Индустриальное наследие: как оборудование становится экспонатом?
«Жизнь станка не заканчивается, когда его остановили», — отметила руководитель направления промышленного туризма ТМК Анна Трепалова в ходе сессии «На свалку или в музей? Что делать со старым промышленным оборудованием», которая состоялась в рамках «Иннопром-2024».
А ведь действительно, у вышедшего из строя или устаревшего оборудования, как правило, не так много вариантов к дальнейшему существованию, его либо пытаются восстановить, либо отправляют на свалку или сразу на металлолом.
Однако эксперты считают, что промышленное оборудование имеет культурно-историческую ценность, а потому его, как и другие реликвии, стоит интегрировать в современное общественное пространство. Другими словами, в музеи и выставки. При этом в основном в экспертных кругах речь идёт не столько о раритетных образцах, которым более ста лет, сколько о станках прошлого века.
Само собой, станки времён первых промышленных революций вызовут у публики больший интерес, нежели токарные машины 1960 года, многие из которых по-прежнему можно встретить на предприятиях в качестве вспомогательного оборудования. И в этом, по мнению экспертов, главная ошибка, поскольку именно станки XX века являются артефактами одной из самых стремительных индустриализаций в России.
Как снятое с производства оборудование и закрытые предприятия, которые когда-то были символами прогресса и трудовой жизни, обретают новую роль в музеях, становясь мостом между прошлым и настоящим? Рассмотрим наиболее яркие примеры в российской практике.
Эпицентр промышленного наследия
Пожалуй, одним из ярких примеров того, как грубая рабочая техника может стать частью почитаемой народом культуры, можно назвать Свердловскую область. А если быть точнее — уважительное отношение уральцев к производственному потенциалу своего региона.
Чего стоит только Исторический сквер в Екатеринбурге, где уличную экспозицию музея архитектуры и дизайна украшает ни что иное, как листопроковочный молот 1826 года, когда-то «трудившийся» на Нейво-Шайтанском заводе. Помимо него, здесь же представлены паровая реверсивная машина, которая функционировала на Нижнесалдинском заводе свыше ста лет назад, а также модель бессемеровского конвертера, символизирующая, что выделка кричного железа больше не актуальна, поскольку появился новый способ производства стали.
Среди старой техники можно увидеть паровоздушный молот Уралмаша 1938 года, который использовался для штамповки поковок из различных сталей.
Со слов доктора исторических наук, заместителя директора Института истории и археологии УрО РАН Константина Бугрова, в «Российской газете» пишут: это оборудование для екатеринбуржцев представляет собой самые настоящие памятники культуры, не хуже дворцов и кремлей.
Предметы промышленного прошлого, такие как домны, шахтные металлоконструкции и крупные производственные объекты, важны не только как образцы и раритеты прошедших времён, но и как символы патриотизма и обучения.
Таким образом, индустриальное наследие включает в себя промышленную архитектуру, монументальную скульптуру, живопись и мозаику с сюжетами из производства. Эти объекты могут использоваться для туристических экскурсий и обладают общей исторической ценностью. Например, металлургия на Урале в XVIII-XIX веках породила каменные здания заводоуправлений и плотины, которые остались до сегодняшних дней. При этом собственники часто не ценят предметы времён XX века, начиная с 1917 года. Это касается как оборудования, так и промышленных помещений, где также присутствует своя эстетика: сталинская неоклассика, промышленный модерн, конструктивизм и другие стили. Их готово брать под свою опеку государство.
Места, где механические «работяги» стали экспонатами
Эксперты считают, что такую практику нужно распространить по всей стране. В частности, в рамках упомянутой вначале сессии «Иннопром-2024» г-н Бугров заявил: в России просто необходимо разработать интегрированную программу для того, чтобы пронести промышленное наследие сквозь года. Для этого, по мнению доктора исторических наук, следует создать Музей трудового подвига, который станет площадкой-агрегатором для невостребованного заводами оборудования.
История в контрасте
В качестве удачного примера Константин Бугров привёл музейный комплекс «Северская домна», который расположен прямо на территории Северского трубного завода в Полевском Свердловской области.
Доменная печь, сохранившаяся в отличном состоянии, стала одним из главных экспонатов музея, поскольку именно она позволяет полностью понять процесс выплавки чугуна в середине XIX века на Урале.
Руководитель направления промышленного туризма Трубной металлургической компании Анна Трепалова отмечает, что сохранить пилигримовый стан на Северском трубном заводе решили с той целью, чтобы показать ветеранам: ничто не уходит бесследно, как и этот агрегат, на котором они работали с 1975 года.
