К восточным берегам: зачем промышленности нужен Севморпуть?
Развитие Северного морского пути (СМП — Севморпути) стало одной из приоритетных задач Российской Федерации в последние годы. Ещё в 2018 году президент РФ Владимир Путин подчёркивал его важность как ключа к процветанию Русской Арктики и Дальнего Востока. Этот уникальный морской транспортный путь, пролегающий по арктическим водам вдоль российских северных берегов, открывает новые перспективы для развития промышленности и транспортной инфраструктуры страны.
В июле 2023 года правительство РФ приняло решение о расширении программы субсидирования перевозок по Севморпути. Теперь участники программы получили возможность включать в свои маршруты два дополнительных порта — Архангельск и Находку, а также заключать договоры фрахта для использования судов в перевозках. Эти изменения позволят делать грузоперевозки по СМП более экономически привлекательными и востребованными для отправителей.
Основу для устойчивого роста экономики и повышения конкурентоспособности страны на мировой арене закладывает федеральный проект «Развитие Северного морского пути». Объём перевозок грузов по этому маршруту в 2023 году составил более 36 млн тонн, что подтверждает стратегическую значимость развития СМП для России.
Значительного увеличения грузооборота по Севморпути власти ожидают в 2024 году — до 80 млн тонн. Однако настоящий прорыв предвидится только к 2030 году, когда объём грузоперевозок по Севморпути должен достигнуть 150 млн тонн. А к 2035-му — и вовсе 250 млн тонн!
Преимущества Северного морского пути очевидны: он является кратчайшим путём из Европы в Азию. Грузы, транспортируемые этим маршрутом, могут достигать своего пункта назначения, обходя длинные и запруженные традиционные пути через Суэцкий или Панамский каналы. Это позволяет не только сэкономить время, но и сократить расходы на транспортировку, а также снизить воздействие на окружающую среду.
Кроме того, как отмечает генеральный директор группы компаний «Трайв» Владимир Леваков, Севморпуть способен существенным образом уменьшить себестоимость российских товаров и сырья за счёт снижения цены морского фрахта. При этом рост грузоперевозок кумулятивно влияет на развитие арктических регионов, где увеличивается потребность в инфраструктуре, людских ресурсах для её обслуживания, условиях для их жизнедеятельности и т. д. Таким образом, расширение СМП, по сути, является мощным мультипликатором как для развития экономики этих регионов, так и для роста экономики России в целом.
В данной статье мы рассмотрим, почему ещё СМП становится всё более привлекательным для отечественных промышленных компаний и какие выгоды он может принести им.
Толчок к развитию коридора дали изменения климата
Севморпуть с давних пор привлекает внимание грузоперевозчиков. Подтверждение этому можно найти в исторических данных.
Северный морской путь — морской транспортный коридор, пролегающий вдоль северного побережья России от Западной Европы до Восточной Азии. История развития СМП восходит ко временам открытия океанов и попыток мореплавателей найти более короткое сообщение из Европы в Азию через море.
Важную роль в развитии Северного морского пути сыграли русские искатели Северо-Восточного прохода в XVI-XVII веках. Опыт и знания, накопленные ими, стали основой для дальнейшего развития арктических маршрутов. В XIX веке здесь проводились экспедиции, целью которых было изучение морских путей и обеспечение безопасности судоходства. Однако только в XX веке развитие технологий и улучшение инфраструктуры дали толчок к активному использованию СМП как альтернативного маршрута.
С началом таяния арктического льда в результате изменения климата и технологического прогресса интерес к морскому пути возрос ещё больше. Это позволило с новой силой развивать инфраструктуру и модернизировать порты, вследствие чего объём грузоперевозок по данному маршруту стал увеличиваться.
В 1991 году Северный морской путь открыли для международного судоходства, а летом 2013 года в приморских водах проводились эксперименты с новыми моделями ледоколов. Федеральный закон, вступивший в силу 24 января того же года, определил границы СМП и поручил субъектам естественных монополий проводить лоцманскую проводку судов по этому маршруту.
Для эффективного управления судоходным путём по распоряжению правительства РФ в стране открыли казённое учреждение «Администрация Северного морского пути», которое подчинялось Федеральному агентству морского и речного транспорта и было оборудовано новейшими навигационными технологиями.
С начала августа 2022 года обязанности по контролю выдачи разрешений на плавание в водах СМП, обеспечению информацией о погоде, льдах и навигации, а также помощи в спасательных операциях перешли ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» при госкорпорации «Росатом».
