
В России создали уникальные аморфные датчики нагрузок для ж/д путей
Разработка принадлежит учёным Института металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова Российской академии наук (ИМЕТ РАН). Специалистам удалось разработать аморфный вид датчиков нагрузок для железных дорог, обладающих уникальными свойствами. Об этом, ссылаясь на заседание Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», пишет «Гудок».
По словам заместителя директора ИМЕТ РАН по финансово-экономической деятельности Андрея Алпатова, существующие тензодатчики способны держать на контроле механические напряжения исключительно в месте их возникновения. Недостаточно пользы в этом смысле стоит ожидать и от оптико-волоконных датчиков деформации.
Поэтому учёные института научились изготавливать аморфные ферромагнитные микропровода, которые могут заменить протяжённые тензодатчики. Специфическое строение микропроводов наделяет их особыми характеристиками. В первую очередь, это повышенная прочность, способность к сверхэластичности и пластичности. Кроме того, они обладают высокими магнитными свойствами и линейной чувствительностью к деформации.
Датчики с аморфной структурой производятся в форме плёнок или лент из стеклопластика длиной до сотен метров. В набор также входят сам чувствительный элемент, устройство для измерения нагрузки и соединительные провода.
По данным ИМЕТ РАН, использование таких датчиков на рельсах позволяет следить за числом и весом составов, количеством вагонов и осей. Вместе с тем под контролем оказываются сами рельсы, в частности их целостность и нагрузка, которая на них приходится.