Г-жа Трепалова считает, что музейный комплекс сочетает в себе уникальные черты, которые позволяют посетителям увидеть контраст между прошлым и настоящим, поскольку историческая часть находится в непосредственной близости от текущего производства.
Отметим: идея о том, чтобы сделать «Северскую домну» музеем, появилась ещё в далёком 1970 году. Экспонаты в коллекцию выставки собирали на протяжении нескольких десятков лет в цехах предприятия, это привело к тому, что сейчас фонд музейного комплекса содержит свыше 20 тыс. экспонатов.
Там, где собирали микрофоны
Не менее примечательным примером способа сохранить промышленное наследие является креативный кластер «Октава», а точнее, открытый на его площадке первый в России Музей станка. В далёком прошлом его здание было известно как завод по производству микрофонов.
Открытый в 2018 году по инициативе металлургической компании «ВСМПО-Ависма» музей представляет собой экспозицию оборудования разных времён и мультимедийное сопровождение посетителей. Таким образом, вселенная механизмов открывает перед гостями свои тайны. Старинная прядильная машина «Прялка Дженни» рассказывает о древних ремёслах. Паровая машина, выпущенная в России, шепчет о промышленном прогрессе. Паровой молот «Царь-молот» возвещает о мощи и труде. Конвейерная линия Генри Форда будто по-прежнему готова мчаться вперёд, таща за собой века индустриальной революции. Тут и ФМТ-09, созданный тульскими мастерами в далёком 1968 году, который олицетворяет высокие технологии и инженерный гений. А рядом можно увидеть первый фрезерный станок, блюминг и станок с числовым программным управлением, открывшим новые горизонты в мире машиностроения и других отраслей промышленности.
По словам главы Тульской области Алексея Дюмина, музей демонстрирует эволюцию национальной промышленности.
А директор по особым поручениям Госкорпорации «Ростех» Василий Бровко и вовсе отметил, что в стране действительно раньше не было ни одного музея, который мог бы показать плавное течение развития истории и культуры промышленности.
К слову, и регион для него выбран не случайно, поскольку Тула с XVIII века известна в качестве промышленного центра. Там и сейчас функционируют пять масштабных производств «Ростеха».
Где кипело производство, сейчас веет историей
«Когда видишь, что фабрики превращаются в музеи, внутри что-то обрывается», — поделилась с изданием «Ведомости» доктор права и экс-глава МИД Австрии Карин Кнайсль.
Однако в России, глядя на такое, хочется только порадоваться. Поскольку это означает, что труды и место предприятия в истории страны не канули в Лету — их помнят и чтят.
Например, в Красноярске в 1950-х годах открылся завод по выпуску продукции для станкостроения и машиностроения, который после развала СССР стал производить товары народного потребления.
Комбинат «Сибэлектросталь» изначально запускали не просто так, а лишь потому, что под Красноярском были обнаружены крупные залежи железосодержащей руды. Однако из завода, который продаёт железо по всему СССР, после наступления нулевых комбинат превратился в предприятие с многомиллионными долгами.
«Дыхание» завода остановилось в 2008 году. А в 2020 году руководство последователя завода — индустриального парка «Красный Яр» — решило открыть музей. Собирали фотографии и документы, записывали воспоминания бывших работников. Экспонаты находили даже в заброшенных цехах и помещениях заводоуправления.
Благодаря этому сегодня музей содержит исторические факты о комбинате, который помог развиваться металлургии Урала, Сибири и Дальнего Востока.
В заключение хочется вновь вернуться к «Иннопрому-2024», который мотивировал редакцию «Промышленных страниц» осветить эту важную тему.
Стоит отметить, что участники деловой сессии выступили с идеями о развитии музейной культуры в области промоборудования. Они предложили компаниям объединить усилия с музеями и научно-учебными учреждениями, чтобы подробнее изучить ценность оборудования и найти пути его интеграции в экономику впечатлений. Также не лишним, по мнению экспертов, будет организовать учёт объектов и выстроить между ними связь.
«Ведомости» приводят слова доктора исторических наук Константина Бугрова, который также отметил, что целые столетия человек прожил на одном и том же материальном основании, но всего в течение 200-300 лет пережил уникальную культурную и цивилизационную эволюцию, которая произошла быстрее, чем когда-либо прежде. Феномен промышленного наследия является иллюстрацией этого прогресса.