Управление цепочками поставок во времена вызовов
События за последние несколько лет сильно пошатнули цепочки поставок многих торговых компаний, демонстрируя их уязвимость. Пандемия, российско-украинский конфликт, напряжение между США и Китаем, вооружённые нападения на торговые судна в Красном море, глобальная инфляция и разрушающие погодные явления… Изменения происходят очень быстро и полагаться на предыдущий опыт решения проблем возможности нет. При разрыве одного из звеньев цепочки разваливается вся система.
Решение подобных проблем требует от компаний адаптации и применения устойчивых стратегий.
В статье осветим проблемы цепочки поставок, с которыми бизнес справляется в 2024 году, а также представим рекомендации экспертов по более эффективному и мягкому прохождению длительного периода трансформации.
Логистика уже не та
2022 год стал переломным для российской логистики. Конечно, в первую очередь свои поправки в цепочки поставок внесли санкции, которые буквально сломали уже налаженную систему.
Тогда значительно сократились как железнодорожные, так и авиационные перевозки. Основным транспортом для логистики стал автомобильный и железнодорожный. Чтобы страна не вернулась к советскому дефициту, был налажен параллельный импорт и открыты новые пути поставок.
Кроме того, в отрасли наблюдается ускоренная цифровизация процессов: компании активно внедряют автоматизацию и системы управления запасами. Изменились и отношения к этим запасам. Так, множество фирм пересмотрели свои стратегии, переходя от модели «just-in-time» (точно в срок) к более консервативным подходам, что приводит к увеличению объёмов складских запасов для минимизации рисков перебоев в поставках.
Д.т.н., исполнительный директор Координационного совета по логистике (КСЛ) Василий Дёмин рассказал редакции indpages.ru, что, помимо прочего, за последние годы трансформацию претерпели и потребительские предпочтения. На последней миле (завершающий этап доставки) требования к скорости и удобству доставки стали гораздо выше. В связи с этим компании теперь активно соревнуются за клиентов, предлагая мультиформатные решения: курьерскую доставку, пункты выдачи заказов, Click and Collect и другие удобные форматы.
Ещё одно важное изменение касается первой мили (отрезок пути от склада продавца до терминала ТК): сроки выполнения заказов (lead-time), особенно международных, сильно увеличились. При этом, несмотря на улучшение ситуации, по сравнению с 2020 и 2022 годами, нестабильность сохраняется, отмечает Василий Дёмин.
В облике логистики также возросла нестабильность и появилась абсолютная непредсказуемость.
«Мы находимся только в начале тектонических сдвигов, но их последствия уже ощущаются. Кризисы следуют один за другим, и количество таких событий, вероятно, будет только расти, что приведёт к ещё большему давлению на логистику и бизнес в целом», — пояснил эксперт.
В компании считают, что справиться с этим давлением можно лишь своевременно внедрив необходимые технологии в логистику предприятия. К слову, передовым технологическим решениям для логистики и производств будет посвящена выставка, которую КСЛ планирует провести в июне 2025 года.
Как отмечает руководитель практики «Цепи поставок», руководитель дирекции архитектуры и бизнес-анализа CUSTIS Роман Алексеев, глобальные цепи поставок продолжают трансформироваться и фрагментироваться, удельная стоимость логистики и в трансграничной, и во внутренней торговле растёт. На горизонте 3-5 лет вполне можно ожидать стабилизации ситуации и со временем даже снижения затрат в связи с открытием новых логистических путей и замещением поставщиков материалов, оборудования, в том числе транспортного и логистического.
Адаптация и стратегии
Одним из ключевых подходов к эффективной работе в новых условиях стала диверсификация поставок. Вместо зависимости от одного региона или поставщика, многие организации стремятся наладить связи с несколькими источниками, что позволяет минимизировать риски перебоев. По словам г-на Алексеева, этот подход позволяет задействовать уже подготовленную альтернативу без необходимости останавливать производство.
Кроме того, устойчивые практики играют всё более значимую роль. Компании активно исследуют возможности сокращения углеродного следа, переходят на альтернативные источники энергии и внедряют экологически чистые методы упаковки. Это не только отвечает требованиям потребителей, но и способствует созданию устойчивых бизнес-моделей.
Наконец, стратегические партнёрства и коллаборации между различными участниками цепочки поставок становятся важными для обмена знаниями и ресурсами, что, в свою очередь, способствует общей устойчивости к будущим вызовам.
«Компании локализуют производство или находят поставщиков, которые способны продолжать работу при любых условиях. Другим важным шагом стало открытие собственных юридических лиц в СНГ и на Ближнем Востоке, что позволяет вести полноценную внешнеторговую деятельность и снижать риски, связанные с глобальным давлением», — отмечет Василий Дёмин.
Эксперт подчёркивает и ещё один немаловажный в процессе адаптации момент: управление рисками в цепях поставок.
Например, изменения в ключевом персонале или бизнес-процессах могут повлечь за собой определённые риски для компании. Бизнес- и физические риски цепи поставок включают в себя нестабильность поставщика, состояние объектов поставщика и нарушения внутренних операций. С другой стороны, риски, связанные с управлением, возникают из-за недостаточной оценки и планирования, а также неспособности предвидеть чрезвычайные ситуации. А культурные — из-за предпочтения скрытия информации.
