Большая приватизация: что о ней нужно знать?
Идеи о введении новой волны приватизации в стране ещё весной этого года озвучил председатель правления ВТБ Андрей Костин. Выдвигая предложение, банкир был уверен: если государству не хватает денег, почему бы ему не продать собственность. Тогда многие представители власти были возмущены: подобная практика уже внедрялась около 30 лет назад, а разбираться с её последствиями правительству приходится до сих пор. В связи с этим политики и общественные деятели выступили за национализацию и огосударствление экономики. Тему большой приватизации тогда пообсуждали несколько месяцев и постепенно свели разговор на нет.
Недавно официальный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер опубликовал информацию о подготовке нового, 12-го, пакета санкций. Его состав будет известен к концу ноября. Согласно анонсу главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, очередной пакет коснётся ограничений на поставку сварочных аппаратов, химической продукции и товаров, пригодных для использования в ОПК.
Несмотря на то что президент РФ Владимир Путин и эксперты считают, что санкции уже не способны нанести серьёзного ущерба российской экономике (более того, ограничения и вовсе стимулируют её развитие), стране есть чего опасаться. Например, по словам руководителя Центра политэкономических исследований и директора Института нового общества Василия Колташова, западные страны могут не только ограничить экспорт, но и полностью запретить поставки российской продукции, а также наложить на поставщиков большие штрафы. Всё это, конечно, большой вызов для экономики России.
Спустя время решение о приватизации госимущества кажется ещё более актуальным. Мы постарались найти ответы на главные вопросы, обсуждаемые политиками в 2023 году: в каком виде можно провести приватизацию? Как не допустить ошибок, совершённых в 90-х? Какую выгоду при этом получит государственный бюджет, а какую — покупатели?
Приватизация как она есть: в 1992 и 2023 гг.
Почти 30 лет назад в стране под предлогом восстановления экономики и борьбы с кризисом уже вводили приватизацию. Российскому населению было предложено получить от государства часть его собственности. Плюсами данного решения стали бы такие процессы, как восстановление бюджета страны, привлечение инвесторов из других стран и безболезненный переход к рыночной экономике.
Началось всё с того, что с 1 октября 1992 г. населению страны начали выдавать ваучеры. Как утверждали политики того времени, на ваучер можно было купить два автомобиля. В реальности всё оказалось не так: ваучеры продавали за хлеб, сахар и другие продукты питания. Таким образом, чеки попадали в руки людей с хорошей бизнес-хваткой: за бесценок они покупали документы, благодаря которым можно было приобрести целые заводы.
По словам декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Екатерины Безсмертной, предприятия оценивались на основании балансовой стоимости показателей на 1 января 1992 г. Но эти суммы были в несколько десятков раз ниже реальной стоимости гособъектов, потому и разошлось государственное имущество без разбора. Предполагалось, что предприятия найдут наиболее подходящих управленцев, однако новоиспеченные владельцы оперативно начали продавать хозяйство иностранцам или вовсе ликвидировать предприятия ради своей выгоды.
Как твердят эксперты, приватизация, которая может появиться в современных санкционных условиях, будет сильно отличаться от прежней. Например, в первую очередь она должна поддерживать внутренний рынок и инвестиции. Государство планирует возрождать промышленные отрасли и создавать новую логистику. Только средств на это у него нет.
По словам доцента кафедры политической экономии экономического факультета МГУ им. М. В Ломоносова Максима Чиркова, важность введения приватизации в ближайшие годы имеет объективное значение. Он подчеркнул: госрасходы в стране превышают доходы, а на развитие технологического суверенитета нужен национальный капитал. Таковой, к счастью, в стране есть, однако и он нуждается во вложениях.
Ранее отмечалось, что банкир Андрей Костин говорил о приватизационной программе как об инструменте для получения инвестиций и идей со стороны отечественного бизнеса. Об этом же в ходе Петербургского международного экономического форума высказывалась председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина. В 2021 г. на тему приватизации рассуждал и глава (на тот момент) Счётной палаты Андрей Кудрин. По его мнению, таким путём государственные предприятия могли бы заполучить в руководители эффективных собственников, которые и нарастили бы отечественную экономику.
Кто может купить государственную собственность?
Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович однажды в интервью «РБК» заявил: предприниматели эффективнее управляют собственностью, чем государственные лица. Кроме того, в других экономически развитых странах уже достаточно давно примерно 70% ВВП принадлежит частному бизнесу, а 30% — государству. Эксперт считает, что в России всё наоборот и пора эту структуру переворачивать.
