Промышленные отходы
28 ноября 2022
freepik.com

На каком уровне утилизация промышленных отходов в России?

Утилизация отходов на сегодняшний день стала не просто экологически значимой задачей общества — это самостоятельный производственный сектор. К сожалению, состояние управления отходами в России можно оценить как неудовлетворительное. Наша страна значительно отстает в решении этого вопроса от стран Запада. Давайте разберёмся, какой “фронт работ” стоит перед отечественными предприятиями по переработке промышленных отходов и какие нововведения в этой производственной сфере организует правительство.

Объёмы промышленных отходов в РФ в 2021 году и доля их утилизации

Сперва немного цифр. В 2021 году российские предприятия произвели рекордное количество отходов — 8,45 млрд т. Такие данные приводит аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

Этот показатель в сравнении с данными за 2020 год увеличился на 21,5%, в сравнении с уровнем 2019 года — на 9%. На первом месте по количеству промышленных отходов оказалась угольная отрасль (60% от общего объёма), второе место занял сектор по добыче металлических руд (28,4% от общего объёма).

Что касается региональных показателей из более развёрнутого отчёта представителей аналитической службы, максимальный прирост производственных отходов за год замечен в Кемеровской области (+873 млн т), Красноярском крае (+150,2 млн т) и Бурятии (+83,3 млн т). Напротив, тенденция к сокращению объёма отходов наметилась Камчатском крае (-93,4%), Калмыкии (-64,4%) и Дагестане (-63%).

Минимальные показатели по количеству отходов за 2021 год отмечены аналитиками у следующих сфер предпринимательской деятельности: производство неметаллической минеральной продукции (10,5 млн т), водоснабжение и утилизация отходов (11,9 млн т), электрификация, газификация и пароснабжение (18,7 млн т).

Как свидетельствуют данные Росприроднадзора, объём накопленных отходов (промышленных и бытовых в совокупности) к началу 2021 года в России составлял 51,75 млрд т. Из них 6,9 млрд т были накоплены за 2020 год, что на 10% меньше, чем за 2019 год.

На утилизацию для повторного применения в 2020 году было отправлено 3,4 млрд т. Около 90% переработанных отходов приходится на долю разнопрофильных производств, в большинстве случаев добывающих.

Объём твёрдых коммунальных отходов в 2020 году равен 48,5 млн т. Из них 40% — органические отходы, 35% — бумага, 6% — пластик. Получается, что на каждого жителя России приходится порядка 450 кг мусора в год.

Тем временем, как заявляет Росстат, именно отрасль сбора, обработки и утилизации отходов в 2021 году стала в РФ лидером по росту промпроизводства. Представители Министерства природы считают это следствием мусорной реформы, которая способствовала росту переработки отходов.

Отрасль показала увеличение на 35%, что стало максимальным показателем среди всех классов ОКВЭД (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности). Для сравнения: согласно данным статслужбы, в 2020 году рост в этой сфере составлял всего 4,2%.

Глава «Российского экологического оператора» Денис Буцаев в январе 2022 года рассказал, что, по данным регионов, в 2021 году уровень обработки (сортировки) был равен 40,6%, что на 10 п. п. выше, чем в 2020 году. По его мнению, увеличение показателей стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию новых предприятий: в 2021 году в 34 регионах начал работу 61 объект обращения с отходами.

Глава ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин считает, что рост отрасли сбора, обработки и утилизации отходов наблюдается, потому что она «выходит из тени и начинает работать вбелую», к тому же многие предприятия присоединились к ESG-повестке.

Конечно, несмотря на всю эту позитивную статистику, общие усилия, прилагаемые в нашей стране к популяризации экологически безвредной переработки промышленных отходов, пока недостаточны.

Основные способы утилизации отходов, практикуемые отечественными организациями, — это захоронение, компостирование и сжигание. Большая доля приходится именно на захоронение, но мусор из года в год копится, а вследствие планомерного увеличения его объёмов увеличиваются и площади полигонов, негативно влияющие на окружающую среду. Какие меры будут приняты для снижения дефицита мощностей по утилизации отходов в стране? 