Для более мягкого прохождения рубежа вызовов компании прибегают к как уже отточенным, так и новым стратегиям управления рисками. Однако, основной из них является построение гибкой и адаптивной логистики. Это значит, что важно использовать как собственные склады, так и арендованные площади, а также работать с внешними провайдерами (3PL). Такая гибкость позволяет компаниям быстрее реагировать на изменения, которые сначала происходят во внешней среде, а затем затрагивают бизнес.
Этот подход помогает эффективно адаптировать логистику и цепочки поставок, даже если изменения носят неожиданный или масштабный характер, говорит исполнительный директор КСЛ.
Кроме того, следование стратегии помогает компаниям держаться на плаву в текущих условиях неопределённости. По словам экспертов, даже самые современные математические модели и программы часто оказываются беспомощными при появлении очередного «чёрного лебедя». А поскольку прогнозировать спрос практически невозможно, лучше полагаться на заготовленный план действий.
«Например, в розничной торговле гипермаркеты больше не занимают лидирующие позиции. Лидерами становятся дискаунтеры и магазины с фиксированными или умными ценами. Многие ритейлеры видят этот тренд и развивают такие форматы, особенно в регионах, где можно расширить своё присутствие без внутренней конкуренции», — пояснил Василий Дёмин.
За успешной логистикой стоит «цифра»
Согласно данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в России наблюдается стремительный рост интереса к передовым цифровым технологиям в области транспорта и логистики. Так, из аналитики исследователей известно, что к 2030 году объём инвестиций в эту область достигнет 626,6 млрд рублей, в то время как в 2020 году этот показатель составлял всего лишь 89,4 млрд рублей.
В сфере логистики сейчас как никогда раньше популярны аналитика больших данных и искусственный интеллект. По отзывам экспертов, они помогают компаниям предсказывать потребительский спрос, оптимизировать запасы и улучшать планирование ресурсов.
Не менее значимым инструментом является блокчейн, обеспечивающий безопасный и неизменный обмен информацией между всеми участниками цепочки. Это повышает доверие и снижает риск мошенничества.
По словам исполнительного директора практики закупок и управления цепями поставок «ТеДо» Дениса Бельского, компании чаще практикуют математические расчёты, онлайн-трекеры и оптимизационные модели. Он также отмечает, что чаще всего организации используют системы предиктивной аналитики, с помощью которых оптимизируют маршруты и прогнозируют техобслуживание транспорта.
А как отмечают эксперты АНО «Цифровая экономика», к 2024 году у бизнеса значительно возросла потребность в интернете вещей и цифровых двойниках.
Г-н Дёмин в числе ключевых технологий отметил цифровое моделирование.
«В этом году мы создали цифрового двойника для крупного поставщика ритейлеров в сегменте товаров для дома. Компания более 10 лет использует международные системы для оптимизации цепочки поставок, но наш цифровой двойник показал наивысшую точность. Дело в том, что он учитывает реальную дорожную сеть России и актуальные тарифы на транспортные и складские операции. Это позволило компании устранить пробелы в данных и выйти в новые регионы», — поделился эксперт.
Он также добавил, что эффект от перестройки логистики согласно рекомендациям цифрового двойника составил около 8%, что весьма значимо при годовом бюджете на логистику в 3,5 миллиарда рублей.
Завершим статью экспертным напутствием.
«Главный урок — это максимально быстро реагировать на внешние изменения. Компании должны быть гибкими и использовать разные форматы логистики, не ограничиваясь только внутренними ресурсами (in-source). Также важно иметь под рукой инструменты, такие как цифровые двойники, которые позволяют пересчитать всю логистику за день-два и оперативно подстроиться под новые условия.
Именно такой подход мы рекомендуем компаниям, стремящимся к улучшению своих цепочек поставок», — сообщил Василий Дёмин.
Роман Алексеев, в свою очередь, убеждён, что прежде всего, всегда нужно иметь «план Б», касается ли это поставщиков материалов и оборудования, логистических маршрутов и ресурсов или способов оплаты за товары и услуги.
Эксперт рекомендует:
- Повышать сквозную прозрачность цепочки поставок от прогноза спроса (потребности) до исполнения заказов поставщиками и передачи материала или товара конечному покупателю (потребителю), нормировать процессы и операции. Это поможет улучшить качество и скорость принятия управленческих решений, а в конечном итоге — управляемость цепочки и её ценность для бизнеса.
- Повышать гибкость и свои возможности адаптироваться, динамично перестраивать цепочки поставок, в том числе за счёт диверсификации и внедрения цифровых инструментов планирования и мониторинга.
Максимизировать вовлечение накопленных запасов, например, за счёт анализа их применимости для удовлетворения актуальных потребностей, в том числе с учётом временного и стоимостного аспектов и поиска аналогов. - Оценивать и работать на повышение эффективности цепочки поставок как единого целого, а не отдельных её функций, таких как закупки, снабжение, логистика, сбыт и пр.
- Адаптировать структуру управления и процессы для реализации этих возможностей.