Требования к бизнесу продолжат «резать»: чего ждать от новой волны «регуляторной гильотины»?
В рамках съезда Российского союза промышленников и предпринимателей президент страны Владимир Путин объявил о переходе на новый, усовершенствованный этап «регуляторной гильотины». Власти, объединившись с бизнесом, должны будут пересмотреть и «расчистить» нормативную базу, дабы предприниматели смогли чувствовать себя комфортнее в обновлённой экономической среде.
Проще говоря, «регуляторная гильотина» — это способ проверки и отмены устаревших, абсурдных или невыполнимых правил, которые могут негативно повлиять на бизнес.
Примечательно, что в таком виде этот подход для России вовсе не новый, поскольку правительство начало заниматься устранением требований, мешающих развиваться бизнесу, ещё в далёких 2000-х годах. Однако бюрократия раз за разом оказывалась сильнее, всё глубже запуская свои «корни» в структуру регулирования.
Термин «регуляторный механизм» был предложен международной консалтинговой фирмой Jacobs, Cordova & Associates, разработавшей его концепцию. Инструмент активно применяют многие страны мира, включая Хорватию, Великобританию, Мексику, Вьетнам и другие. Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) рекомендовали распространить опыт использования «регуляторного механизма» на Россию. Согласно оценкам Jacobs, Cordova & Associates, в Хорватии экономия бизнеса от внедрения этого инструмента достигла $65,6 млн (0,13% ВВП) за девять месяцев проекта (2006–2007 годы).
Власти России неоднократно пытались решить проблему с излишками правил, однако глобальную «зачистку» прежде устраивали лишь раз — в 2019-2020 годах. Чтобы разобраться в том, чего ждать от текущей «регуляторной гильотины», или, как её ещё называют, «секиры», предлагаем вспомнить, с какой целью её запускали несколько лет назад и чем она тогда обернулась для бизнеса.
Создать хорошее новое
«Термин „регуляторная гильотина“, может быть, не совсем правильно и точно отражает парадигму всей этой работы. Наша задача — не „убить“ плохое старое, а создать хорошее новое. И это хорошее новое должно служить обществу, всем проверяемым. Наше стремление состоит в том, чтобы найти и поймать эту „золотую середину“ между обеспечением интересов общества в виде соблюдения гарантий, прав и законных интересов граждан и разумностью, оптимальностью, соразмерностью контрольно-надзорной деятельности, чтобы не убить бизнес и обеспечить нормальные условия функционирования не только для него, но и вообще для всех проверяемых», — заявил заместитель председателя Правительства Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации Константин Чуйченко в рамках сессии «„Регуляторная гильотина”. Новый взгляд на старые требования» ПМЭФ-2019.
Основным толчком для таких суждений у представителей власти стали следующие показатели: в 2019 году в России действовало более 9 тыс. нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, многие из которых сохранились со времён Советского Союза. Об этом, кстати, в ходе Гайдаровского форума тогда заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, который также добавил, что для экономического рывка в стране необходимо снизить нагрузку на предпринимателей.
Принцип гильотины строился на автоматическом утрачивании силы у не одобренных и не изменённых нормативных актов, содержащих обязательные требования. Такой курс правительство взяло сроком до февраля 2020 года.
«РБК» тогда выяснила подробности у пресс-службы Минэкономразвития, где объяснили, что требования, которые не были пересмотрены в соответствии с изменившейся экономикой, сначала утратят силу, а после будут отменены совсем. При этом процесс их пересмотра будет проходить в плановом режиме, где регулирующие органы составят специальный перечень актов.
Представители властей классифицировали нормативные акты по новому методу. Так, по словам министра экономического развития Максима Орешкина, прежде пересмотр начинался с требований ключевых ведомств вроде пожарной инспекции или СанПиНа, а с 2019 года их распределили в зависимости от вида бизнеса. Так, если предприниматель намерен начать новое дело в определённой отрасли, он должен быть в курсе всех необходимых требований и понимать их обязательный или рекомендательный характер.
Статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев уже в 2022 году рассказал «Известиям», что в результате «регуляторной гильотины», запущенной в 2019 году, в стране отменили около 12 тыс. правовых актов, в том числе сохранившихся со времён СССР. На смену им власти приняли 447 новых норм.
Однако за время активного действия механизма правительство не успело пересмотреть все устаревшие акты и сформировало «белый список», включающий свыше 1200 нормативных положений, которые госорганы продолжили пересматривать вплоть до 2023 года.
Новая волна
Как мы уже отметили в начале статьи, стране предстоит новый эпизод, в котором власти продолжат отсекать лишнее. При этом, согласно заявлению главы государства, в этот раз методика пересмотра и отмены должна быть усовершенствованной и более эффективной. А нормативная база «на выходе» должна получиться чёткой, понятной, достаточной, необременительной для бизнеса.
В ходе своего выступления на съезде РСПП президент отметил, что на смену тысячам устаревших нормативных актов в России уже приняли вполне лаконичный комплект документов с понятными предпринимателям требованиями. Перечень этот планируется поддерживать в актуальном состоянии и дальше.
По словам г-на Путина, регуляторная среда и стабильность надзорно-контрольной сферы в России являются одним из приоритетов политики на следующие 6 лет. При этом он считает, что работа по «зачистке» происходит достаточно динамично, по его мнению, именно за счёт «регуляторной гильотины» страна пришла к сбалансированной системе контроля с преобладанием рискориентированного подхода.
Он также добавил, что нынешняя контрольная среда позволяет властям плавно переходить к мягкому и взвешенному надзору, поскольку пока одни требования отменяются, им на смену появляются другие.
Возвращаясь к «белому списку» нормативных актов, нужно отметить, что пересмотреть их власти планируют до 1 сентября 2025 года. По этому случаю Минэкономики подготовило проект постановления правительства. Напомним, что с 2020 года перечень содержал 1245 архаичных нормативных актов, однако 500 из них ведомства уже переиздали. Остальные же будут пересмотрены в следующие 1,5 года.
Ссылаясь на аппарат вице-премьера Дмитрия Григоренко, «Коммерсантъ» пишет, что новое постановление фактически говорит о скором завершении расчистки требований, а значит, страна сможет вернуться к отложенным нормам и отработать их в логике новых условий.
По словам вице-президента РСПП по правовому регулированию и правоприменению Александра Варварина, за счёт постановления власти и бизнес более активно будут участвовать в пересмотре документов из «белого списка».
А вот в экспертном центре «Деловой России» по КНД и вовсе считают, что новая волна «секиры» станет продолжением актуализации законодательных актов, а потому бизнес должен положительно принять этот этап. В частности, работа по актуализации коснётся требований таких ведомств, как Роспотребнадзора, Минтранса, Минприроды.