Однако, чтобы передавать управление бизнесменам и не получить такого же результата, как 30 лет назад, г-н Остапкович предлагает запускать процесс приватизации аккуратно. Хорошей идеей для правительства станет решить «на берегу», какие предприятия попадут под реформу и кому их стоит передавать. То есть ещё до запуска приватизации государству нужно определить перечень приватизационных предприятий. Выбирать придётся между крупными стратегическими заводами и средними, выпускающими товары народного потребления.
Эксперт Института статистических исследований и экономики знаний предполагает, что первая волна приватизации затронет именно небольшие предприятия. «Их можно и нужно отдавать новым собственникам», — отмечает г-н Остапкович. Если сделать это по закону и без лоббизма, общество может принять эту идею положительно и не впасть в беспокойство.
Георгий Остапкович также добавил, что продавать активы государство должно тем инвесторам, которые готовы заплатить за них немалые средства, при этом не исключается, что это будут предприниматели из дружественных стран, а в будущем — даже западный и европейский бизнес.
«Если западные предприниматели решат, что инвестировать в Россию выгодно, их не сдержат никакие санкции. Российскую экономику ждёт трансформация с акцентом на товары с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичные разработки, и здесь иностранные деньги и знания очень помогут», — подчеркнул г-н Остапкович.
Что готово отдать государство?
По словам эксперта, власти планируют продавать предприятия, однако остаётся вопрос: что это за объекты и кому они нужны? Директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв на ПМЭФ отметил: качество и эффективность приватизации зависят от привлекательности активов, предлагаемых инвесторам государством. Но действительно ли их много? Да ещё и таких, от которых готовы отказаться власти.
Г-н Широв подчеркнул, что бизнес не захочет покупать коммунальные предприятия с большим долговым грузом и без видимой выгоды для инвестора. С этой точки зрения наиболее привлекательной станет приватизация крупных сырьевых или энергетических предприятий, от которых будет сложно отказаться государству, например, в их число входят следующие системообразующие компании: «Газпром», «РусГидро», «Новатэк» и др.
Очевидно, что выгодная для одной стороны сделка будет совершенно бессмысленной для другой, и наоборот. Это значит, что правительству необходимо решить, потеря каких активов принесёт больше пользы сейчас, нежели убытков в будущем.
По словам доцента кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова Аяза Аладдина оглы Алиева, под приватизацию, скорее всего, попадут предприятия промышленных, перерабатывающих и транспортных отраслей, в частности те, в развитии которых государство практически не принимает участия, имея лишь малую долю управления.
Г-н Алиев отмечает: приватизационная программа должна проводиться исключительно на рыночных условиях. Это ещё один шаг в сторону от модели 90-х: никаких ваучеров и залоговых аукционов не будет. Принцип новой программы таков: кто больше заплатит, тот и станет новым владельцем.
В таком же ключе идею о запуске приватизационной программы прокомментировал и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он согласен с политиками и банкирами и считает, что главная задача государства в этой ситуации — это не распродать госсобственность за бесценок.
Идею поддерживают далеко не все
Несмотря на положительные стороны программы большой приватизации и стремление её участников выполнить все необходимые условия, чтобы не вернуться в грабительские 90-е, далеко не все представители власти считают эту идею хорошей.
Например, по словам совладельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова, заниматься этим нужно было около 10 лет назад. Тогда, по его мнению, рынок мыслил миллиардами, и государство действительно могло существенно пополнить бюджет. Теперь же в стране не водится больших денег, и единственным плюсом от программы станет эффективность нового управления.
Мэр Москвы Сергей Собянин, в свою очередь, выступил с другим возражением: в столице нет объектов, подходящих под приватизацию. По его словам, московские власти продали ненужные им активы ранее.
Помимо подобных высказываний, представители государственных органов власти предлагают и иные варианты отношений правительства и бизнеса. Так, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин считает, что предприятия нужно, напротив, национализировать, т. е. сделать госсобственностью. Тогда, по его мнению, экономика страны будет больше защищена от внешнеполитических вмешательств.
В прошлом году подобное заявление, но уже касательно отрасли микроэлектроники сделал бывший глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.
С учётом количества сделанных ранее высказываний политиков можно сказать, что бóльшая часть представителей органов власти не поддерживает идеи о национализации.