Промышленные отходы
Фото: freepik.com

Контроль над обращением с промышленными отходами

Первый шаг к решению проблемы утилизации промышленных отходов — это контроль над обращением с ними. Потому что непосредственно переработка и утилизация — всего лишь половина дела, а последовательный, удобный для всех участников промышленности алгоритм, следуя которому предприятия с минимальными затратами сил и времени смогут коллективно обезопасить природу от пагубного воздействия нечистот, — вот главная цель.

С 1 марта этого года начала работу Федеральная государственная информационная система учёта и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которую создала госкорпорация «Росатом». Эта цифровая площадка аккумулирует информацию об отходах I и II класса опасности: о видах, источниках образования, местах накопления, объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, фактических объёмах образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных отходов и пр.

Также функционал системы позволяет взаимодействовать всем участникам сферы обращения с данными отходами: к примеру, предприятия-отходообразователи, зарегистрированные на цифровой площадке, заключают с её помощью договоры с федеральным оператором и подают заявки на вывоз отходов.

По словам директора направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии госкорпорации «Росатом» Андрея Лебедева, в середине октября 2022 года у системы насчитывалось порядка 46,8 тыс. пользователей из 85 регионов. Из них около 25 тыс. — организации-отходообразователи (40% от общего числа подотчётных отходообразователей по форме № 2-ТП). 1 733 пользователя (из 6 590) — это компании, имеющие лицензию на транспортировку отходов I и II классов опасности, и 167 (из 888) — предприятия с лицензией на обезвреживание и утилизацию таких отходов.

«Первые данные по организациям, которые обеспечивают обезвреживание и утилизацию отходов, не обнадеживают. Зарегистрировались всего 167, и, скорее всего, только эти предприятия сейчас готовы оказывать данную услугу и имеют соответствующие мощности. При этом 69% из них используют технологии по обезвреживанию, 31% – по утилизации. У нас была задача проверить их на местах. По результатам первого десятка выездных мероприятий в рамках такого технологического аудита видно, что не у всех операторов, которые имеют лицензии и рассматривались ранее как добросовестные переработчики, есть качественные мощности», — сообщил руководитель.

Наталья Кривенко, начальник Управления учёта, аналитики и моделирования Федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности ФГУП «ФЭО» рассказала, как разработчики системы планируют её дополнить:

«Мы хотим сделать ФГИС ОПВК максимально удобной для пользователей, поэтому прислушиваемся к их предложениям по развитию функционала системы. Так, например, по запросу компаний, имеющих разветвлённую федеральную сеть, предусмотрели возможность заключения договора с федеральным оператором от имени обособленных подразделений. При этом головное предприятие видит в личном кабинете, который формируется при регистрации, полную картину обращения с отходами в своих филиалах.

Также сейчас реализовали возможность корректировки массы отходов в заявке на вывоз. Почему не предусмотрели её сразу? Поясню на примере. Допустим, есть заявка на 10 т серной кислоты, мы по ней осуществляем выбор соответствующего оператора. А через несколько дней там может поменяться масса, от которой зависят и габариты транспортного средства, и цена услуг оператора. Сложная ситуация. Но,поскольку запрос есть, возможность корректировать массу отходов всё же реализовали. На сайте ФГУП «ФЭО» скоро будут размещены соответствующие методические рекомендации».

В дальнейшем, как рассказала специалист, у информационной системы появятся дополнительные опции по формированию мультипартийных поручений, чтобы отходообразователи направляли федеральному оператору заявку сразу на несколько видов отходов. Затем будет возможны формирование договоров в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ; реализация информационного обмена с Росприроднадзором через систему межведомственного электронного взаимодействия; уведомление пользователя об изменении статуса в системе.

На данный момент административной ответственности за отсутствие регистрации во ФГИС ОПВК и невыполнение передачи в неё сведений нет, но, исходя из обсуждения первых результатов работы системы в Госдуме и Совете Федерации, ясно, что это вопрос времени. В противном случае система обращения с опасными отходами не станет прозрачной.

Автоматизация
Рекомендуем
Подпишитесь на дайджест «Промышленные страницы»
Ежемесячная рассылка для специалистов отрасли
Популярное на сайте
Бизнес-кейсы
Индустрия 4.0
Подпишитесь на Телеграм-канал