На Северном морском пути имеется множество портов, включая Сибирь, Урал, Провидения, Игарка, Диксон, Сабетта и другие.
Задел на будущее
Поскольку правительство рассчитывает на многократный рост объёмов перевозок по перспективному морскому коридору, за его развитие взялись железной хваткой.
Ещё два года назад, в 2022-м, для улучшения транспортной инфраструктуры и флота СМП власти разработали целый план, включающий свыше 150 мероприятий, которые должны быть реализованы до 2035 года.
В 2022 году внутри страны начал работу новый маршрут для перевозки грузов между Мурманском и Камчаткой с государственной поддержкой. Этот путь стимулирует перевозки по Севморпути и уже на втором рейсе был загружен на 90%, что является показательным результатом. Помимо этого, на СМП будут привлекаться перспективные грузы от новых проектов и развиваться как каботажные, так и транзитные перевозки. Кроме того, существуют трёхсторонние соглашения с компаниями, работающими в Арктике.
Наибольшую долю грузов, транспортируемых через этот морской коридор, занимают полезные ископаемые и СПГ. Однако, по мнению и. о. директора Института Севера и Арктики СФУ Василия Никуленкова, СМП необходимо нагрузить и несырьевыми товарами, например, промышленным оборудованием, инструментами и стройматериалами. Кроме того, коридор может выступать в качестве международного транзита для отправки грузов в Индию, Китай и Южную Корею.
Также летом 2023 года на СМП запустили первый регулярный сервис для перевозки контейнеров между Россией и Поднебесной. Дебютный рейс содержал лесопромышленную продукцию, которую экспортировали северо-западные предприятия. А, собственно, ради чего всё это?
Как отмечал глава РФ Владимир Путин, развитие Севморпути является для страны стратегическим приоритетом, а потому экономить на нём правительство не планирует.
По словам спецпредставителя по вопросам развития Арктики из госкорпорации «Росатом» Владимира Панова, инвестиции в проекты, связанные с Северным морским путём, до 2035-го достигнут 19,5 трлн рублей, а налоговые поступления от арктических проектов — 21 трлн рублей. Панов также уточнил, что за указанный период частные инвестиции в арктические проекты составят 18 трлн 429 млрд рублей, федеральные бюджетные инвестиции — 678 млрд рублей, а госкорпорация «Росатом» планирует вложить 336 млрд рублей.
К чему такие колоссальные вложения?
Заместитель генерального директора — статс-секретарь АНО «Центр „Арктические инициативы“» Рустам Романенков отмечает три причины, по которым усилия, направленные на развитие СМП, себя оправдывают. В первую очередь, для России СМП является независимым и безопасным торговым коридором между Западом и Востоком. Во вторую очередь, это источник стабильных доходов в бюджет и инструмент для развития ряда промышленных отраслей. Третьей причиной является развитие прилегающих территорий, в частности, улучшение условий жизни коренных северян.
Что касается промышленности, то, по мнению г-на Левакова, основным преимуществом для неё является, прежде всего, системное сокращение временных и прочих издержек при поставках в страны Юго-Восточной Азии, товарооборот с которыми продолжает расти. Кроме того, есть ещё два важных фактора.
«Это, во-первых, снижение геополитических рисков в силу того, что Россия де-факто управляет всеми операционными составляющими на всём протяжении маршрутов. А во-вторых, это очевидный рост российской экономики, основанный на необходимости инвестиций со стороны государства в создание условий и инфраструктуры для подобного роста перевозок», — добавил спикер.
Кроме того, эксперт отметил влияние СМП и на сегмент производства метизных решений. Владимир Леваков уверен, что развитие этого транспортного коридора и соответствующей инфраструктуры ведёт к росту спроса на метизные изделия, например, при строительстве ледоколов, реализации инфраструктурных проектов в условиях низких температур и другого.
«Это влияние не только на количественный рост спроса, но и на качественный. Нам всё чаще поступают запросы на разработку комплексных решений, адаптивных к непростым климатическим условиям эксплуатации, т. е. более технологически сложных и дорогих», — подчеркнул г-н Леваков.
Эксперты считают: с учётом роста геополитических рисков, смягчения климатических условий, что ведёт к сокращению ледяного порога на СМП, грузопоток по нему будет только увеличиваться.
Очевидными бенефициарами этого станут компании, работающие в различных отраслях, и не только в судостроении, поскольку развитие Севморпути автоматически ведёт к росту спроса и в двигателестроении, машиностроении, металлургии, многих других сферах деятельности. Увидеть фактический эффект получится лишь со временем.