в результате которой образуются отходы, либо занимаются хранением или захоронением отходов производства и потребления. С 1 марта 2023 года в список включили организации и ИП, от хозяйственной деятельности которых образуются побочные продукты производства, признанные отходами.

    утилизация промышленных отходов
    Фото: freepik.com

    По плану и вне плана

    Ещё одно нововведение в экологическом законодательстве связано с государственными проверками для предприятий, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

    Чтобы оказать бизнесу поддержку в непростое время, плановые проверки отменили ещё в 2022 году. А новый закон продляет эту меру до конца 2030 года.

    Как поясняет природоохранная прокуратура, в 2023 году плановые проверки будут проводиться только в отношении объектов, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, к опасным производственным объектам II класса опасности или гидротехническим сооружениям II класса. Кроме того, мораторий не распространяется на специальные режимы государственного контроля (надзора) и режим постоянного государственного контроля (п. 11 Постановления РФ № 336 от 10 марта 2022 г.).

    В то же время предприятие может самостоятельно обратиться в контролирующий орган с просьбой о добровольной проверке. Но если в результате будут выявлены экологические нарушения, то штраф за них организация не получит. Предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано только в случае, если они являются непосредственной угрозой причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью человека, могут способствовать возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинить ущерб обороне страны и безопасности государства.

    Быстрее, ещё быстрее

    С 1 марта 2023 обновился порядок проведения экспертизы согласно постановлению Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 «О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы». Главное, что изменилось, — сроки выполнения работ: теперь они должны начинаться в течение пяти рабочих дней с момента оплаты и предоставления документов, а заканчиваться не позднее чем через 42 рабочих дня. Период действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается с учётом срока реализации объекта, но не может составлять менее пяти лет.

    Кроме того, экологические услуги продолжают переводить в электронный вид. Так, с 1 марта проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР), а также заявление об их утверждении можно подавать в Росприроднадзор через Единый портал госуслуг.

    Заверять заявление и ПНООЛР следует усиленной электронной подписью. Данные можно подать и на бумаге, если нет возможности предоставить их в электронном виде.

    Минприроды также сокращает сроки утверждения нормативов и лимитов. Теперь Росприроднадзор должен принять решение об утверждении показателей в течение 18 дней вместо 30. А срок согласования переоформления нормативов уменьшился с 10 до 5 дней. Решение об утверждении ПНООЛР юрлицам и предпринимателям направляют в течение одного рабочего дня с даты его принятия.

    Речь идёт о предприятиях, которые входят в I и II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Для них ПНООЛР — обязательный документ, который включают либо в состав комплексного экологического разрешения (КЭР), либо в состав декларации о воздействии на окружающую среду.

    Кстати, в отношении согласования материалов для выдачи КЭР порядок тоже изменили, сократив сроки: теперь территориальный орган Росприроднадзора будет выдавать решения о выдаче КЭР за 63 рабочих дня вместо четырёх месяцев. Добиться этого госорган планирует за счёт исключения процедуры согласования с Роспотребнадзором, Росводресурсами и Минприроды. Заявку на КЭР в 2023 году по-прежнему принимают через Государственную информационную систему промышленности, но можно подать её и через портал Госуслуг.

    К 2030 году в России планируют увеличить извлечение вторичных материальных ресурсов из общей массы отходов на 50% Это позволит отправлять для захоронения на 50% меньше отходов и сократить использование первичных ресурсов также на 50%. Полный запрет на захоронение вторичных ресурсов начнёт действовать с 1 января 2030 года.

    Текст: Мария Кармакова

    Этот материал опубликован в журнале
    Промышленные страницы №5, 2023.
    Смотреть другие статьи номера
    Автоматизация
    Рекомендуем
    Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
    Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
    Популярное на сайте
    Бизнес-кейсы
    Индустрия 4.0
    Подпишитесь на Телеграм-канал