Эксперт рассказал, как управлять ИТ-командами будущего
Илья Горшков: Клиенты платят вам не за данные, которые ИИ может обрабатывать и генерировать в огромном количестве, а за уверенность, что ваше решение безопасно, надёжно и эффективно.
В эпоху цифровой трансформации ИТ-командам важно не только осваивать новые технологии, но и не забывать об этике. ИИ уже сегодня незаменим в рабочих процессах — часовые совещания по планированию спринта, например, можно успешно заменить рекомендациями нейросети. ИИ подготовит их за секунды — с учётом данных о загрузке команды и предыдущих проектах. Но чтобы создавать синтетические данные, которые не подведут клиентов, нужны люди, которые думают не только о коде, но и о последствиях — и инструменты со встроенной «совестью».
Как воплотить эти принципы в жизнь и управлять современной ИТ-командой, рассказал управляющий директор по информационным технологиям VESNA Илья Горшков.
ИТ-команды как создатели этичных решений
По словам г-на Горшкова, современные ИТ-специалисты — это не просто исполнители задач и продавцы готовых решений, а ответственные создатели и проектировщики.
«Управление современными ИТ-командами начинается с переосмысления их роли: разработчики создают правила, своего рода этические нормы, и учат систему их не нарушать. Например, мы в наших продуктах используем Al.Article, чтобы автоматически сравнивать синтетические данные с реальной статистикой — это страховка для клиентов от репутационных рисков», — подчёркивает эксперт.
4 правила эффективного управления
Г-н Горшков выделяет несколько ключевых принципов, которые помогают повысить продуктивность современной ИТ-команды и снизить риски. Среди них, например, внедрение этики в метрики — вместо KPI вроде «закрыть 50 задач» предлагается оценивать работу по критериям вроде «устранить 5 этических рисков».
«Поощряйте команду за обнаружение системных ошибок, таких как Bias (предвзятость данных), — советует эксперт. — Например, если алгоритм кредитования малого бизнеса игнорирует регионы, так как исторически займы чаще брали предприниматели из крупных городов, это важно заметить и исправить на этапе проектирования».
Ещё одно важное правило — команду стоит научить говорить «нет». Горшков советует проводить тренинги с кейсами вроде: «Что делать, если клиент просит подправить данные?» Умение отказать в случае неэтичного запроса, по мнению эксперта, является частью современной профессиональной культуры.
При этом «этические воркшопы» полезны и самим клиентам. «Не бойтесь объяснять заказчикам, как использование некорректных данных может навредить их же бизнесу, — подчёркивает эксперт. — Такой подход меняет динамику сотрудничества и превращает клиентов в союзников».
Наконец, оптимизировать работу команды можно с помощью её цифрового двойника. По словам Горшкова, моделирование процессов перед внедрением — это уже не роскошь, а необходимость, так как помогает значительно сократить ошибки.
«Организуя работу современной ИТ-команды, важно понимать, что клиенты платят вам не за данные, которые ИИ может обрабатывать и генерировать в огромном количестве, а за уверенность, что ваше решение безопасно, надёжно и эффективно, — резюмирует Илья Горшков. — Это требует переосмысления роли разработчиков, новых принципов работы и управления. Создавайте и совершенствуйте правила применения ИИ, проверяйте качество синтетических данных и не идите на компромиссы, даже если клиент очень просит. Если будете придерживаться этих принципов, быстро получите конкурентное преимущество — а заодно сбережёте нервы сотрудников».
